Фабианское общество

298

(Fabian Society) — английское общество, основанное в 1883 г. С целью пропаганды идей социализма и названное по имени римского полководца Фабия Кунктатора. Местопребывание в Лондоне, отделения — в других городах Англии. Число членов центрального общества в 1899 г. — 861, провинциальных отделений — до 2000. Общество и не стремится особенно увеличивать это число, ставя весьма строгие требования для принятия в свою среду (либо единогласное решение исполнительного комитета, состоящего из 15 членов, либо принятие большинством 4/5 голосов общего собрания). Свои идеи общество распространяет посредством устройства публичных лекций, издания брошюр (Fabian Tracts) и книг (Fabian Essays), организации библиотек и т. Д. Лекции и брошюры общества посвящены различным общественным вопросам, преимущественно экономическим, политическим и историко-экономическим, но также и другим (так, несколько лекций, организованных обществом, были посвящены Достоевскому, Льву Толстому, Рих.

Вагнеру, Ницше). Фабианцы так определяют свое миросозерцание в отчете, представленном Международному социалистическому съезду в Лондоне в 1896 г. ("Report on Fabian Policy", напеч. В "Fabian Tracts", № 70). "Общество фабианцев имеет целью воздействовать на английский народ, чтобы он пересмотрел свою политическую конституцию в демократическом направлении и организовал свое производство социалистическим способом так, чтобы материальная жизнь стала совершенно независимой от частного капитала. Общество фабианцев преследует свои демократические и социалистические цели, не примешивая к ним других тенденций. Сообразно с этим оно не имеет собственного мнения относительно вопросов о браке, о религии, об искусстве, об экономическом учении in abstracto, об историческом процессе, о валюте и т.

Д. Общество фабианцев состоит из социалистов. Оно стремится к новой организации общества посредством эмансипации земли и промышленного капитала от личной и классовой собственности и посредством передачи их в руки общества в видах всеобщего блага". От других социалистов и в особенности от социал-демократов фабианцы резко отличаются тем, что не верят в социальный катаклизм, не признают революцию ни возможной, ни желательной, протестуют против слишком, по их мнению, враждебного отношения социал-демократов к классу буржуазии, из которого вышли и выходят многие социалисты, требуют враждебности только к буржуазным идеям и инстинктам и не видят принципиальной противоположности между нынешним общественным строем, основанным на принципе частной собственности, и строем социалистическим, основанным на ее отрицании, признавая последний лишь дальнейшим естественным развитием первого.

Торжество их идеалов должно явиться результатом распространения в обществе социалистических идей. Господство социализма должно наступить постепенно, путем ряда частных реформ, как общегосударственного, так и в особенности местного, муниципального характера. Ввиду этого фабианцы принимают горячее участие во всех как парламентских, так и местных выборах. Не будучи, однако, политической партией и вовсе не стремясь ею сделаться, фабианцы не выставляют своих собственных кандидатов, а поддерживают тех представителей борющихся партий, которые ближе подходят к их убеждениям и дают требуемые ими обязательства. Они не сочувствуют даже выставлению самостоятельных кандидатов социалистов (хотя допускают его в некоторых случаях), предпочитая поддерживать либеральную партию и считая возможным постепенно социализировать ее.

Их политическая программа требует всеобщего голосования, ограничения прав палаты лордов, отмены налогов на чай, кофе и съестные припасы, прогрессивного подоходного налога. В области экономического законодательства фабианцы всего энергичнее стоят за восьмичасовой рабочий день (но ввиду практических соображений требуют его теперь лишь в рудниках, в общественных мастерских и т. Д.), за развитие фабричного законодательства, за национализацию земли, железных дорог, рудников и т. Д., за муниципализацию водоснабжения, газового и электрического освещения, за устройство муниципалитетами дешевых и хороших жилищ для бедняков, за организацию муниципального контроля над торговлею съестными припасами и топливом. Во всех своих стремлениях "фабианцы опираются на опыт, говорящий им, что социалисты, как и все остальные люди, не могут сделать всего по собственному желанию и потому должны признавать, что в демократическом обществе компромисс есть необходимое условие политического прогресса".

Для распространения идей социализма в народной массе, а также для разработки многих теоретических и практических (экономических и статистических) вопросов фабианцы сделали немало. В области теории они опираются особенно охотно на труды Маркса и Лассаля, решительно протестуя, однако, против принятия их положений как неоспоримых догматов и требуя их критической проверки. Брошюры общества разошлись в нескольких миллионах экземпляров. Число организованных им лекций считается десятками тысяч. Идеи общества произвели сильное влияние на Эд. Бернштейна, известная книга которого есть в значительной степени именно отражение фабианства (с присоединением некоторой доли немецкого национализма и даже шовинизма, совершенно чуждого фабианцам.

См. Социалистические партии). С точки зрения идей фабианцев написаны произведения Гобсона ("Эволюция современного капитализма", СПб., 1898. "Проблемы бедности и безработицы", СПб., 1900) и Уэбба. См. "Fabian Essays in Socialism" (Л., 1889. Немецкий перевод, неполный, снабжен ценным предисловием Sänger'a). "Englische Socialreformer" (11-й т. "Bibliothek der Socialwissenschaft", Лпц., 1897). Булгаков, "Из общественно-экономических течений в современной Англии" ("Народное хозяйство", 1901, № 5). S. Webb, "Der Socialismus in England" (Геттинген, 1898). Метен, "Социализм в Англии" (СПб., 1898).В. В—в..

Значения в других словарях
Фабиана

(Fabiana) — так называлась Виндобона (Вена) в последнее время римского владычества в Норике, по имени квартировавшей здесь cohors Fabiana.. ..

Фабианич

(Donato Fabianić) — далматский францисканец и писатель. Занимался исследованием истории письменности далматинской и вообще южно-славянской. Его главные труды. "Alle ceneri ed alla memoria di N. Giaxich" (Задр, 1851), "Viaggio sul monte Vellebich (Задр, 1841), "Memorie storicho letterarie di alcuni Convenu della Dalmazia" (Венец., 1843). "Alcuni cenni sulle scienze e lettere dei secoli passati in Dalmazia" (там же, 1843). "Patriotti illustri" (там же, 1843).. ..

Фабии

Знаменитый римский патрицианский род, родоначальником которого предание называло Геракла. Члены этого рода ранее назывались будто бы Фодиями (от fodere, рыть ямы), так как занимались ловлей зверей в ямах. Это был один из самых многочисленных и влиятельных римских родов. Когда вейентинцы частыми набегами стали тревожить римские границы, а римляне были отвлечены борьбой с эквами и вольсками, Ф. Заявили в сенате, что берут на себя ведение войны с вейями. Очевидно, около вейетинской границы лежали з..

Фабий Максим

(Quintus Fabius Maximus), прозванный "Кунктатором", т. Е. "медлителем", — знаменитый римский полководец. Он был потомком Ф. Максима Пуллиана, победителя самнитян. Вялость и медлительность сказывались у него уже в детстве. Ученье давалось ему туго. Первым крупным военным его успехом была победа над лигурийцами, за которую он получил триумф. Когда несколько лет спустя началась Вторая Пуническая война, Ф. Уже после первых поражений римлян, еще до Тразименской битвы, советовал избегать сражений с Га..

Дополнительный поиск Фабианское общество Фабианское общество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фабианское общество" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фабианское общество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 19 символа