Цикличность

264

Понятие, используемое в теоретическом анализе мифологии, характеризующее специфику мифологической концепции времени и истории. В наиболее стройном и законченном виде теория Ц. Представлена в книге М. Элиаде «Миф вечного возвращения. Архетипы и повторение». Ц. В примитивном обществе рассматривается им как такое представление о времени, которое организует жизнь коллектива посредством ритуалов. Жизнь первобытного общества, как и более развитого - земледельческого определяется природными и биологическими циклами, регулярными повторениями биокосмических ритмов, отражёнными в обрядовой практике. Соответственно этому и время, «история» членится на замкнутые циклы (см. Календарь). Время ритуала повторяет, по Элиаде, мифическое время «начала» (см.

Время мифическое). Мифическое прошлое определяет повседневную жизнь коллектива и индивидуума. Регенерация времени осуществляется не только ритуально и коллективно, но также индивидуально. Освоение новой земли повторяет сотворение космоса из хаоса, каждая война - архетипическую битву предков или богов, страдание невиновного - страсти бога вегетации, всякая смерть - смерть первого человека, а брак - брак первой супружеской пары. В мифологическом сознании существует только настоящее, однако чрезвычайно ёмкое. В настоящем повторяется прошлое. В будущем - настоящее. В этой теории тотальной Ц. Как первобытной концепции времени Элиаде делает одну уступку линейности. Он признает заложенную в Ц. Идею движения вспять, в сторону регресса, деградации по сравнению с «началом».

Ритуал, особенно акт космотворения, призван уничтожить деградировавший мир и воссоздать изначальный (см. В ст. Космогонические мифы, Космос, Праздник).Английский мифолог Э. Лич предложил другой, нежели круг или цикл, образ архаического чувства времени - маятник, качание между двумя полюсами. Ночью и днём, жизнью и смертью. Можно добавить к этому и пару «старое» (мифическое) и «новое» (эмпирическое) время. Таким образом получается, что в самых первых представлениях о времени и «истории» присутствует что-то вроде линейности, хотя и очень условной, легко переходящей в Ц., как, например, в индуистской мифологии, где дихотомия жизнь-смерть преобразована в сансарическую (см. Сансара) цепь смертей и рождений, образующую «колесо дхармы».

Этиологизм мифологического повествования, как его существеннейшая характеристика, также подразумевает некую линейность. Мифическое прошлое есть «причина» ныне существующих вещей, людей и положений, а значит из прошлого в настоящее направлен некий вектор.Представление о временном («историческом») цикле получает законченность, отчётливость и выявленность в развитых мифологиях, а ещё более в мифологизированных спекуляциях мыслителей древности, в рефлексии по поводу мифа. Архаическая мифология, сливая природу и общество, описывала жизнь человеческого коллектива, его «историю» в терминах космогонии. А первые исторические представления об истории не имели другого образа, кроме модели природного круговорота.

Однако, чтобы стать подлинной историей, представление о времени должно было сначала заменить один, вечно повторяющийся круг серией циклов, эпох, эонов, следующих друг за другом и часто отделяемых мировыми катастрофами, периодическим возвращением хаоса. Картина целой иерархии космических циклов (юга, пралая и т. П.), объединяющихся в огромное целое, разрабатывалась индуизмом уже в ведах. Жрецы майя с необыкновенной скрупулезностью выстраивали свою систему циклов, обнимающую миллионы лет. Один из первых историков древнего Востока Берос создал учение о Великом Годе мира (хотя вавилонской мифологии была чужда идея Ц., в ней не удаётся обнаружить каких-либо точно очерченных циклов). Зерваниты (см. Зерван) также учили о периодической гибели-возрождении природы и человечества.

В германской мифологии существовало представление о рагнарёк - конце и последующем возрождении мира.Мифологические идеи Ц. Оказали большое влияние на развитие философской и религиозной мысли. Первые философские (досократические) космогонии в основном учили о рождении и гибели космоса, различаясь лишь в деталях описаний того, как создается космос, от чего и каким образом он гибнет. Как сообщает Порфирий (Porphyr. Vit. Pyth. 19), Пифагор считал, что на свете нет ничего нового и все рождённое вновь через какой-то срок рождается. Учение о бесконечном и точном до деталей повторении после периодически наступающего воспламенения космоса того же самого мира, с теми же людьми и событиями создавали стоики. В формах индивидуального мифотворчества Платон осмысливал историю как круговое движение, подобное движению небесных тел и вращению всего космоса (в диалогах «Федр», «Политик», «Тимей»).

Платоновское учение о мировых катастрофах, служащих очищению человека, некоторые учёные считают заимствованным в западносемитской или иранской мифологии. Платоновский миф об отклонении от идеального вращения, сообщаемого космосу демиургом («Политик», 269е-272а), содержит экспликацию характерной и для примитивной ритуальной Ц. Идеи возвращения мира к идеальному начальному состоянию, без чего космосу и человеку грозит гибель.Зарождение историзма, признание уникальности исторических событий и линейной направленности исторического процесса в иудаизме (мессианизм, пророки), маздаизме и христианстве возникало как идея конечности истории. Христианство заимствует старый сценарий страстей бога и его воскрешения (см.

