Ван Тинсян

238

ВАН ТИНСЯНВан Цзыхэн, Ван Цзюньчуань (1474-1544), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, главным образом астрономией. Родился 4 декабря 1474 в Ифэне (совр. Ланькао, провинция Хэнань) в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530-1533) и глава цензората (1533-1541), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. Умер 23 сентября 1544. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна - Шэнь янь (Осмотрительные слова), 13 цзюаней ("свитков"), Я шy (Переложения классики), 2 цзюаня, и другие входят в состав двух собраний сочинений.

Ван-ши цзя цзан цзи (Собрание [[сочинений]] из домашнего книгохранилища господина Вана) и Ван Цзюньчуань со чжу шу (Произведения, созданные Ван Тинсяном). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений. Официального - Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школы и неофициального - Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школы. В онтологических взглядах следовал за Чжан Цзаем (11 в.) и предшествовал Ван Чуаньшаню (17 в.). Универсальной мировой субстанцией считал "изначальную пневму" (юань ци1), существовавшую "до рождения Неба (нянь) и Земли (ди)", являющуюся "наивысшей вещью (у3)", корнем и телесным субстратом(ти, см. Ти-юн)"принципов" (ли1) и дао, содержащую в себе "семена" (чжун) всех объектов.

"Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци1). "Изначальная пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна "Великому пределу" и в гносеологическом смысле - как пределу познания. Помимо "изначальной пневмы" Ван Тинсян выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются "формы" (син2) и "принципы" и полностью актуализируется дао. В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени.

"[[Индивидуальная]] природа" (син1) человека, по Ван Тинсяну, неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта "[[индивидуальной]] природы" изначально присуща только "совершенномудрым" (шэн1), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. До н.э.) и сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4-3 вв. До н.э.). Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслия" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма Ван Тинсян выступал против теологических тенденций Дун Чжуншу (2 в.

До н.э.), "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).ЛИТЕРАТУРАИстория китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Ван Дейк Антонис

(Van Dyck, Anthonis) (1599-1641), фламандский художник. Родился в Антверпене 22 марта 1599. В возрасте одиннадцати лет поступил в обучение в мастерскую Хендрика ван Балена, а в 19 лет был принят в качестве мастера в гильдию живописцев. С 1617 по 1620 Ван Дейк работал вместе с Питером Паулем Рубенсом. После поездки в Англию (1620-1621) он отправился в Италию, где пробыл около шести лет и создал многочисленные портреты и картины на религиозные и мифологические сюжеты. Сохранился его альбом этих ле..

Ван Тао

Ван Цзыюань, Ван Цзыцянь, Таоюань (1828-1897), китайский философ, политический мыслитель, ученый, общественный деятель, основоположник современной журналистики в Китае. Родился в Чанчжоу (Усянь) в провинции Цзянсу. В 1845 получил низшую ученую степень сюцай. В 1862-1873 был помощником крупнейшего переводчика канонической китайской литературы на английский язык Дж.Легга (1815-1897), написал комментарии к классическим конфуцианским сочинениям Ши цзину, Чжоу и, Ли цзи, хранящиеся ныне в Нью-Йоркско..

Ван Тун

Ван Чжунъянь, Вэньчжун-цзы (584-617), философ и политический мыслитель, крупнейший представитель "правоверного" конфуцианства в период от Ян Сюна (1 в. До н.э. - 1 в. Н.э.) до Хань Юя (8-9 вв.). Родился в 584 в Лунмэне, области Цзянчжоу (совр. Уезд Хэцзинь провинции Шаньси). Ван Тун сыграл важную роль в сохранении конфуцианской традиции в условиях идейного доминирования буддизма, развив теорию сущностного единства "трех учений" (сань цзяо) - конфуцианства, буддизма, даосизма и став самым ранним ..

Ван Фу

Ван Цзесинь (76[[-85]]-157[[-167]]),ВАН ФУкитайский философ-конфуцианец, политический мыслитель. Родился в Линьцзине (совр. Уезд Чжэньюань провинции Ганьсу). Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался литературным творчеством, в котором выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его главного сочинения, написанного в середине или в конце жизни, - Суждения сокровенного человека (Цянь фу лунь). Состоит из 36 глав, последня..

Дополнительный поиск Ван Тинсян Ван Тинсян

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Тинсян" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Тинсян, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа