Убежище в средние века

253

Христианский храм являлся убежищем по преимуществу довольно долго. Такое У. Имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное У. Стало терять свое значение. Причиною этого было, во-первых, то обстоятельство, что некоторые папы косвенно отрицали право церковного У. Для лиц, совершивших особенно тяжкие преступления, во-вторых, более общее условие — упадок авторитета церкви во вторую половину средних веков и, наконец, распространение других форм У., смешанной и чисто светской. Классическим типом смешанного церковно-светского У. Являются так назыв. Французские sauvetés (salvitates, salvae terrae). Sauveté, "спасенное" место — это осложнение первоначального представления о религиозном У.

Первоначальная презумпция заключалась в том, что проступок, совершенный в стенах церкви или монастыря, сильнее карается в загробной жизни. При этом проступком считалась и расправа с лицами, подлежащими наказанию. Вообще священная ограда не могла быть осквернена. В смутную эпоху феодальной анархии, когда всякое место, обеспечивающее человеку защиту, считалось драгоценной находкой и привлекало поселенцев, церкви и особенно монастыри решили воспользоваться связанной с храмом идеей У. В целях собственной выгоды, ибо поселение, выраставшее в монастырской ограде, являлось источником доходов. Но тут встречались два неудобства. Во-первых, ограда была чересчур тесна, а во-вторых, трудно было питать уверенность в том, что соседний барон не вздумает в один прекрасный день напасть на поселение.

Sauveté устраняла оба неудобства. Место поселения расширялось, и при помощи всяческих торжественных обрядов на расширенное место переносились права У., а во-вторых, соседние бароны клятвенно обязывались наказывать всякого нарушителя священной черты. В Sauveté преобладает религиозный элемент, но мало-помалу в течение XI в. Появился смешанный тип У., но с преобладанием элемента светского. Такими убежищами были села или замки, основанные свтскими баронами и ими же поставленные под покровительство какого-нибудь святого, обыкновенно патрона ближайшего монастыря. Такие поселения объявлялись столь же неприкосновенными, как и храм, что не трудно было сделать при помощи различных торжественных обрядов. Тут еще принцип неприкосновенности исходит из религиозной идеи, но постепенно исчезла необходимость связывать одно с другим, и появился новый тип У.

— светский. В различных частях Франции он носит различные наименования. Ville franche, bourg franc, libertos, francitos. Таким образом, идея У. Постепенно отрывается от храма и прирастает к поселению. Особенно плодотворной оказывается она в процессе возникновения и развития средневековых городов. Поселение, обладающее У., растет ускоренным темпом, ибо У. Привлекает новых жителей. Увеличение количества жителей делает поселение более активным агентом экономической жизни. Эпоха, когда У. Прикрепляется к поселению, почти совпадает с эпохой хозяйственного переворота и возрождения торговли, что в свою очередь содействует приливу населения в город. Оба процесса идут об руку и ведут к росту городов. Связь У. С городом сделается особенно ясна, когда мы ознакомимся с другим типом нашего института, развившимся в Германии.

Там религиозное У. Никогда не играло той роли, какую оно сыграло во Франции, стране, где христианство было принято раньше и сделало огромные успехи еще в римскую эпоху. В Германии идея убежища была по преимуществу светской идеей. Она тесно связана с другим представлением, которое проглядывает и во французских sauvetés, но там имеет другой источник. Это идея особенного "мира". Если поселение наделено особенным миром, то это значит, что преступление, совершенное в его черте, карается сильнее, чем преступление, совершенное в другом месте. По немецкому праву каждое огороженное место пользуется особым миром, но место укрепленное пользуется высшим миром, ибо укрепленное место есть бург, а право строить бург — королевская регалия.

Король передает свои прерогативы бургу. Поэтому в Германии нарушение мира в бурге каралось высшим королевским штрафом в б0 солидов. Город есть бург. Следовательно, он также пользуется особенным миром. А всякое место, пользующееся особенным миром, по немецкому праву есть в то же время У. Таким образом, в Германии идея светского У. Возникла самостоятельно, хотя первоначальный общий источник ее тот же (см. Выше). Только во Франции она идет от классической древности через всю римскую историю, а в Германии восходит к источнику непосредственно. У. Защищает от всякого насилия. Оно не знает разницы между самовольным насильственным действием и приведением в исполнение приговора власти. Сдедовательно, в городе не может быть приведено в исполнение наказание, к которому приговорен преступник.

Исключение только одно. Когда наказание должно пасть на человека, совершившего преступление в черте города, мир не охраняет нарушителей своих норм. Местом У. Средневековый город делается поневоле. Ему нужны люди. Он принимает преступников, снимает с них клеймо, восстановляет их в правах. Таков принцип колонизации. Из новейшей литературы ср. R. Sohm, "Entstehung der deutschen Städtewesens" (1890). J. Flach, "Les origines de l'ancienne France" (т. II, origines communales, 1893). A. Дживелегов, "Средневековые города в Зап. Европе" (в коллекции Н. И. Кареева и И. И. Лучицкого, 1902).Д. Дживелегов..

Значения в других словарях
Убежища и убежищные города

Институт этот, состоящий в том, что известные помещения (храмы, священные места, дворцы и гробницы правителей или даже целые районы и города доставляют гарантированную безопасность всякому преследуемому — убийцам, преступникам, неприятелям. — ведет свое начало от самых ранних, доисторических форм человеческих обществ и представляет глубокий интерес не только для истории верований и культуры, но и для истории вообще. Достаточно сказать, что римское государство возникло из убежищного города, котор..

Убежища на Востоке

Древнейшие обстоятельные постановлении об У. Находим в Моисеевом праве. Целью их было провести практическое различие между умышленным и невольным убийством. Невольный убийца находил безопасность у алтаря. Умышленный и оттуда должен был быть взят для казни и кровной мести (Исх. 21, 13. 3 Цар. III, 28—31). Централизация культа обусловила вместо многих алтарей устройство шести городов У. (miklat, φυγαδευτήρια), приписанных к Левиину колену. Трех в соб. Ханаане и трех по ту сторону Иордана. Каждый р..

Убер

Фридрих-Христиан-Герман (Uber, 1781—1822) — нем. Скрипач и композитор, ученик Тюрка. Выступил как солист в Берлине в 1806 г. Писал оперы, кантаты и пр. Из многих его сочинений в особенности обратила на себя внимание музыка к драме "Вечный жид". Увертюра к этой драме долгое время исполнялась в Германии. В 1817 г. У. Был кантором и директором музыки при Kreuzschule в Дрездене, где и умер.. ..

Убиенное поле

Местность в Якутской обл., Верхоянского окр., в наиболее пустынной части горного хребта Тас-Хаяк-тах, в котлообразной долине р. Догдо, близ поварни Эллёр-Сибит (убиенная), где в 1645 г. Ламуты и юкагиры под начальством князька своего Пелевы устроили засаду на русский казачий отряд, ведший с собой юкагирских аманатов. Русские все были перебиты, аманаты — освобождены. В котловине этой происходит вечный шум, похожий на жалобный стон. Якуты объясняют этот шум стонами и метаньем душ убитых, ищущих вы..

Дополнительный поиск Убежище в средние века Убежище в средние века

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Убежище в средние века" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Убежище в средние века, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 22 символа