Хадж
Х., т. Е. Пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе, главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен под страхом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина, гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства в загробной жизни. Каждый мусульманин, по учению Мохаммеда, обязан хотя бы один раз в жизни совершить X. Срок для него наступает с момента совершеннолетия. За временное откладывание полагается принесение жертвы, которая, однако, не освобождает от X. Позднейшие законоведы стали разрешать неисполнение X. По уважительным причинам. Слабости здоровья, отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств, опасностью пути. По учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо для исполнения обрядов X.
Временем для X. Определены священные месяцы. Шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступает в область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды. Скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам — два куска не сшитой ткани для покрытия верхней и нижней частей туловища. Перед этим надо подстричь усы, обрезать ногти, выдернуть волосы из-под мышек, совершить полное омовение тела, что затем делается запретным до конца X., не дозволяется покрывать голову и лицо, надевать обувь, требуется строгое соблюдение целомудрия. Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в храм Каабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затем идут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды.
Совершают шествие между холмами Сафа и Мярва, находящихся на расстоянии 100 шагов от Каабы (здесь Агарь, мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма к другому, ища воды для своего сына). Потом устремляются на гору Арафа, отстоящую от Мекки на 7 часов пути — это самая важная часть X. На этой горе Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9 числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу (поучение), длящуюся 3 часа, до солнечного заката, после чего стремглав бегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы там прослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляют друг друга со званием хаджи. В десятый день они направляются в долину Мина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила, тут надо побить дьявола камнями и тут же принести обильные жертвы в воспоминание Авраамова жертвоприношения.
После того богомольцам разрешается бриться, снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение тела и мазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Все перечисленные обряды сопровождаются специальными молитвами, точно установленными шариатом. В заключение X. Необходимо зайти в Медину, чтобы поклониться могиле пророка. X. Является объединителем всех мусульман и поэтому имеет большое политическое значение.См. "Историю Ислама" Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской литературе X. Описан Миропиевым в сочинении "Религиозное и политическое значение X." (в "Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань, 1877), а также в книге А. Крымского. "История мусульманства" (М., 1902, стр. 13 и сл.).Н.
В..
Дополнительный поиск Хадж
На нашем сайте Вы найдете значение "Хадж" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хадж, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 4 символа