Цолмон

216

Солбон (бурят.), Солбан (хакас.), Чолмон (алт.), Чолбан, или Шолбан (ту-винск.), Чолбон (якут., эвен-кийск.), Цолвн (ойрат-калм.), в мифологии монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов персонификация или дух - хозяин планеты Венера, небесное божество. Выступает в ипостасях утренней и вечерней звезды. В алтайской шаманской мифологии утренняя звезда (Тапах Чолмон) характеризуется как солнечная, а вечерняя (Иныр Чолмон) - как лунная.В некоторых монгольских традициях вечерняя звезда - женщина. В эвенкийской - также женщина, а утренняя - мужчина (хозяин всех звёзд). Согласно монгольским мифам, Ц., находясь на небе, вызывает войны. Оказавшись на земле, может установить мир. Чародей Шидургу предлагает изловить Ц.

(спустить с небес), чтобы на земле не было войн. В якутской мифологии Чолбон насылает холод на землю. Первый якут - шаман Чачыгар Таас пытался обрубить закрепу, с помощью которой Чолбон держится на небе, чтобы тот провалился в нижний мир, но дело не довёл до конца. По ойратским поверьям, в Ц. Сосредоточена производительная сила. Женщины торгутов просят Ц. О детях (в развёрнутой метафоре он уподоблен «фаллосу отца Цогтая»). Эвенки считают Чолбона могучим и грозным божеством (нельзя рассказывать сказки, когда он находится на небе). В хакасском шаманском призывании Солбана называют «владыка-небо». В алтайском эпосе Чолмон живёт на «дне неба». В «белого Чолмона» превращается чудесный покровитель героя - старец в золотой шубе с золотым костылём.

Облик «белого Чолмона» принимает также вознёсшийся на небо конь героя (аналогичные мотивы имеются и в монгольском эпосе). Для Ц. Специфична связь с лошадьми. Ойраты называют его «чёлка чубарой лошади», буряты почитают Солбона как покровителя лошадей (и детей?). В бурятском эпосе Гесер именует Солбона. «коня моего сотворивший».В бурятской мифологии Солбон входит в пантеон тенгри - Солбон Саган-тенгри («Солбон-белый тенгри»), Солбон Тайджи-тенгри («Солбон-дво-рянин тенгри»). Уха Солбон (уха - «каурый?»), относится к светлым западным богам, фигурирует в шаманских призываниях и обрядах, изображается на шаманских бубнах. Он - сын Заян Саган-тенгри (см. В ст. Дзаячи) или Эсеге Малан-тенгри (в этом случае является братом Сахядая-нойона).

Солбон - небесный пастух стада Эсеге Малан-тенгри, либо сам - владелец табунов небесных коней, имеющий в услужении табунщика Токлока (в традиции балаганских бурят) или чаще Добёдоя (Добидоя, Догёдоя). Солбона, как и Добёдоя, изображают всадником с арканом в руках. Солбону посвящают чубарого или каурого коня (балаганские буряты посвящают чубарого коня Токлоку). По версии балаганских бурят, Солбон имел любовную связь с Хатун-Малган, женой Хан-Баты, с тех пор преследующего её за неверность. От этой связи родился Заян Хитаран-зарин.Лит. Потанин Г. Н., Очерки северо-западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 137. Его же, Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ, 1893, с. 337-38;Хангалов М. Н., Собр.

Соч., т. 1, Улан-Удэ, 1968, с. 299, 318, 409, 477. Т. 3, Улан-Удэ, I960, с. 15. Манжигеев И. А., Бурятские шаманистические и дошаманистические термины, М., 1978, с. 43, 77.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Цовинар

Цовян («морская»), в армянской мифологии дух грозы, персонификация молнии или зарницы. Согласно мифам, Ц. - гневная огненная женщина, во время грозы скачущая на огненном коне в облаках. Она посылает людям живительный дождь или вредоносный град.с. В. Л.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Цогтай-хан

Цоктай-батюшка [цогтай, «обладающий жаром» (угольным, очажным), в переносном смысле - «жизненной силой»], в мифологии монгольских народов (ойра-тов) хранитель чудесных знаний, прежде всего искусства добывания огня (ср. Шидургу-хаган). По легенде кукунорских ойратов (элетов), Ц.-х., страдавший запором из-за того, что сел на шапку, подаренную далай-ламой, лечился чаем, в котором по его приказу варили отобранных у матерей трёхлетних детей. Батур-мусу («демону-богатырю»), посланному Геген-ханом («св..

Цуе

Шуе, персонаж мифологии кунг (одно из племён северной группы бушменов), демиург и трикстер. Согласно мифам. Ц., как и его сын, делает людей - бушменов, гереро и др., но он же и убивает их. Ц. «делает» дождь и прекращает его. Он научил людей получать огонь и пользоваться им. Ц. Даёт бушменам их пищу. Изготовил для них лук, стрелы и колчан. Согласно варианту мифа о происхождении смерти, луна уверяла зайца в том, что люди, подобно ей, умирают временно. Заяц не поверил луне потому, что луна, в отлич..

Цукуёми

Цукуёми-но микото, Цукиёми-но микото (др.-япон. «цуку, цуки», «луна», «ёми», «чтение», «счёт». В целом - «бог счёта лун», т. Е. Божество, связанное с лунным календарём. В «Нихонги» его имя записано тремя идеограммами. «луна», «ночь» и «видеть», что может означать «луна, видимая ночью». Там же, в одном из вариантов, имя этого бога записано как «цукиюми», где «юми» - «лук», что означает, таким образом, «изогнутый лук луны»), в японской мифологии божество, рождённое богом Идзанаки (см. Идзанаки и И..

Дополнительный поиск Цолмон Цолмон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цолмон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цолмон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 6 символа