Один

210

(др.-исл. O д inn), в скандинавской мифологии верховный бог, соответствующий западногерманскому Водану (Вотану). Этимология имени О. == Водана указывает на возбуждение и поэтическое вдохновение, на шаманский экстаз. Таков смысл др.-исл. О д г (см. Од. Ср. Готское wops, «неистовствующий», и лат. Vates, «поэт», «провидец»). Тацит (1 в. Н. Э.) описывает Водана под римским именем Меркурия, тот же самый день недели связывается с его именем («Германия», IX). К 6-8 вв. Относятся надписи с именами О. И Водана в разных местах. Во Втором мерзебургском заклинании (на охромение коня) (записано в 10 в.) Водан выступает как основная фигура, как носитель магической силы. Имеются свидетельства почитания Водана германскими племенами - франками, саксами, англами, вандалами, готами.

В «Истории лангобардов» Павла Диакона (8 в.) рассказывается о том, что перед битвой винилов с вандалами первые просили о победе у жены Водана Фрии (Фригг), а вторые у самого Водана. Волан предсказал победу тем, кого увидит первыми. Это были жёны винилов, которые по совету его жены сделали из волос бороды (объяснение названия «лангобарды» - длиннобородые). О споре Одина и Фригг из-за своих любимцев рассказывается и во введении к «Речам Гримнира» («Старшая Эдда»), В позднейших немецких легендах он фигурирует как водитель «дикой охоты» - душ мёртвых воинов (этот мотив, как убедительно показал О. Хёфлер, восходит к тайным мужским союзам германцев).По-видимому, Водан в генезисе - хтонический демон, покровитель воинских союзов и воинских инициации и бог-колдун (шаман).

В отличие от Тиу = Тюра и Донара = Тора, имеющих определённые соответствия в индоевропейской мифологической системе, Водан = Один первоначально не входил в небесный пантеон богов. Это, разумеется, не исключает правомерность его сравнения с индийским богом Варуной (как выражающим тёмную сторону небесного бога) или с Рудрой (по «характеру»), с кельтским Лугом и т. Д. (Впрочем, не менее близкую параллель находим в финском Вяйнямёйнене.) В конечном счёте (но далеко не с самого начала) Водан = Один стал представлять духовную власть и мудрость как первую функцию богов в трёхфункциональной системе (другие функции - военная сила и богатство-плодородие), которую Ж. Дюмезиль считает специфичной для индоевропейских мифологий.Превращение Водана = Одина в небесного и верховного бога связано не только с укреплением воинских союзов и повышением удельного веса бога - покровителя военных дружин (имелась даже упрощённая попытка представить О.

Как «аристократического» бога - военного вождя - в противоположность «крестьянскому» богу Тору), но и с расщеплением первоначального представления о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мёртвых для избранных - смелых воинов, павших в бою. В качестве «хозяина» такого воинского «рая» (вальхаллы) О. Оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснил и Тюра, и Тора в функции богов и неба, и войны. Процесс превращения О. В верховного небесного бога, по-видимому, завершился в Скандинавии. Здесь О. Оставил заметные следы в топонимике (главным образом в названии водоёмов, гор). Правда, если судить по современным толкованиям скандинавских наскальных изображений эпохи бронзы, в то время там ещё не было отчётливого эквивалента О.В дошедших до нас источниках по скандинавской мифологии О.

- глава скандинавского пантеона, первый и главный ас (см. Асы), сын Бора (как и его братья Вили и Be) и Бестлы, дочери великана Бёльторна, муж Фригг и отец других богов из рода асов. В частности, от Фригг у него сын Бальдр, а от любовных связей с Ринд и Грид сыновья Вали и Видар. Тор также считается сыном О.О. Выступает под многочисленными именами и прозвищами. Альфёдр («всеотец»), Хар («высокий»), Игг («страшный»), Гримнир («скрывающийся под маской»), Хрофт, Херьян («воитель», глава эйнхериев), Харбард («седая борода»), Хникар («сеятель раздоров») и др. (перечень имён О. Дан в «Речах Гримнира», «Старшая Эдда»). О. Часто меняет обличья (т. Н. Хамингья). Он живет в Асгарде в небесном, крытом серебром жилище, называемом Валяскьяльв или Глядсхейм, восседая там на престоле Хлидскьяльв.О.

