Митра

148

Мифра (авест. Μιθρα, букв. «договор», «согласие»), древне-иранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. М. Принадлежит по своему происхождению к индоиранскому пантеону (ср. Вед. Mitга), само имя восходит к индоевропейскому корню *mi-. *mei-, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества, взаимности, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии. Культ М. Получил чрезвычайно широкое распространение. Образ М. Внедрился (в непосредственном или косвенном виде) в самые разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы.Древнейшие и наиболее надёжные сведения о М. Содержатся в «Авесте», прежде свего в «Яште» Х [«Митра-(Михр-) Яшт»].

Первоначальность договорной функции М. Для авестийской традиции не вызывает сомнений. Именно об этом говорит Заратуштре создавший М. Ахурамазда. «негодяи (нечестивцы), которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну. Никогда не нарушай договора, о ты, из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды» (X 2) и далее. «Быстрых лошадей даёт М., обладающий широкими пастбищами для скота, тем, кто не лжив к договору» (X 3). [Ср. Игру слов, относящуюся к теме М. И договора. Букв. «Договор. Даёт. Тем, кто не лжив к договору», которая, как и другие подобные случаи, дала основание не только для понимания М.

Как персонифицированного абстрактного понятия договора (А. Мейе и др.), но и для предложения во всех контекстах такого рода переводить miθra, mitra не как имя собственное, а как «договор» (П. Тиме - применительно к ведийскому материалу, с ещё большим основанием это заключение могло бы быть приложено к ряду авестийских примеров).] Связь М. С договором, с присутствием при нём и как бы гарантией его соответствия космическому закону или даже понимание М. Как воплощённого договора подтверждаются и многими другими примерами. Ср. «Яшт» Х 45 (прославление М., у которого на каждой высоте, на каждом месте для обзора сидят восемь служителей как наблюдатели договора, следящие за нарушителем договора), 109 [о тех, кто умиряет (приводит в состояние мира) с помощью М., почитая договор)], 111, 116 след.

(«двадцатикратен договор между двумя друзьями...», ср. Др.-инд. Mitra-, «друг»), «Видевдат» 4, 2 след. М. - верховный страж договора. Он следит за ним тысячью восприятий («Яшт» Х 35, 107), десятью тысячами глаз, тысячью ушей (X 7, 91, 141), десятью тысячами шпионов (X 24, 60). Античные источники свидетельствуют о персидском обычае клясться М.Договорная функция М. Объясняет и ряд других мотивов, в которых он упорядочивает, организует землю и жизнь на ней. Социальный аспект деятельности М. Особенно очевиден, в нём отчасти можно видеть отражение той мифопоэтической историософии и установки на создание квазиисторической схемы, которые отличали иранскую культурно-религиозную традицию. М. Гарантирует устойчивость и согласие между людьми, охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает врагов, если они не чтут договор, нарушают его, служат лжи.

М. Объединяет людей, помещает их на их собственное, правильное (т. Е. В соответствии с правилом, законом выбранное) место (этот мотив отражает глагол уât-, «митраический» глагол, по Э. Бенвенисту), защищает страны в зависимости от выбора правильного места по отношению к М. И уничтожает те страны, которые отказываются от этого выбора и бросают М. Вызов (X 78). Один из наиболее интересных эпитетов М. - «выпрямитель линий (границ)» (kaðô.râzah, Х 61) не только намекает на возможную примиряющую роль М. При спорах о границах, но в конечном счёте - позволяет, очевидно, восстановить для него более древнюю функцию царя-жреца, принимающего участие в ритуальных измерениях, которые подтверждают следование универсальному закону, правде (râzah- отражает корень, давший также название царя в древнеиндийском - râjan и латыни - rex).

Подобные фрагменты подчёркивают посредническую роль М., его функцию различения добра и зла, правды и лжи. В этом смысле М. - божество, определяющее некую морально-нравственную границу.Особая устойчивость договорной функции М. Доказывается рядом примеров широчайшего пространственно-временнбго диапазона. Ср. Наличие этой же функции у ведийского М„ употребление имени Mi-it-ra. В договоре Маттивацы, переднеазиатского правителя середины 2-го тыс. До н. Э., упоминание М. В согдийских правовых документах. Русское «мир», «община» как обозначение социальной структуры, имеющей, в частности, функции, сопряжённые с договором, связано с М.С М. Связано индоиранское божество •Bhaga [авест. Miθräh bâγah Митра Бага (бог), согдийск. Myšyy βγyy, ведийск.

