Муха
Мифологическая роль М. Связана с её малыми размерами, назойливостью, нечистотой. Эти особенности определяют символическое значение образа М. У древних евреев М. Считалась нечистым насекомым и не должна была появляться в храме Соломона. Её вредоносные качества (от мора, приносимого М., обезлюдел Ле-вант) в сочетании с многочисленностью М. Объясняют сравнение с М. Ассирийских или египетских войск в библейской традиции. Христианская традиция усвоила образ М. - носительницы зла, моровой язвы, греха, ведущего к искуплению. В ряде случаев образ М. Соотносится с персонифицированными мифологическими образами, чаще всего воплощающими силы нижнего мира. Так, многие демоны, злые духи, персонажи, фигурирующие в чёрной магии (в частности, в «чёрных» заговорах, колдовстве), связаны с М.
В иранской мифологии демон смерти Насу («труп») представлялся в облике отвратительной трупной М., прилетающей после смерти человека, чтобы завладеть его душой и осквернить тело. Верховный вождь адских сил Вельзевул - учредитель ордена М., с которым связаны и Молох, Ваал, Левиафан и другие, занимающие разные места в иерархии этого ордена. Известны и иные формы воплощения мушиных образов в мифологии (ср. Способность скандинавского Локи превращаться в М., которая жалила его жертвы, подвергая мучениям. Мотив превращения сказочного героя в М., что облегчает ему выполнение своих задач). Несколько другую категорию составляют т. Н. «мушиные» боги, повелители М., защищавшие людей от укусов М. Таков был Вельзевул, которого почитали ханаа-неяне и филистимляне.
Ср. Одну из ипостасей Зевса - Апомийос («отвратитель М.»), которому ежегодно в Актийском храме приносили в жертву вола [косвенное отражение той же связи в мотиве вола и М. (ср. Более известный случай - вол и лягушка) или в мушином опахале (др.-инд., пали camara-, собств. Бык вида Bos grunniens) в форме кустистого взъерошенного бычьего хвоста, выступающем в буддизме как эмблема власти, мощи, покровительства, превосходства, также - подчинения. Подобные же опахала в Китае используются в магических обрядах]. Жертвоприношения от М., совершаемые, очевидно, в пользу мифологического персонажа, обладающего властью над М. Или успешно с ними борющегося, известны и в Риме (совершались в храме Геркулеса). Мифологическая отмеченность М.
Актуализирует тему малого, ничтожного, вредящего большому и значительному. Эта тема так или иначе отражается и в клишированном библейском образе М. В помаде (эквивалентном образу ложки дёгтя в бочке мёда), и в эзоповской басне о М. На колеснице (и её фольклорных источниках), и даже в символическом образе вечности, бессмертия - М. В янтаре. Помимо уже отмеченного превращения героя в М., ср. Такие мотивы. М. Строит терем, М. Попадает в сеть к мизгирю (пауку), М. Летает над головой, служит приметой при узнавании невесты. М. Берётся героем для напоминания. М. И блоха (хвастовство - состязание на тему, кто больше досадит человеку. Мена жильём между ними). М. Забывает имя. М., убитая на носу судьи. Происхождение М. В результате соития брата и сестры (А 2031), по воле верховного бога и т.
П. Связь энтомологического и астрального кодов в теме М. Отражена в названии созвездия Musca Borealis. Образ М. Иногда включается в состав других образов с богатой мифопоэтической семантикой. Ср., например, обозначение мухомора (Amanita muscaria) как «мушиного» гриба - рус. Мухомор, нем. Fliegenpilz или Fliegenschwann, франц. Tue-mouche и т. П. (см. Грибы). Иногда М. Выступает в мифопоэтических источниках как представитель класса насекомых в целом, и в этом случае её характеристики становятся или более нейтральными (малое, летающее, жужжащее и т. П.), или, наоборот, более разнообразными и эвентуальными.Лит. Jоbes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 588-89.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Муха
На нашем сайте Вы найдете значение "Муха" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Муха, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 4 символа