И на севере сохранил черты хтонического демона, ему служат хтонические звери - вороны и волки (известны, напр., имена его воронов - Хугин и Myнин, «думающий» и «помнящий». Волков - Гери и Фреки, «жадный» и «прожорливый». О. Кормит их мясом в вальхалле). Хтонические черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир («скользящий»), на котором сын О. - Хермод скачет в царство мёртвых хель. Он сам одноглаз (а судя по некоторым эпитетам, даже слеп), ходит в синем плаще и надвинутой на лоб широкополой шляпе. В небесном царстве мёртвых, где живёт его дружина - павшие воины, ему подчинены воинственные валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения в битвах. О. - бог войны и военной дружины (в отличие от Тора, который, скорее, олицетворяет вооружённый народ), дарователь победы и поражения (воинской судьбы), покровитель героев (в том числе Сигмунда и Сигурда), сеятель военных раздоров.

О., по-видимому, - инициатор первой войны (война между асами и ванами. См. В ст. Ваны), он кидает копьё в войско ванов. Копьё (не дающий промаха Гунгнир) - символ военной власти и военной магии - постоянный атрибут О.Как покровитель воинских инициации и жертвоприношений (особенно в форме пронзания копьём и повешения), О., по-видимому, - скрытый виновник «ритуальной» смерти своего юного сына Бальдра (убийцу Бальдра - Хёда, возможно, следует толковать как ипостась самого О. «двойником» О. Отчасти является и подсунувший Хёду прут из омелы злокозненный Локи).О. Является инициатором распри конунгов Хёгни и Хедина из-за похищения Хедином дочери Хёгни по имени Хильд (см. Хетель и Хильда). Отец и муж Хильд во главе своих воинов сражаются, убивают друг друга, ночью Хильд их оживляет для новых битв.

Эта битва т. Н. Хьяднингов напоминает эйнхериев, дружину О., которая также сражается, умирает и снова воскресает для новых битв.О. Сам себя приносит в жертву, когда, пронзённый собственным копьём, девять дней висит на мировом древе Иггдрасиль, после чего утоляет жажду священным мёдом из рук деда по матери - великана Бёльторна и получает от него руны - носители мудрости. Это «жертвоприношение» О., описанное в «Речах высокого» в «Старшей Эдде», представляет, однако, не столько воинскую, сколько шаманскую инициацию. Это миф о посвящении первого шамана (ср. Близкий сюжет в «Речах Гримнира». О. Под видом странника Гримнира, захваченный в плен конунгом Гейррёдом, восемь ночей мучается между двух костров, пока юный Агнар не даёт ему напиться, после чего О.

Начинает вещать и заставляет Гейррёда упасть на свой меч). Шаманистский аспект О. Сильно разрастается на севере, может быть, отчасти под влиянием финско-саамского этнокультурного окружения. Шаманский характер имеет поездка О. В хель, где он пробуждает вёльву (пророчицу), спящую смертным сном, и выпытывает у неё судьбу богов [«Старшая Эдда», «Прорицание вёльвы» и «Песнь о Вегтаме» (или «Сны Бальдра»)]. Функция шаманского посредничества между богами и людьми сближает О. С мировым древом, соединяющим различные миры. Последнее даже носит имя Иггдрасиль, что буквально означает «конь Игга» (т. Е. Конь О.). О. - отец колдовства и колдовских заклинаний (гальдр), владелец магических рун, бог мудрости. Мудрость О. Отчасти обязана шаманскому экстазу и возбуждающему вдохновение шаманскому мёду, который иногда Ърямо называется мёдом поэзии.

