Цогтай-хан

154

Цоктай-батюшка [цогтай, «обладающий жаром» (угольным, очажным), в переносном смысле - «жизненной силой»], в мифологии монгольских народов (ойра-тов) хранитель чудесных знаний, прежде всего искусства добывания огня (ср. Шидургу-хаган). По легенде кукунорских ойратов (элетов), Ц.-х., страдавший запором из-за того, что сел на шапку, подаренную далай-ламой, лечился чаем, в котором по его приказу варили отобранных у матерей трёхлетних детей. Батур-мусу («демону-богатырю»), посланному Геген-ханом («светлейшим государем») прекратить злодеяния, Ц.-х. В качестве выкупа за свою жизнь предложил открыть магические секреты. Застёгивать землю, арканом спускать с неба солнце и луну, находить в пустыне воду, быстро преодолевать огромные расстояния.

Он научил Батур-муса искусству добывания огня, нг всё же был им обезглавлен. С тех пор люди могут высекать огонь из камня. Прозвище Ц.-х. - «с большим фаллосом», - очевидно, указывает на символику производительности, свойственную духам огня (см. В ст. Отхан-Галахан). Возможно, не случайно сходство имени Ц.-х. С именем сына Чингисхана Чагатая (Цагатая), отличавшегося жестокостью, бывшего жрецом родового очага и после смерти обожествлённого в качестве духа огня (см. Сахядай-нойон). С другой стороны, ср. Персонаж в бурятской мифологии, имя которого почти совпадает с именем Ц.-х. Сокто-мерген, сын Солбона (Цолмона), ему, согласно мифу, причинила болезнь дочь моря (в титуле же Далай-лама «далай» тоже означает «море»).Лит.

Потанин Г. Н., Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ. 1893, с. 284.С. Н.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Цицерон, Марк Туллий

(Cicero, Μ. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. До Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, он вступил на поприще оратора и скоро сделался консулом. Во время его консульства обнаружился заговор Катилины, но возмущение было подавлено, благодаря осторожности и энергии Цицерона. По проискам врага его, Клодия, Цицерон подвергся изгнанию из Рима и отправился в Грецию. В следующем году (55 г.), однако, он был возвращен из ссылки. Во время междоусобной..

Цовинар

Цовян («морская»), в армянской мифологии дух грозы, персонификация молнии или зарницы. Согласно мифам, Ц. - гневная огненная женщина, во время грозы скачущая на огненном коне в облаках. Она посылает людям живительный дождь или вредоносный град.с. В. Л.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Цолмон

Солбон (бурят.), Солбан (хакас.), Чолмон (алт.), Чолбан, или Шолбан (ту-винск.), Чолбон (якут., эвен-кийск.), Цолвн (ойрат-калм.), в мифологии монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов персонификация или дух - хозяин планеты Венера, небесное божество. Выступает в ипостасях утренней и вечерней звезды. В алтайской шаманской мифологии утренняя звезда (Тапах Чолмон) характеризуется как солнечная, а вечерняя (Иныр Чолмон) - как лунная.В некоторых монгольских традициях вечерн..

Цуе

Шуе, персонаж мифологии кунг (одно из племён северной группы бушменов), демиург и трикстер. Согласно мифам. Ц., как и его сын, делает людей - бушменов, гереро и др., но он же и убивает их. Ц. «делает» дождь и прекращает его. Он научил людей получать огонь и пользоваться им. Ц. Даёт бушменам их пищу. Изготовил для них лук, стрелы и колчан. Согласно варианту мифа о происхождении смерти, луна уверяла зайца в том, что люди, подобно ей, умирают временно. Заяц не поверил луне потому, что луна, в отлич..

Дополнительный поиск Цогтай-хан Цогтай-хан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цогтай-хан" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цогтай-хан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 10 символа