Цзао-ван

198

(«князь очага»), Цзао-шэнь («бог очага»), Цзао-цзюнь («повелитель очага»), Цзао-пуса («бодхисатва очага»), Дунчу сы-мин ч ж у («повелитель судеб восточного (угла) кухни»), в китайской мифологии популярное божество домашнего очага. Само понятие «очаг» (в современном произношении цзао) записывается иероглифом, представляющим собой пещеру с сидящей в ней лягушкой. Хотя семантика древних представлений об очаге остаётся неразгаданной, можно предположить, что первоначально у китайцев существовала вера в духа очага в облике лягушки, затем в облике женщины (в период господства материнского рода), а в более позднюю эпоху - в мужском обличий. Вероятно, культ Ц.-в. Сложился на основе исчезнувших древнейших представлений в 1-м тыс.

Н. Э. Согласно поздним преданиям^ Ц.-в. Следит за всем, что происходит в доме и в конце года - 23-го или 24-го числа 12-го месяца по лунному календарю отправляется к Юй-ди («нефритовому государю»), которому докладывает о всех делах, происшедших в своём доме. Считалось, что Ц.-в. Возвращается обратно 1-го числа Нового года.Судя по анонимному сочинению 7-9 вв. «Нянься суйши цзи» («Записки о временах года в столице»), обычай задабривания Ц.-в. Уже существовал в то время. Тогда окропляли очаг вином, что называлось «опьянять повелителя жизни». Это упоминание о Повелителе жизни (Сы-мин) свидетельствует о весьма ранней контаминации архаического образа Сы-мина и Ц.-в., со временем приведшей к полному слиянию обеих фигур и передаче функций бога судьбы Сы-мина Ц.-в., который становится в период позднего средневековья уже фактическим хранителем семейного благополучия.

Со временем Ц.-в. Стали почитать также в качестве бога - покровителя поваров и официантов. Нередко Ц.-в. Именуется ещё Нань-фан хо-дицзюнь («южный государь огня»), возможно, что в этом прозвище сохраняется представление о боге очага как о боге огня.В различные эпохи существовали разные версии происхождения Ц.-в. В позднесредневековом фольклоре в Ц.-в. Превратился некий бедный лентяй Чжан, который кормился за счёт жены. Под новый год жена послала его к своим родителям за рисом, а те, жалея бедствующую дочь, положили на дно мешка серебро. Лентяю надоело тащить тяжелую ношу, и он отдал мешок встречному нищему. Разъярённая жена забила его насмерть, но так как дело было в новогоднюю ночь, временно закопала труп под очагом.

Сожалея о содеянном, она потом повесила над очагом поминальную табличку с именем мужа и стала молиться перед ней. С тех пор обычай почитания Чжана в качестве Ц.-в. Распространился, По преданию, по всему Китаю. Существуют и другие версии этого сюжета. В религиозных текстах, отражающих верования различных сект, происхождение Ц.-в. Объясняется таким образом. В ответ на жалобы духов о том, что им трудно уследить за делами людей. Верховный Нефритовый государь - Юй-ди пригласил святого Чжан Чжаня с горы Куньлунъ и повелел ему стать Ц.-в. Получив это повеление, Чжан преобразился в 5 владык очага, соответствующих 4 сторонам света и центру, те в свою очередь превратились в 10 тысяч Ц.-в., которые и стали наблюдать за людьми во всех домах («Цзао-цзюнь баоцзюань» - «Драгоценный свиток о боге очага»).

В других произведениях того же жанра Ц.-в. Выступает в виде доброго старца, спасающего людей и наставляющего их на путь добродетели. Образ Ц.-в. Чрезвычайно популярен в народном искусстве, бумажные картины с изображением Ц.-в., его супруги и помощников печатались с досок в большом количестве экземпляров. Существовали и картины с портретом одного Ц.-в., ибо некоторые китайцы верили, что если повесить картину Ц.-в. С его супругой, то в доме не будет согласия.Лит. Алексеев В. М. Китайская народная картина, М., 1966, с. 155-56. Баранов И. Г., Китайский Новый год, Харбин, 1927;Maspero H„ Le Taoism et les religion chinoises. [P., 1971], p. 129-31. Сыту Юн, Цзао-пуса-ды гуши (Предание о бодхисатве очага), «Миньсу, 1928, № 25-26.

С. 34-36;Юй-минь, Цзао-шэнь-ды гуши (Предание о Цзао-шэне). Миньсу, 1928, 53-55, с. 128- 31. Лян Шэн-хуэй, Цзао-шэнь-ды яньцзю (Исследование о Цзао-шэне), «Дунфан цзачжи», 1926, т. 23, № 24, с. 103-08. Ху Цзя. Хань-жэнь сы цзао као (Разыскания о жертвоприношениях очагу в эпоху Хань), «И цзин», 1937, № 21, с. 4-7. Чжоу Цзо-жэнь, Гуаньюй сун Цзао (Относительно проводов Цзао-шэня), «Сянту», т. 2, № 2. Ян Кунь, Цзао-шэнь као (Разыскания о Цзао-шэне), «Ханьсюэ», 1944, № 1, с. 107-67. Чжу Цзе-фань, Гудай сы цзао сису (Обычаи, связанные с жертвоприношениями очагу в древности), «Дунфан цзачжи». 1969, т. 2, № 10. Цзао-ванъе-ды чуаньшо эрнянь (Две легенды о боге очага), сМиньцзянь вэньсюэ». 1957, № 12, с. 42-49. Цуда Соки-ти, Сина-но минкэн синко-ни окэру кагами (Бог очага в китайских народных верованиях), в его кн.

Сина хокё-но кэнкю, Токио, 1957, с. 545-81;Карино Наоси, Сина-но кагами-ни цуйтэ (Относительно бога очага в Китае), в его кн. Синагаку бунсу, [б. М., б. Г.]. Икэда Суэкадзу, Сина-ни окэру кагами-но кигэн (Происхождение образа бога очага в Китае), »Сюкё кэнкю», № 134. Инахата Койтиро, Симэй-гами дзо-но тэнкай (Развитие образа бога повелителя жизни), «Тюгоку бунгаку кэн-вю», 1979, № 5, с. 1-17.Б. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Цзао-ван

ЦЗАО-ВАН - в китайской мифологии бог - хранитель домашнего очага. Изображается вместе с супругой.. ..

Цзао-ван

В китайской мифологии бог - хранитель домашнего очага. Изображается вместе с супругой.. ..

Цернунн

(лат. Cernunnos, «Рогатый»), а мифологии кельтов Галлии бог. Письменные свидетельства о нём отсутствуют, а иконографические типы бога (представленные находками главным образом из центральной Галлии) разнообразны. Он изображался сидящим в т. Н. Буддийской позе с ветвистыми оленьими рогами или стоящими у его ног оленем и быком. С короткими бычьими рогами с торквесами (подобие ожерелья - знак отличия у кельтов) на них. В «буддийской» позе держащим в одной руке змею, а в другой подносящим торквес ст..

Цероклис

(в донесении иезуита Стрибиньша от 1606 - Deving Сеreclicing), в латышской мифологии бог полей и злаков (в сообщении кардинала Валенти 1604 Coracle, идентифицируется с чёртом-велнсом). Согласно Стрибиныпу, Ц. Жертвуют в лесу чёрных быка, курицу и поросёнка. Упоминается также хмельной напиток в бочках - cereusiae. В документе 1606, составленном на основе отчёта Стрибиньша, с культом Ц. Связывается большой хлеб в форме змеи с раскрытой пастью и поднятым хвостом, хлебные изделия в форме собаки и св..

Цзин

(в первом значении «очищенный рис», отсюда «эссенция», «экстракт»), в китайской мифологии. 1) субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. Согласно даосской концепции в момент рождения человека образуется дух (шэяь), являющийся как бы душой, путём соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией Ц. Со смертью человека Ц. Исчезает. Воспроизводство Ц. Происходит в цзинши («комната Ц.») - вблизи т. Н. «нижнего киноварного поля» - напротив пупка, на уровне 19-го позвонка (по другой ве..

Цзы-гу

(«пурпурная дева»), Кэн-саньгу («третья дева ямы»), Сань-гу («третья дева»), Ци-гу («седь-мая(?) дева» или «дева [по фамилии] Ци»), в поздней китайской народной мифологии богиня отхожих мест. Согласно популярной легенде, примерно в конце 8 в. Жена одного начальника уезда невзлюбила его наложницу и в приступе ревности убила её, бросив труп в отхожее место в день праздника фонарей (15 числа 1-й луны). Верховный владыка пожалел Ц.-г. И сделал божеством уборных.По-видимому, в результате ошибочного и..

Дополнительный поиск Цзао-ван Цзао-ван

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзао-ван" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзао-ван, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 8 символа