Огуз-хан

310

Огуз-каган, в мифологии огузов герой-прародитель. Образ О.-х. Имеет черты культурного героя. Наиболее древние представления об О.-х. Зафиксированы в уйгурской рукописи 15 в. «Огуз-наме» [содержит карлукско-уйгурскую (13-14 вв.) версию мифа]. В ней говорится, что О.-х. Был зачат матерью от лучей света (известный мифологический мотив чудесного рождения) и уже родился богатырём («Из груди своей матери этот ребёнок вкусил молоко и больше не пил. Мяса сырого, пищи, вина хотел. И заговорил. Через сорок дней он вырос, ходил и играл»). Уже в юности О.-х. Победил страшное чудовище - пожиравшего табуны единорога. Внешность О.-х. Отражает тотемистические представления древних тюрок. «ноги его. Подобны ногам быка, поясница - пояснице волка, плечи - подобны плечам соболя, а грудь - груди медведя».

Чудесный помощник О.-х., указывающий дорогу его войску и приносящий ему победу, - говорящий человеческим языком сивый волк. Проявив себя как богатырь, О.-х. Вступает в брак с небесной девой, спустившейся к нему в лучах света. От неё у него рождаются три старших сына - Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). От другой жены - земной красавицы - три младших сына - Кок (небо), Таг (гора) и Тениз (море). Объявив себя каганом, О. Совершает завоевательные походы против соседей. Завершив завоевания, он устраивает великий пир и распределяет свои владения между старшими и младшими сыновьями. Это разделение связывается с чудесными дарами богов. Золотым луком и тремя серебряными стрелами, ниспосланными О.-х. Небом. О.-х. Отдаёт лук, разломив его на три части, трём старшим сыновьям, а стрелы - трём младшим.

Племена, которые произойдут от старших сыновей, он повелевает назвать «бозук» (что значит «ломать на части»), а от трёх младших - «учу к» («три стрелы»). Так объясняется разделение огузов на два крыла.С принятием ислама возникают новые варианты мифа об О.-х. (отражённые в сочинениях Рашидаддина, Абулгази, Языджыоглу Али). О. Представляется в них потомком Яфеса [библейского Яфета (у Языджыоглу и Абулгази)] и правоверным мусульманином. Согласно Абулгази, О. Принял материнскую грудь только после того, как мать уверовала в аллаха. Научившись говорить, он всё время повторяет. «Аллах. Аллах!». От своих невест О. Как условие брака требует принять ислам, воюет со своими дядьями и двоюродными братьями, отказавшимися перейти в ислам, и т.

Д.Образ О. Как героя-прародителя вошёл и в мифологии многих современных тюркоязычных народов. Турок, азербайджанцев, туркмен, узбеков, каракалпаков и др. (с конца 19 в. Сохраняется главным образом как литературный персонаж).Лит. Короглы X., Огузский героический эпос, М., 1976, с. 38-74. Щербак А. М., Огуз-наме - Мухаббат-наме, М., 1959. Кононов А. Н„ «Родословная туркмен». Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского, М.-Л., 1958.В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Огненный Змей

В славянской мифологии змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Цикл мифов об О. 3. Отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древне-славянских традициях. О. 3. Вступает в брак с женщиной (или насилует её), после чего родится существо змеиной породы (см. Также Змей Огненный Волк). Сын О. 3. Вступает в единоборство с отцом и побеждает его. О. 3. - воплощение стихии огня...

Огонь

Царь Огонь (рус.), одно из имён персонифицированного грома в русской и белорусской сказке. О. (Гром, Перун) - муж царицы Молоньи (рус. Маланьица, белорус. Молоньня и т. П.). Эта супружеская пара преследует Змея (царя Змиулана) и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ритуале сожжения разных видов домашних животных в качестве жертвы богу грозы. Возможно, что это специфическое употребление имени О. Непосредственно восходит к общеславянскому мифологическому имени, родственно..

Огун

В мифологии йоруба бог железа и войны, покровитель воинов, кузнецов, охотников (как и Шанго). О. Порождён Орунганом. Железо и земля (поскольку в ней находят железо) считались посвящёнными О. Его символ - нож (в судах клялись на ноже), если клялись именем О., то обычно притрагивались языком к железному оружию. Обычное жертвоприношение О. - собака, но в особо важных случаях, например перед началом войны, совершали человеческое жертвоприношение. В дагомейской мифологии ему соответствует Гу.е. К.(Ис..

Огхма

В мифологии ирландских кельтов Огма - бог красноречия и литературы. Огма получил прозвища Грианайнех, что объясняется сияющим, солнечным выражением его лица, и Кермайт, ибо у него, согласно легенде, были медоточивые уста. В другой легенде ему приписывается изобретение письма огам, древнейшего кельтского алфавита (см. Глава 5). Огма - один из богов клана Туатха Де Данаан, и во время правления Бреса ему, в знак унижения, было предписано собирать дрова для дворца (см. Глава 7). Кроме того, Огма пре..

Дополнительный поиск Огуз-хан Огуз-хан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Огуз-хан" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Огуз-хан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 8 символа