Его О. Добыл у великанов. Соответственно О. Мыслится и как бог поэзии, покровитель скальдов. В «Прорицании вёльвы» есть намёк на то, что О. Отдал свой глаз великану Мимиру за мудрость, содержащуюся в его медовом источнике. Правда, одновременно говорится и о Мимире, пьющем мёд из источника, в котором скрыт глаз Одина, так что можно понять, что сам глаз О., в свою очередь, - источник мудрости. О. Советуется с мёртвой головой мудреца Мимира. Мудрость оказывается в чём-то сродни хтоническим силам, ибо ею обладают мёртвый Мимир, пробуждённая от смертного сна вёльва, сам О. После смертных мук на дереве или между костров. В мудрости О. Имеется, однако, не только экстатическое (шаманское), но и строго интеллектуальное начало.

О. - божественный тул, т. Е. Знаток рун, преданий, мифических каталогов, жрец. В «Речах высокого» он вещает с «престола тула». Соревнуясь в мудрости, О. Побеждает мудрейшего великана Вафтруднира. Гномика и дидактика (правила житейской мудрости, поучения) собраны в «Старшей Эдде» главным образом в виде изречений О. («Речи высокого», «Речи Гримнира») или диалогов О. С Вафтрудниром, вёльвой.О. - воплощение ума, не отделённого, впрочем, от шаманской «интуиции» и магического искусства, от хитрости и коварства. В «Песни о Харбарде» («Старшая Эдда») О. Представлен умным и злым насмешником, который издевается над простодушным силачом Тором, стоящим на другом берегу реки и потому неопасным для О. (последний под видом перевозчика Харбарда отказывается перевезти Тора через реку).

Хитрость и коварство О. Резко отличают его от Тора и сближают его с Локи. Именно по инициативе О. Локи похищает Брисингамен у Фрейи.О. Вместе с другими «сынами Бора» участвует в поднятии земли и устройстве Мидгарда, в составе троицы асов (вместе с Хёниром и Лодуром) находит и оживляет древесные прообразы первых людей (см. АСК И ЭМБЛЯ). Кроме этого участия в космо- и антропогенезе, О. Выступает также в качестве культурного героя, добывающего мёд поэзии. В «Младшей Эдде» также рассказывается о соревновании О. В конной скачке с великаном Хрунгниром и об участии (совместно с Локи и Хёниром) в добывании клада карлика Андвари. В эсхатологической последней битве (см. Рагнарёк) О. Сражается с волком Фенриром и побеждён в этом поединке (волк проглатывает О.).

За него мстит сын Видар. С О. В какой-то степени связаны и мотивы плодородия, о чём, возможно, свидетельствует такой его атрибут, как кольцо Драупнир («копающий»), порождающее себе подобные.Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» (нач. 13 в.) представляет О. И других богов древнейшими королями. Он сообщает о том, что после измены Фригг О. Ушёл и место его временно занял Mythothyn. В другом месте «заместителем» О. Выступает бог Улль. В «Саге об Инглингах» Вилли и Be узурпируют власть в отсутствие О. Эти легенды о «заместителях» О. Конунга являются, по-видимому, реликтами культа царя-жреца и его ритуальной смены при одряхлении или племенном неблагополучии (неурожаи и т. П.). От Водана ведут свой род англосаксонские короли. Датский королевский род Скьёльдунгов (согласно англосаксонскому эпосу о Беовульфе) ведёт своё происхождение от Скьёльда (др.-исл.

Skjoldr, англосакс. Skyld) - сына О. Согласно «Саге о Вёльсунгах», О. Стоит и у начала легендарного королевского рода Вёльсунгов, к которому принадлежит и Сигурд - знаменитый герой общегерманского эпоса (см. Нибелунги). Лит. Ноfier О., Kultische Geheimbunde der Germanen, Fr/M., 1934. Helm К., Wodan, Glessen, 1946. Pipping R., Oden i galgen, «Studier i nordisk filologi», 1928, t. 18. Van Hamel A. G., Odinn hanging on the tree, «Acta philologica scandinavica», 1932, v. 7, Н. 3. Ström F., Den döendes Makt och Odin 1 trädet, Göteborgs Högskolas årsskrift., 1947, Bd 53. Vrles Jan de, Contributions to the study of Othin, especially in his relation to agricultural practices in modern popular lore, «F. F. Communications», 1931, № 94.E.