Mitra-bhaga-. Этой паре точно соответствует русское «мир да бог»], ведавшее распределением благ, доли, части. Согдийский В-у, восходящий к Баге, выступает как бог свадьбы (В. Б. Хеннинг). В свадебном ритуале М. И Бага, видимо, соперничают друг с другом и являются двумя гарантами брачного договора. Не исключено, что М. Обеспечивал душевное согласие и мир, тогда как от Баги зависели имущественные статьи договора. Для среднеиранского периода (по меньшей мере) параллелизм и разные формы притяжения между М. И Багой несомненны (ср., например, пехл. Mihragan, название посвящённого М. Праздника, при согдийском названии аналогичного праздника bayagân. Или храм М. В армянской деревне Багаар-цуж и т. П.).М. - устроитель не только социального, но и природного космоса.

Он связан с водами, с Апам-Напатом (иногда выступает в ипостаси Апам-Напата), с солнцем, он хозяин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря ему идут дожди и вырастают растения (X 61), он «дающий жизнь» и «дающий сыновей», распределяет жир и стада, делает удобным и благоприятным существование, обеспечивает собственность истины, исполняет мольбы и просьбы (X 65). М. Обеспечивает домами, женщинами, колесницами (X 30), богатством, счастьем, телесным здоровьем, комфортом, потомством (X 108). М. Связан с богиней плодородия Ардвисурой Анахитой, вместе с Рашну и Сраошей (ср.-перс. Рашн и Срош) выступает судьёй над душами умерших на мосту Чинват, в его окружении также бог ветра (под разными названиями), Веретрагна.В авестийской мифологии мотивы связи М.

С солнцем не могут считаться основными, в ней налицо лишь известные предпосылки для формирования солярной функции М. Тем не менее и в «Авесте» нельзя пройти мимо таких фактов, как эпитеты М. «исполненный собственного света», «сияющий» (X 44), «блестящий» и т. П. (ср. Также «Яшт» Х 142, 143. «Видевдат» 19, 28), мотивы бессонного, всегда бодрствующего (как и солнце) М. (X 7, ср. Х 103, где М. Неусыпно и бдительно стережёт творения Мазды, наблюдает за ними), смежности М. И солнца во времени (М. Является раньше солнца на рассвете и остаётся позже его на закате, ср. Х 95, 141), таких атрибутов М., как кони и колесница (ср. Х 136). В других иранских традициях М., однако, несомненно выступает как божество солнца или даже просто как обозначение солнца.

Ср. Согдийск. Myšyy bγуу, которое употреблялось именно в этом значении, что приобретает особый смысл в связи с мотивом солнца как свидетеля брачного союза и договора во многих традициях, парфянск. Myhr (=mihr), «солнце», заимствованное и новоперсидским языком - mihr (многие поздние античные и восточные источники и персидского М. Описывают как солнечного бога), йидга mira, «солнце», и т. П. Показательно, что в парфянских и согдийских манихейских текстах так называемый Третий посланник носит соответственно названия myhryzd и myšyy βγуу , связанные с именем М. (ср. Роль Третьего посланника как солнечного божества, которое должно завершить освобождение пленённого света). Средне-персидский myhryzd обозначал манихейского Живого духа, что также характерно, если учитывать мотив М.

- носителя жизни (ср. Его сближения с Гайомартом), а также наличие общей у них демиургической функции. Возможно, именно из восточноиранской среды было заимствовано имя мансийского солнечного божества Мир-сусне-хум. Таким образом, одно из важнейших отклонений части восточноиранской традиции от «Авесты» состояло в формировании новой ипостаси М. - бога солнца (при этом иногда у М. Оставались и договорные функции, а в других случаях они более или менее автоматически передавались солнцу как трансформации М.). Солярная функция М. Объясняет многочисленные примеры синкретических образов М.-Гелиоса в митраическом искусстве (иногда М. Отождествлялся через мотив огня и с Гефестом).Исходным пунктом в выяснении мифологической предыстории образа М.

