Цай-шэнь
(«бог богатства», «боги богатства»), в поздней китайской народной мифологии боги богатства. Ц.-ш. Особо почитали торговцы. Ц.-ш., как и китайские чиновники, делились на гражданских и военных. В качестве гражданского Ц.-ш. В одних местах (напр., в северных и северо-западных провинциях) чтили легендарного героя Би-ганя, а в других знаменитого богача 3 в. Н. Э. Ши Чуна, славившегося также и своей учёностью. В качестве основного военного Ц.-ш. В большинстве районов Китая, но особенно на юге, чтили полководца 3 в. Н. Э. Гуань Юя (см. Гуань-ди), но в некоторых местах в качестве военного Ц.-ш. Выступал полководец и сановник 8 в. Го Цзы-и. На народных картинах обычно изображали одновременно обоих Ц.-ш. (одного в одежде полководца вверху, другого в одеянии сановника - внизу) или встречу гражданским Ц.-ш.
Как хозяином дома военного Ц.-ш. Такое изображение сулило как бы двойное богатство. В качестве Ц.-ш. Почитался некто Чжао Гун-мин или Чжао-юаньшуай. Его называют также Сю-аньтань Чжао-юаныцуай («главнокомандующий Чжао Тёмной террасы»). Сюань - черный цвет с красным отливом считался цветом севера, а именно. На северной террасе (алтаре) ему приносились жертвы. В некоторых местностях, например в провинции Цзянсу, его называли бодхисатвой Тёмной террасы и считали гражданским Ц.-ш. Там он почитался более других Ц.-ш. На народных картинах его изображали в виде страшного человека с волосами, торчащими за ушами, с бянь (оружие типа плети, напоминающее тонкий меч, похожий на бамбуковую палку) в руке, сидящим верхом на драконе или тигре.
Иногда Чжао изображали, подобно другим божествам, сидящим за длинным жертвенным столом, на котором лежат слитки серебра и стоит курильница. В некоторых местностях Китая, например в Пекине, провинциях Цзянсу, Сычуань, этот Ц.-ш. Считается мусульманином, поэтому в качестве жертвенных угощений ему не подают свинину. Мусульманский Ц.-ш. Изображается обычно похожим не на китайца, а на иноземца. Такой Ц.-ш. В народе зовётся хуэйхуэй Ц.-ш. («мусульманский Ц.-ш.»).По даосской мифологии, на небесах существует министерство финансов (богатства), во главе которого стоят Чжао-бао тянь-цзюнь («небесный государь, призывающий сокровища») и На-цянь тянь-цзюнь («небесный государь, приносящий деньги»), иногда считается, что во главе этого министерства главнокомандующий Чжао, которому помогают два сановника.
Сяо Шэнь и Цао Бао - реальные исторические деятели, канонизированные после смерти. Однако все эти персонажи, кроме Чжао, мало популярны. Гораздо более известен Цзэнфу ц.-ш. («бог богатства, прибавляющий счастья»), который в одних местностях ассоциируется с Ви-ганем (Пекин), в других с Чжао Гун-мином (провинция Сычуань), в третьих выступает как особое божество (провинция Цзянсу). Цзэнфу ц.-ш. Нередко входит в свиту более значительного бога богатства, наряду с Ли-ши сянь-гуанем («бессмертный чиновник торговых прибылей») и Чжао-цай тун-цзы («отрок, призывающий богатства»). К свите Ц.-ш. Принадлежат также бог монет Лю Хай и бессмертные двойники Хэ-Хэ. На народных картинах Ц.-ш. Нередко изображается вместе с супругой Цай-му («матушка богатства»), часто рисуется встреча Ц.-ш.
Хозяином дома, что отражает реально существовавший обычай, приуроченный к началу лунного года. В некоторых местностях, например в провинции Фуцзянь, считалось, что Ц.-ш. Возвращается на землю вместе с Тянь-гуанем («небесным чиновником»), приносящим счастье, и Си-шэ-нем («духом радости»).Известны постоянные атрибуты Ц.-ш., набор которых изображался на народных картинах. Дракон, составленный из монет (цяньлун), или дракон, изрыгающий деньги, конь, приносящий сокровища (баома), ваза с накопленными драгоценностями (цзюйбаопэнь), слитки серебра (юань-бао), по форме напоминающие туфельку, дерево, на котором растут монеты (яоцяньшу), ветки кораллов, жемчужины и пр. Часто изображается, как весёлые мальчуганы (видимо, из свиты бога богатства) трясут яоцяньшу и монеты сыплются дождём.
Не исключено, что образ яоцяньшу восходит к буддийским представлениям о различного рода чудесных деревьях с золотыми плодами или плодами, которые, падая, превращаются в золото.Особый тип Ц.-ш. Называется Улу Ц.-ш. («бог богатства пяти дорог» или «пяти направлений»). Существуют весьма различные истолкования этого образа. По одной версии, этот образ восходит к некоему человеку по имени У-лу («пять дорог») и по фамилии Хэ (14 в.), который был убит разбойниками и потом стал объектом культа. По другой версии, речь идёт не об одном божестве, а о пяти сразу и связывается с именами пяти сыновей евнуха Гу Си-фэна (6 в.), культ которых был популярен на протяжении веков. По третьей версии, речь идёт о пяти раскаявшихся разбойниках, облагодетельствовавших окрестное население.
Существует и толкование этого понятия как связанного с пятью направлениями (четыре стороны света и центр) и даже как собирательное обозначение пяти категорий домашних духов-хранителей. Духов дома, дверей, очага, переулка (или торгового ряда) и центра жилища. Культ Улу Ц.-ш. Распространён главным образом в Центральном и Южном Китае. Поскольку изображения Ц.-ш. Нередко вывешивались под новый год на дверях домов, то Ц.-ш. Иногда рассматривают и как особый вид богов дверей - мэнь-шэней.Лит. Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 160-71. Нагао Рюдзо, Сина миндзоку си (Описание китайских обычаев), ч. 2, Токио, 1940, с. 166-78. Day С. В., Shanghai invites the God of Wealth, «China Journal», 1928, June.Б. Л. Рифтин.(Источник.
«Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Цай-шэнь
На нашем сайте Вы найдете значение "Цай-шэнь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цай-шэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 8 символа