Умирающий и воскресающий бог), а вместе с ним и всего космоса, но лишает его периодической повторяемости. Даже при известном повторении ряда периодов, эонов (Лактанций, Ориген, Иоахим Флорский и др.) мир в конце концов погружается в хаос (апокалипсис), чтобы затем воскреснуть в трансценденции, где нет времени и истории. Хотя ток времени имеет направленность и предполагает однократное и окончательное уничтожение истории, это уничтожение все же мыслится возвращением в вечность, так что отдаленно идея Ц. Сказывается и здесь. (См. Также ст. История и мифы, Эсхатологические мифы) Лит. Аверинцев С. С., Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания), в сб. Античность и Византия, М., 1975.

Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972;Клочков И. С., Восприятие времени в древней Месопотамии, «Народы Азии и Африки», 1980, № 2. Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн. Запад и Восток. 2 изд. М., 1972. Лосев А. Ф., Историческое время в культуре классической Греции (Платон и Аристотель), в сб. История философии и вопросы культуры, М. 1975. Мелетинский Е. М., Поэтика мифа, М. 1976. Токарев С. А., Четыре основные концепции исторического процесса, в кн. Древняя Русь и славяне, М. 1978. Топоров В. Н. О космологических источниках раннеисторических описаний, в кн. Труды по знаковым системам, т. 6, Тарту, 1973. Hartley Burr Alexander, Le cercle du monde, Traduit de 1'anglais, P., 1962. Его же, The world's rim. Great mysteries of the north American Indians, Lincoln, 1953.

Benveniste Е., Expression indo-européenne de 1'eternite», «Bulletin de la Société de Linguistique de Paris», 1937, v. 38;Bidez J., Eos ou Platon et 1'Orient, Brux., 1945. Boer W. Den, Graeco-Roman Historiography in its Relation to Biblical and Modern Thinking, «History and Theory, 1968, v. 7, № 1. Carcopino J., Virgile et le mystère de la IVe eglogue, P., 1943. Eisler R., Das Fest des «Geburtstages der Zeit» in Nordarabien, «Archiv fur Religionswissenschaft», 1912, Bd. 15. E1iade M„ Le myth de 1'eternel retour. Archétypes et repetition. P., 1949. Goldschmidt V., Le système stoïcien et 1'idee du temps. P., 1909;Groningen B. A. Van. In the grip of the past. Essay on an aspect of Greek thought, Leyden. 1953. Нubaux J., Les grands mythee de Rome, P., 1945.

Hubert Н., Mauss М., Etude sommaire de la representation du temps dans la religion et la magie, в их кн. Melanges d'histoire des religions, P., 1909. Onians R. В., The origins of European thought about the doby, the mind, the soul, the world, time and fate, Camb., 1954. Re у А., Le retour éternel et la philosophic de la physique, P., 1927. Stegemann V., Astrologie und Universalgeschichte. Studien und Interpretationen zu den Dionysiaka des Nonnos von Panopolis, В.-Lpz., 1930. Toynbee A., An historian's approach to religion, Oxf., 1956.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Цикличность

Кругообразность, повторяемость. ..

Цикличность

Ж.Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Цикличный.. ..

Цикличность

Цикличности, мн. Нет, ж. Отвлеч. Сущ. К цикличный. 1. Работа по циклам, цикличный процесс (спец.). Борьба за цикличность в угольной промышленности.. ..

Цикличность

— существование цикла, свойство цикличного процесса, представляющего собой закономерный ряд каких-либо явлений. Этот ряд (цикл) в геологии не обязательно должен повторяться и приводить к исходному положению. Цикличность геол. Процессов органически связана с развитием природы, с поступательным ходом событий, проявляющемся то более, то менее отчетливо. По Огу (Haug), цикличность геол. Процессов выражается в последовательности. Литогенез — орогенез — глиптогенез (эрозия). Наиболее разработанным явл..

Цикличность

(от греч. Kyklos. ..

Цивилис

(Civilis). Батавец знатного происхождения, ставший во главе возмущения своих соотечественников против римлян (при имп. Веспасиане). К восставшим присоединились также некоторые племена. Цивилис нанес римлянам несколько поражений. Восстание перешло в Галлию. Часть римских легионов перешла на сторону Цивилиса, и только благодаря распрям между галлами и батавцами, римляне сначала одержали, под начальством Цереалиса, победу над Цивилисом, а затем заключили с ним мир.(Источник. «Краткий словарь мифоло..

Цид

(ªyd, «охотник»), в западно-семитской мифологии бог, очевидно, охоты и рыболовства. Вероятно, считался основателем и владыкой города Сидон (финик. Цидон, «цидов»). Известен по теофорным именам, главным образом в сочетаниях Циди-Мелькарт и Циди-Тиннит.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Циклопы

(Cyclopes, Κύχλωπες), т. Е. Существа с одним круглым глазом посередине лба. Это было мифическое племя великанов, местопребыванием которых считалась Сицилия. Они занимались скотоводством и были людоедами. Они были также помощниками бога-кузнеца Гефеста, которые внутри горы Этны в Сицилии ковали гром и молнии для Зевса и оружие для героев. Главным циклопом был Полифем.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Цилинь

Линь, в древнекитайской мифологии чудесный зверь - единорог. По аналогии с термином фэнхуан, Ц. Истолковывается как соединение двух понятий. Ци - «самец-единорог» и линь - «самка». Существуют различные описания Ц., отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаическому принципу уподобления отдельных частей Ц. Частям тела реальных животных. У Ц. Тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по др..

Дополнительный поиск Цикличность Цикличность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цикличность" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цикличность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 11 символа