Следует считать наличие пары соответствующих божеств в иранской и индийской традициях. Митра - Ахура-мазда в «Авесте» и Митра - Вару на в «Ригведе». В этой паре, связываемой с магико-юридической функцией (согласно выдвинутой Ж. Дюмезилем теории трёх функций богов) и поколением «старых богов», Ахурамазда (соответственно Варуна), видимо, моделировал в индоиранский период в основном космологические элементы вселенной, а М., очевидно, ведал социальной организацией людей и соответственно устройством «человеческой» вселенной, осуществлял медиационную (посредническую) функцию между верхом и низом, небом и землёй, внешним и внутренним пространством, божественным и человеческим. Подобная схема объясняет возникновение следующей по времени стадии в истории М.

- превращение его в бога договора. В ходе подобной эволюции М. Мог иногда приобретать и некоторые черты, первоначально присущие его соседу по божественной паре. Так, видимо, объясняется причастность авестийского М. К войне, к разрушительным, недружественным действиям, даже к убийству (таков, например, мотив убийства быка, ставший своего рода символом митраической мифологии к западу от Ирана. Ср. Древнеиндийскую мифологему о М., вместе с другими богами принимающем участие в убийстве Сомы), связь с водами, первоначально характерная для второго члена пары (ср. Варуну как повелителя первозданных вод), связь с ночным небом (одежда М. Иногда изображается как звёздное небо), с глубиной и тайной (в «Яште» Х 25 почтение воздаётся «глубокому ахуру»).

В результате реформы Заратуштры Ахурамазда обрёл статус единственного главного бога, а М. Потерял своё место рядом с ним, был исключён даже из круга его ближайших помощников Амеша Спета (имя М. Не встречается в «Гатах») и нашёл себе место среди помощников Ахурамазды более низкого ранга, язатов. Тем не менее М., видимо, было выделено место в зороастрийском календаре (месяц жертвоприношений багаядиш, ср. Baga-). He исключено, что намерения Заратуштры в отношении М. Могли быть ещё более радикальными. Среди других изменений характеристик М. После реформы Заратуштры - устранение у М. Функций бога войны, актуализация тавроктонической темы (из крови убиваемого быка произрастают растения, она увеличивает плодородие и жизненную силу, ср.

Особую роль в культе М. Жертвоприношения животных), появление образа «утроенного» М., т. Е. Большого М. С двумя малыми М. Со светильниками (олицетворения утренней и вечерней зари Кауто и Каутопат), формирование мифологемы солнце (свет) из камня (скалы), мотив конного М. И т. П. М. [возможно, как солнце, объятое космическими водами, ср. Мотив золотого зародыша (яйца) в бездне мировых вод] отождествлялся с орфическим первородным божеством Фанесом, рождённым из яйца, брошенного в воды. Об этом свидетельствуют некоторые посвятительные надписи (ср., например, формулу. «Зевсу - Гелиосу - Митре - Фанесу»), произведения искусства, например барельеф с изображением юноши (М.-Фанеса) из Моденского музея. Многие изображения М. Содержат также детали, объединяющие М.

(и Фанеса) с богом времени Зерваном.В связи с распространением за пределами Ирана (особенно в Римской империи) культа М. И посвящённых ему ритуалов (митраические мистерии), ритуальных сооружений (митрейоны. Есть предположение, что Бехистунская скала ещё в доахеменидское время могла быть местом культа М.), изображений и скульптур, мотивов и сюжетов, языковых образов и имён с соответствующим корнем [они весьма обильны и в самом Иране (ср. Уже персеполитанский ономастикон), и далеко за его пределами] обращают на себя внимание чрезвычайная лёгкость усвоения культа М. (в частности, видимо, в военной среде. Ср. Особую популярность М. У римских легионеров от Евфрата до Рейна. В Дура-Европосе почитали М. Одновременно с Юпитером, в других случаях отождествляли с Зевсом) и быстрая трансформация образа М.