М. Мелетинский.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Один

верховный бог в скандинавской мифологии. О. Наделён чертами могучего шамана, мудреца, он — бог войны и раздоров, хозяин вальхаллы (См. Вальхалла), ему подчинены Валькирии. У древних германцев континента О. Соответствовал Вотан (Водан). ..

Один

ОДИН - верховный бог в скандинавской мифологии. Могучий шаман, мудрец. Бог войны, хозяин Вальхаллы. У древних германцев Одину соответствовал Водан (Вотан).. ..

Один

ОДИН (Водан>, Вотан), у древних германцев и скандинавов верховный бог. Бог-колдун (шаман), бог войны и военной дружины, покровитель героев, хозяин вальхаллы.. ..

Один

Старший и высший из богов севера, олицетворение всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером — первых людей. О. Называют Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов, и Вальфадером, т. Е. Отцом павших на поле брани, а также многими другими именами, которых насчитывается в северной мифологии и северной поэзии до 200. Он представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым, выразитель..

Один

Биться один об одного. Дон. 1. Находиться в тесноте. 2. Мешая друг другу, ничего не делать. СДГ 1, 30. СРНГ 23, 22.. ..

Один

Одного́, м. Одна́, одно́й, ж. Одно́, одного́, ср. Мн. Одни́, -и́х. Числ. Колич.. ..

Один

(сканд.). См. ВОДАН.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)Старший бог северян, мудрейших из всех богов, потому что ежедневно пьет из источника мудрости, за разрешение пить из которого отдал глаз, владеет чудным напитком, сообщающим дар поэзии. Изобретатель и хранитель священных рун и отец всяких знавший. См. ОДЕН.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)мифический скандинавский верховный бог,..

Один

Единственный, одинокий, единовластно, единодержавно, единолично, безраздельно, нераздельно, сам, сам по себе. Взаперти, одиноко, соло, уединенно.. ..

Один

Верховный бог в скандинавской мифологии. Могучий шаман, мудрец. Бог войны, хозяин Вальхаллы. У древних германцев Одину соответствовал Водан (Вотан).. ..

Один

М. Одна, одно, мн. Одни, одне. Сам, единичный, единый, сам по себе, без дружки или ровня. Единица счетом. Один в поле не воин. Одна голова не бедна, а и бедна, да (так) одна. Знай одно дело. Не одна-то во поле дороженька, песня. Ведь у меня одни руки, не более. Один Бог, одна правда. Стоять всем за одного и одному за всех. Тот и господин, кто все может сделать один. Один хлеба не сеешь. С одного вола два шкуры дерет. Добрый мордвин живет и один. Одна голова и смеется и плачет, все одна. Один ска..

Один

1. М.1) Отдельная личность.2) Кто-л. Определенный.3) Кто-л. Единственный.2. Прил.1) Обособленный от других, оставшийся или существующий без других, в отдельности. Отдельный.2) Не живущий в семье, не имеющий семьи, родственников, близких. Одинокий.3) Составляющий единое целое. Нераздельный, целостный.4) а) Указанный только или исключительно здесь.б) Никакой другой, кроме указанного.5) Определенный из группы однородных предметов, явлений.6) а) Названный первым в ряду одинаковых или сходных предмет..

Один

Одного, м., ж. Одна, одной. Ср. Одно, одного. Мн. Одни, -их. 1. Числит, колич., ед. Число, цифра и количество 1. 2. Прил. Без других, в отдельности. Он живёт о. Одним нам не справиться. О. За всех, все за одного. О.-одинёшенек (совершенно один. Разг.). О.-единственный (только один). О. В поле не воин (посл.). Идти по одному (следуя друг за другом). 3. Прил. Одинокий. Без жены или без мужа, без семьи. У вас семья. — Нет, я о. 4. Мест. Неопр. Какой-то, некий. В о. Прекрасный день. О. Из присутству..

Один

Рыбак. Лермонтов. Попался Петруха, свой брат, в кабаке, назвался угостить. Некрасов. Мне попался на дороге один только человек. || Оказаться у кого-н., в чьем-н. Обладании, власти. И имя ей попалось премудреное. Скандулия. Тургенев. Не сдобровать тому, кто мне попадется. Тургенев. Попадись эта тема другому автору, тот бы ее обделал иначе. Добролюбов. Попасться на глаза (или в глаза) кому - случайно привлечь к себе чье-н. Внимание. - Где деться. К счастью дуб сухой в глаза попался. Крылов. Попаст..

Один

Оди́н одна́, одно́, укр. Оди́н, одна, одно́, блр. Одзíн, др.-русск. Одинъ, одина, ст.-слав. Ѥдинъ, ѥдина, ѥдино, но также ѥдьнъ, ѥдьна, ѥдьного и т. Д. (часто в Супр., Ляпунов 167 и сл. Дильс, Aksl. Gr. 94), болг. Еди́н, една́, едно́, сербохорв. Jѐдан, jѐдна, словен. Édǝn, éna, éno, чеш., слвц. Jeden, jedna, jedno, польск. Jeden, jedna, jedyny "единственный", в.-луж. Jedyn, jеnа, н.-луж. Jaden, jаnа. Форма еди́ный заимств. Из цслав. Праслав. *edinъ, *edina. Сокращение i в ь едва ли являетс..

Один

— верховный бог в скандинавской мифологии, глава асов, супруг Фригг, отец Бальдра, Тора и многих других богов. Творец Вселенной и первых людей, бог ветра и бурь. Позднее — бог войны, покровитель воинской дружины, торговли и мореплавания. Живет во дворце Вальхалле (чертог мертвых), куда валькирии переносят души павших в бою героев и где последние продолжают прежнюю героическую жизнь. У континентальных германцев О. Соответствовал Водан (Вотан).. ..

Один

Верховное божество в древнегерм. Мифологии (Один - сканд. Форма. У древних германцев континента ему соответствовал Вотан, Водан). О. - бог ветра и бурь, покровитель живых и павших героев, чародей и волшебник, изобретатель и покровитель поэзии.. ..

Один

(Сканд.) Бог сражений, древнегерманский Саваоф, то же, что скандинавский Уодан. В «Эдде» он великий герой и один из создателей человека. В древнем Риме он считался тем же, что и Гермес или Меркурий Будха( и поэтому современный Ориентализм (сэр У. Джоунс) спутал его с Буддой. В пантеоне скандинавов он - «отец богов» и божественная мудрость, и как таковой он конечно же есть Гермес или творящая мудрость. При сотворении первого человека из деревьев - Аск (ясень) и Эмбла (ольха черная) - или Уодан на..

Одежда Мужская

Национальной одеждой Древних египтян был передник, сделанный из кожи или хлопчатобумажной ткани. Богатые люди носили по верх первого еще второй передник. Мужчины сбривали скудную от природы растительность на подбородке, заменяли ее искусственной бородой в форме небольшого куба или косы, завитой на конце наподобие улитки.В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 1(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Оденат

См. Зиновия и Пальмира(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Одинокий Слон

Когда тебя в трясину занесло, И слышится последний звук свистящий, К тебе спешит на помощь белый слон, От глаз людских скрывающийся в чаще. Когда волками будешь окружен, Прощаясь с жизнью, вдругуслышишь топот. К тебе спешит на помощь белый слон, Сверкающий протягивая хобот. И если мир в конце своих времен От молнии небесной запылает, Придет ему на помощь белый слон, Священный слон, живущий в Хималаях. Давным-давно в Хималаях родился слоненок. Выйдя из мрака на свет, он был белым, как слиток сер..

Одиссей

(Odysseus, Οδυσσεύς). Царь острова Итаки, греческий герой, участвовавший в Троянской войне и прославившийся своей хитростью и красноречием. Он был сын Лаэрта, муж Пенелопы и отец Телемаха. Принял участие в Троянской войне лишь после долгих просьб Агамемнона. Троя была взята благодаря хитрости и предприимчивости Одиссея, при помощи деревянного коня. После разрушения Трои Одиссей отправился на родину, но в течение 20 лет не мог добраться до Итаки. В это время он пережил целый ряд приключений, подр..

Один

См. Числа.. ..

Дополнительный поиск Один Один

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Один" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Один, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа