Шакьямуни
[санскр. Sâkyamuni, пали sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд). Бхагават («благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»), джина («победитель») и т. Д. В основе мифологического образа Ш., несомненно, лежит реальный человек, основатель буддизма, который жил в Северной Индии в сер. 1-го тыс. До н. Э. (по мнению большинства учёных, в 566-476 или в 563-473 до н. Э.). Его жизнеописание начало наполняться мифическим содержанием, по-видимому, уже при жизни.
В последующие столетия мифологизация его образа возрастала вплоть до появления на рубеже нашей эры канонического образа, зафиксированного в буддийских канонических текстах.Ни в одном каноническом тексте легенда о Шакьямуни не излагается полностью. «Махапаринирвана-сутра», напр., содержит только сведения о последних месяцах его жизни и о смерти, в «Дхармачакраправартанасутре» описывается его первая проповедь, так что первым произведением, где жизнь Ш. Описывается с рождения до смерти, является «Буддхачарита» [«Жизнь Будды» Ашвагхоши (1 в. Н. Э.)]. Вместе с тем эта легенда в основных чертах одинакова во всех течениях буддизма, хотя жизнь Ш. И принято разделять на периоды, число которых в разных традициях различно.
В тибетской традиции, например, выделяют 12 этапов. Принятие решения родиться в мире людей. Схождение с неба тушита. Вхождение в лоно матери. Рождение. Накопление мирских знаний. Жизнь в удовольствиях. Уход из дворца. Аскетические упражнения. Победа над Марой. Достижение состояния будды. Проповедь дхармы. Вхождение в нирвану.Общебуддийское содержание легенды таково. В течение многих кальп Ш. Перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных существ. Накопив за это время нужные свойства для достижения состояния будды, он провёл предпоследнее своё рождение в небе тушита. Поскольку мир людей погрузился в мрак неведения, боги просили Ш. Родиться в облике человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Бодхисатва согласился на это и выбрал местом своего рождения маленькую страну племени шакьев в Северной Индии, а родителями - царя Шуддходану и царевну Майядеву.
В это время Майядеве приснилось, что в её лоно вошёл белый слон. Этот сон был истолкован как знак того, что она станет матерью великого человека. Ш. Родился в роще Лумбини близ столицы шакьев Капилавасту. Он имел все махапурушалакшаны, и учёные-брахманы предсказали, что он станет или буддой, или чакраватином. Отец предпочитал второе. Он дал сыну всестороннее светское образование и делал всё, что мог, чтобы TIT- видел только положительные стороны жизни. Ш. Жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях. Он женился на своей кузине Яшодхаре, и, казалось, что всё идёт к исполнению мечты отца.Но однажды Ш. Увидел в городе четыре знамения. Первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость сансары, а последнее (монах) показало ему путь к освобождению.
Он решился на бегство и после рождения своего сына Рахулы покинул дворец и присоединился к аскетам. Через несколько лет он понял, что их методы (особенно крайний аскетизм) не ведут к спасению. Ш. Сидел у подножия дерева бодхи и решил не вставать прежде чем достигнет совершенства. Несмотря на искушения Мары, на 49-й день (в возрасте 35 лет) Ш. Достиг бодхи и стал буддой. Первую проповедь он произнёс в парке Ришипатана близ Варанаси для пяти бывших своих товарищей-аскетов, которые и стали его первыми учениками. Скоро вокруг Ш. Собралась большая сангха и лучшие его ученики {Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и др.) достигли состояния архата. Преодолев угрозу заговора Девадатты, Ш. В возрасте 80 лет ушёл в полную нирвану.В махаяне и ваджраяне образ Ш.
Имеет некоторые специфические черты. Так, например, считается, что в мире явилось лишь его нирманакая (см. Трикая), в то время как самбхо-гакая осталось в небесах.В зависимости от умственных способностей слушателей Ш. Проповедовал разные по сложности дхармы. Индо-тибетская махаянская традиция считает, что он совершил три т. Н. «поворота колеса дхармы» («дхармачакраправартана»). На первом этапе он проповедовал хинаяну, затем - праджняпарамиту, и наконец - виджнянаваду (последние две составляют махаяну).Лит. Асвагоша, Жизнь Будды [пер. С пали], М-, 1913. Дхаммапада, пер. С пали, М., 1960. Бэшем А. Л., Чудо, которым была Индия, [пер. С англ.], М., 1977.Л. Э. Мялль.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Шакьямуни
На нашем сайте Вы найдете значение "Шакьямуни" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шакьямуни, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа