Цзю Тянь

188

(«девять небес»), в китайской космогонии и мифологии девять небесных сфер, расположенных друг над другом и составляющих небо. Одновременно с представлением об этой вертикальной модели неба существовало представление о горизонтальной модели, по которой Ц. Т. - это девять частей неба, разделённого согласно 8 направлениям (стороны света + северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад и центр), именуемые также цзю е («девять полей»), каждое из которых имеет своё направление. Центральное - цзюнь тянь («ровное небо»), восточное - цан тянь («синее небо»), северное - сюань тянь [«черное» (с красноватым отливом) небо»], южное - янь тянь («огненное небо») и т. П. Согласно древним космогоническим представлениям, Ц.

Т. Соответствовало на земле цзю чжоу - 9 областей, на которые ещё в древности был разделён Китай (по преданию, мифическим Юем). По средневековым даосским представлениям, каждая из сфер имеет ворота, охраняемые тиграми и барсами, а также привратником небесного государя (Ди-хунь). В нижней сфере - ворота Чанхэ, где проходит граница земного и небесного миров. Через них на землю спускается, например, злой западный ветер. Через них можно войти на небо и начать восхождение на небеса. На следующей сфере находится дворец Цзывэйгун (Цзы-вэй - название одного из созвездий), в нём обитает небесный государь Тянь-ди (он же верховный государь Шан-ди).Существовало также представление о Цзю тянь чжэнь-ване («подлинный царь девяти небес»), который именовался также Юань-ши тянь-ван, он будто бы появился в период изначального хаоса, когда после отделения Темноты и Света (см.

Инь и ян) родилось 9 «дыханий», каждое из них отстояло от другого на 99 990 лет. Чистые «дыхания» поднялись вверх, а нечистые распространились внизу, затем 9 «дыханий» сгустились и образовали Ц. Т., которыми и стал править Ц. Т. Чжэнь-ван.Лит. Maspero Н., Le Taoisme et les religions chlnoises. P., 1971.Б. Л. Рифтин.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Цзин

(в первом значении «очищенный рис», отсюда «эссенция», «экстракт»), в китайской мифологии. 1) субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. Согласно даосской концепции в момент рождения человека образуется дух (шэяь), являющийся как бы душой, путём соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией Ц. Со смертью человека Ц. Исчезает. Воспроизводство Ц. Происходит в цзинши («комната Ц.») - вблизи т. Н. «нижнего киноварного поля» - напротив пупка, на уровне 19-го позвонка (по другой ве..

Цзы-гу

(«пурпурная дева»), Кэн-саньгу («третья дева ямы»), Сань-гу («третья дева»), Ци-гу («седь-мая(?) дева» или «дева [по фамилии] Ци»), в поздней китайской народной мифологии богиня отхожих мест. Согласно популярной легенде, примерно в конце 8 в. Жена одного начальника уезда невзлюбила его наложницу и в приступе ревности убила её, бросив труп в отхожее место в день праздника фонарей (15 числа 1-й луны). Верховный владыка пожалел Ц.-г. И сделал божеством уборных.По-видимому, в результате ошибочного и..

Цзюй-лин

(букв. «огромный холм»), в древнекитайской мифологии титан, менявший течение рек. Согласно «Дунь цзя кай шань ту» (ок. 1 в. Н. Э.) Ц.-л. Родился вместе с первоначальной субстанцией (юань-ци). Ему приписывается магическое знание законов земли и умение создавать горы и реки. В средневековых источниках, не связанных с даосской традицией, Ц.-л. - божество реки. Некогда, рассказывает предание, гора Хуашань (см. Также У юэ) преграждала путь течению Хуанхэ. Ц.-л., расшатывая гору руками и пиная её нога..

Цзюйбаопэнь

(«ваза, собирающая сокровища»), в поздней китайской народной мифологии волшебный предмет, своеобразный вариант рога изобилия. Согласно преданию, рыбак из Нанкина Шэнь Вань-сань ловил рыбу в реке Янцзы. В сети ему попалась плоская ваза для цветов (по другим версиям, глиняный горшок, шкатулка). Рыбак подобрал вазу и решил кормить из неё собаку. Положит туда корм, собака ест, а еды не убывает. Однажды его старуха наклонилась над вазой и уронила туда золотую шпильку, и ваза тотчас же наполнилась до ..

Дополнительный поиск Цзю Тянь Цзю Тянь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзю Тянь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзю Тянь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 8 символа