(так, в Армении М. Дал имя Мгеру, герою эпоса о сасунских богатырях, убивающему, в частности, чёрного быка, см. В ст. Михр).В самом Иране эволюция образа М. Не закончилась реформой Заратуштры. Ахемениды, несомненно, чтили М. Он упоминается вместе с Ахурамаздой и Ардвисурой Анахитой в надписях Артаксеркса II и III, Ксенофонт сообщает о поклонении М. Кира Младшего, Ктесий - о жертвоприношениях М., совершаемых персидскими царями, Курций Руф - о поклонении Дария III М., солнцу и вечному огню. Видимо, М. Почитали и ранние Ахемениды. Сохраняется культ М. И в эпоху Сасанидов. Эволюцию характеристик М. Довольно полно отражает нумизматический материал. На кушанско-сасанидских монетах, на ранних монетах Хормизда I М. Вручает правителю символы власти (на более поздних это делает Ахурамазда).

Иногда М. Изображается стоящим на цветке лотоса (рельеф из Таге-Бостана), что обнаруживает тяготение к буддийским иконографическим приёмам (ср. Притяжение М. И Майтреи как ипостаси Будды). На греко-бактрийских монетах Деметрия (2 в. До н. Э.) прослеживаются отчётливые следы синтеза образов Геракла и М. Монеты кушанских правителей Канишки и Хувишки (кон. 1-2 вв. Н. Э.) позволяют судить о формировании пантеона, в котором рядом с М. Оказываются бог луны Мах, бог ветра Вадо, бог огня Атшо, иногда Фарро и т. П. Известен вклад образа М. И в формирование некоторых аспектов раннехристианского учения и ряда предшествовавших ему концепций.Лит. Тревер К. В. Отражение в искусстве дуалистической концепции зороастризма, в сб. Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа, [т.] I, Л., 1939, с.

243-54. Топоров В. Н., Ещё раз о природе ведийского Митры в связи с проблемой реконструкции некоторых древних индоиранских представлений, в кн. Тезисы докладов во Второй летней школе по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1966, с. 50-52. Его же, О семиотическом аспекте митраической мифологии в связи с реконструкцией некоторых древних представлений, в кн. Semiotyka i struktura tekstu, Warsz., 1973, с. 357-71. Кошелеико Г. А., Ранние этапы развития культа Митры, в кн. Древний Восток и античный мир, М., 1972, с. 75-84;Windischmann Е., Mithra. Ein Beitrag zur Mythengeschichte des Orients, Lpz., 1857. Hillebrandt A., Varuna und Mithra, Breslau, 1877;Cumont F., Textes et monuments figurés relatifs aux mystères de Mitera, t.

1-2, Brux„ 1896-99. Его же, Les mystères de Mithra. 3 éd.., Brux., 1913. Его же. Die Mysterien des Mitera, 3 Aufl., Lpz.-В., 1923. Его же, Mithra et 1'Orphlsme, «Revue de I'histoire des religions», 1934, [v.] 109;Hertel J., Die Sonne und Mithra im Awesta, Lpz.- Haessel, 1927. Leipoldt J., Die Religion des Mithra, Lpz., 1930. Christensen A., Les Kayanides, Kbh., 1931. Saxi F., Mithras, В. 1931. Autran Ch., Mithra, Zoroaetre et la préhistoire aryenne du christianisme P., 1935. Nyberg Н. S., Die Religionen des Alton Iran, Lpz., 1938. Dumézil G., Mitra-Varuna. Essai sur deux représentations indo-européennes de la souve-ralnete, [P., 1948]. Lоmme1 М., Mithra und das Stieropter, «Paideuma», 1949, N 3, S. 207-18;Kristensen W. В., Het Mysterie van Mithra, Amst., 1946.

С amp bell L. Typology of Mithraic tauroctones, «Berytus», 1954, [t.] 11. Duchesne-Guillemin J., La religion de 1'Iran ancien. P. 1962. Thieme P. Mitra and Arya-man. New Haven, 1957. The Avestan hymn to Mithra. With an introduction, translation and commentary by I. Gershevitch, Cambr., 1959. Vегтaseren М. J., Corpus inscriptionum et monumentorum religionis Mithriacae, [t.] 1-2, Hague. 1956- 60. Его же. Mithras, de geheimzinnige god, Amst.-Brux., 1959. Его же, Mithras, geschichte eines Kultes, Stuttg., 1965. Kulper F. B. I. Remarks on the avestan hymn to Mithra, «Indo-Iranian Journal», 1961, [v.] 5, N 1, p. 36-60;его же, Ahura Mazda «Lord Wisdom», там же, 1976, [v.] 18, № 1, p. 25-42. Widengгen G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965. Blawatsky W.,Kochelenko G., Le culte de Mithra sur la cote septentrionale de la Mer Noire, Leiden, 1966.

Frye R., Mithra in Iranian history, в кн. Mithraic Studies, v. 1-2, Manchester, 1975. Belardi W., Studi mithraici e mazdei, Roma, 1977.В. Н. Топоров.  (др.-инд. Mitra, букв. «друг», понимаемый как второй участник договора. В среднем роде - «дружба», «договор»), в ведийской мифологии бог, связанный с договором, людьми, солнцем, один из адитьев. В «Ригведе» ему посвящён один гимн (III 59). Гораздо чаще М. Образует с Варуной пару, рассматриваемую как нечто единое. М. (как и Варуна) - сын Адити, и Дакши (VII 66, 2. VIII 25, 5). М. (один или вместе с Варуной) заполняет воздушное пространство, удерживает небо и землю, укрепляет небо и солнце, заставляет его восходить (IV 13, 2. Ср. Призывы к М. При восходе солнца), охраняет оба мира, несёт богов (III 59, 8).

Солнце - глаз М. И Варуны (VI 51, 1. VII 61, 1). Связь с солнцем и небом объясняет мотивы небесной езды (ср. Также путь М., V 64, 3) и всевидения и ряд атрибутов - коней, колесницу, золотой трон, мёд, сому и т. П. (ср. Связь с обильными молоком коровами, в частности как образом дождевых облаков). Особенно подчёркивается, что М.- бог дружбы (I 21, 3), он миролюбив и милосерден к людям, в частности к певцам. Защищает их, приносит богатство. Основная функция М.- объединение людей (III 59, 1, 5. VII 36, 2 и др.) в особую социальную структуру и установление договора с ними. Этот договор соотносится с универсальным космическим законом рита и с движением солнца. М. Следит за виной и её отсутствием (V 62, 8), карает за грехи, он господин истины (Майтр.-самх.

II 6, 6) и руководитель людей в сфере социального и морального порядка (РВ I 139, 2). Вместе с Варуной М. Воплощает магико-юридическую функцию (в частности, они стражи морального порядка - dharinan и обладатели магической асурской силы) и прежде всего идею договора. Уже в ведийский период М. И Варуна различаются в ряде отношений. В брахманах эти различия превращаются в стройную систему противопоставлений. Благой - неблагой, правый - левый, близкий (внутренний) - далёкий (внешний), восточный - западный, связанный с солнцем - с луной, с днём - с ночью, с летом - с зимой, с огнём - с водой (ср. Два вида клятвы - при огне и при воде), белый - чёрный (ср. Цвет жертв, приносимых М. И Варуне), видимый - невидимый, связанный с космосом - с хаосом, коллективный - индивидуальный, социальный - природный, юридический - магический.

Таким образом, М. И Варуна в известной степени становятся классификаторами в модели мира древних индийцев. Вместе с тем между ними существуют и связи иного рода. Варуна объемлет космос извне. Всё остальное, в том числе солнце, огонь как образы М. Помещены внутри (< Варуна в воды поместил огонь, в небо - солнце», РВ V 85, 2). Именно Варуна проложил путь для солнца. Видимо, на основании этих мотивов можно восстановить ядро космогонического мифа с участием М. И Варуны. В некоторых версиях мифа о Пуруравасе и Урваши (ср. Вишну-пур. IV) М. Выступает как муж Урваши, любившей Варуну. У неё два сына Агастья и Васиштха, будущие великие мудрецы. Узнав об измене Урваши, М. Изгоняет её с небес и проклинает, предсказав ей жизнь среди людей и брак со смертным.

В «Тайттирия-самхите» «Яджур-веды» (II 1, 9, 5) отмечен мотив - М. Успокаивает Варуну, в «Рамаяне» (VII 56, 12, 23-26) М. Помогает Варуне. Вообще, в более поздней литературе тесная связь М. И Варуны входит в пословицу (Мбх. XIV 59, 15. «Хари-ванша» II 101, 10). Из других связей М. Подчёркиваются отношения с Агни, Сомой, Вач (РВ 125, 1), Индрой, который наказывает тех, кто грешит против закона М. И Варуны (X 89, 8-9). В упанишадах М. Встречается только в перечислениях. Позже упоминается М. Как мудрец, сын Васиштхи.Лит. Топоров В. Н., Ещё раз о природе ведийского Митры в связи с проблемой реконструкции некоторых древних индоиранских представлений, в кн. Тезисы докладов во Второй летней школе по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1966, с.

50-52. Его же, О семиотическом аспекте митранческой мифологии в связи с реконструкцией некоторых древних представлений, в кн.:Semiotyka i struktura tekstu, Warsz., 1973, 8. 357-71. Dumézil G., Mitra-Varuna. Essai eur deux représentations indo-européennes de la souveraineté, P., 1948. Thieme P., Mitra and Aryaman, New Haven, 1957. Benvenlste E., Mithra aux vastes pâturages, «Journal Asiatique», 1960, t. 248, tasc. 3, p. 421-29. Сашрbеll L., A., Mithraic iconography and ideology, Leiden, 1968.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Митра

IМи́тра (от греч. Mítra — головная повязка) в православной и католической церквах позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (преимущественно на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.). IIМи́тра в древневосточных религиях один из главных индоиранских богов, воплощающий доброжелательную по отношению к человеку сторону божественной сущности. М. — бог дневного света, податель жизни и пр. И своей специфиче..

Митра

МИТРА (от греч. Mitra - головная повязка) - в православных и католических церквах высокий головной убор высшего православного и католического духовенства.. ..

Митра

МИТРА (греческое - головная повязка), позолоченный головной убор, надеваемый высшим христианским духовенством во время> богослужения.. ..

Митра

(греч. Mitra, "головная повязка"), начиная с 10 в. Официальный головной убор западных епископов, происходящий от камилавки - шапки, которую носили папы. Первоначально право носить митру даровалось лишь отдельным епископам, но позднее она стала частью облачения всех епископов и некоторых аббатов, а также высших прелатов папского двора. В настоящее время митры используются в Римско-католической церкви, в Армянской апостольской церкви и некоторыми англиканскими епископами. Митрами называют также го..

Митра

(греч.). 1) головной убор у высших духовных лиц при полном облачении. 2) у Гомера. Жестяной пояс на хитоне. 3) род брюхоногих моллюсков, сем. Митровых.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) в браминской и персидской религии - бог света, олицетворение доброго начала. 2) головной убор епископов во время богослужения, жалуемый иногда архимандритам и протоиереям.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков ..

Митра

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Митра

В древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.. ..

Митра

Ж. Архиерейская и архимандритская шапка, при полном облачении. | Родовое название морских улиточных раковин. Митровый, к ней относящийся. Митрополит м. Высший духовный сан в России. В епархиях столичных и в киевской управляют митрополиты. -тов, ему принадлежащ. -тский, -личий, к нему относящийся. Митропольство, -литство ср. Сан или округ митрополита, митрополия ж. Что также означает вообще столицу. Митропольщина стар. Барщина на митрополита, земские доходы его.. ..

Митра

М.Бог солнца, договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми (в древневосточных религиях).. ..

Митра

МИ́ТРА -ы. Ж. [греч. Mitra - головная повязка] Высокий с круглым верхом позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор высшего духовенства и заслуженных православных священников. М. Архиепископа.. ..

Митра

-ы, ж. Позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и нек-рыми заслуженными священниками.. ..

Митра

Митры, ж. (греч. Mitra - головная повязка) (церк.). Позолоченный и украшенный головной убор епископов и заслуженных священников в православной церкви, употр. Во время богослужения.. ..

Митра

Ми́тра "архиерейский головной убор". Из греч. Μίτρα "повязка на голову". См. Фасмер, Гр.-сл. Эт. 126.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Митра

Индоиранское божество, культ которого проник в Рим во времена Республики и распространился по всей Империи. Так как культ Митры допускал участие в нем только мужчин, религиозные обряды, в том числе инициационные, производились в пещерах или в специально выкопанных подвалах. Считалось, что Митра соперничает с богом Солнца, однако позже его самого стали отождествлять с Солнцем. Изображали Митру обычно вместе с жертвенным быком, которого, по преданию, он победил как воплощение зла, созданного Ормуз..

Митра

— головная повязка — в православной и католической церквах позолоченный головной убор, надеваемый преимущественно на время богослужения представителями высшего духовенства. Кроме того, в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.. ..

Митра

В др.-вост. Религиях один из гл. Индо-иран. Богов, воплощающий доброжелательную человеку сторону божеств. Сущности. М. - бог дневного света, податель жизни и пр. В своей специфич. Функции - бог договора (индо-иран. М. "договор") - гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе (от семейных до междунар.). М. Обычно выступает рядом с солнцем, но не идентичен ему (отождествление М. - Солнце известно лишь у нек-рых иран. Народов в более поздний период). М. Почитался с индо-иран. ..

Митра

Бог, в пантеоне "Ригведы" тесно связанный с образом Варуны, в противоположность грозному аспекту к-рого представляет благую сторону владычества, ассоциируясь с днем и белым цветом. Прославляется как бог, устанавливающий мир и согласие среди людей. Изначально связан с понятием договора (уже в переднеазиатском тексте сер. II тыс. До н. Э.). На древность образа М. Указывает также параллель в иранском пантеоне. Уступает Варуне в значении и в послеведийском пантеоне заметной роли не играет.В. Эрман ...

Митра

(головной убор)(греч. Μίτρα, «пояс, повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения.В латинском обряде католической церкви митра (инфула[4]) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира. Епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права латинской церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие подлинной юрисдикцией (vera iurisdictio). Согласно Апостольскому посланию "..

Митра

Богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.. ..

Митра

В древневосточных религиях бог Солнца, договора, согласия. Один из главных древнеиранских богов. Точное происхождение культа Митры неизвестно. Культ Митры имел существенное влияние на религиозные массы Ближнего Востока и Римской империи в I веке до н.э. - I веке н.э., и лег в основу раннего религиозного синкретизма. В основе культа Мирты лежали идеи космополитизма и мистицизма, свойственные восточным религиям. В религиозно-философском отношении многие исследователи оценивают культ Митры как пром..

Митра

(греч. Повязка, носимая на голове) - принадлежность богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения митры дается в качестве награждения. Головной убор формы близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы - Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и к.л. Святого или праздника. И одна икона наверху - Троицы или серафима. Архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.. ..

Митра

Или Мифра (Перс.) Древнеиранское божество, бог солнца, о чем свидетельствует его голова льва. Это имя существует и в Индии и означает одну из форм солнца. Персидский Мифра, изгнавший из небес Ахримана, является своего рода Мессией, возвращения которого ожидают в качестве судьи людей, и он ест прямо связан с высшим Оккультизмом, учения которого излагались во время Мистерий Мифры, которые вследствие этого носили его имя.. ..

Мистерии

В античности тайные культы некоторых божеств. В Мистерии участвовали только посвященные, так называемые мистеристы. Мистерия состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определенным ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т.д. Возникли мистерии на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием классов общества некотор..

Митилена

(Mytlene, Μυτιλήνη). Самый большой город на острове Лесбос.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Митрас

(Mithras, Μίθρας). Древний персидский бог солнца.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Митридат

(Mithridates, Μιθριδάτος). Понтийский царь, называемый Великим (120—63 гг. До Р.Х.). Сначала он воевал с римлянами, но затем был побежден Помпеем, и сам лишил себя жизни. Митридат отличался громадной памятью и говорил на 22 языках.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Митра

Символизирует власть. Первоначально это был головной убор в виде рыбьей головы, который носили жрецы бога Эа-Оаннеса. Ее носит также высший священнослужитель в иудаизме и в митраизме. Митру одевают и христианские епископы.. ..

Митра

(от греч. Mitra - головная повязка) - высокий с круглым верхом позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор высшего духовенства и заслуженных православных и католических священников, надеваемый при полном церковном облачении (преимущественно на время богослужения).. ..

Дополнительный поиск Митра Митра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Митра" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Митра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа