Шакьямуни

170

[санскр. Sâkyamuni, пали sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд). Бхагават («благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»), джина («победитель») и т. Д. В основе мифологического образа Ш., несомненно, лежит реальный человек, основатель буддизма, который жил в Северной Индии в сер. 1-го тыс. До н. Э. (по мнению большинства учёных, в 566-476 или в 563-473 до н. Э.). Его жизнеописание начало наполняться мифическим содержанием, по-видимому, уже при жизни.

В последующие столетия мифологизация его образа возрастала вплоть до появления на рубеже нашей эры канонического образа, зафиксированного в буддийских канонических текстах.Ни в одном каноническом тексте легенда о Шакьямуни не излагается полностью. «Махапаринирвана-сутра», напр., содержит только сведения о последних месяцах его жизни и о смерти, в «Дхармачакраправартанасутре» описывается его первая проповедь, так что первым произведением, где жизнь Ш. Описывается с рождения до смерти, является «Буддхачарита» [«Жизнь Будды» Ашвагхоши (1 в. Н. Э.)]. Вместе с тем эта легенда в основных чертах одинакова во всех течениях буддизма, хотя жизнь Ш. И принято разделять на периоды, число которых в разных традициях различно.

В тибетской традиции, например, выделяют 12 этапов. Принятие решения родиться в мире людей. Схождение с неба тушита. Вхождение в лоно матери. Рождение. Накопление мирских знаний. Жизнь в удовольствиях. Уход из дворца. Аскетические упражнения. Победа над Марой. Достижение состояния будды. Проповедь дхармы. Вхождение в нирвану.Общебуддийское содержание легенды таково. В течение многих кальп Ш. Перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных существ. Накопив за это время нужные свойства для достижения состояния будды, он провёл предпоследнее своё рождение в небе тушита. Поскольку мир людей погрузился в мрак неведения, боги просили Ш. Родиться в облике человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Бодхисатва согласился на это и выбрал местом своего рождения маленькую страну племени шакьев в Северной Индии, а родителями - царя Шуддходану и царевну Майядеву.

В это время Майядеве приснилось, что в её лоно вошёл белый слон. Этот сон был истолкован как знак того, что она станет матерью великого человека. Ш. Родился в роще Лумбини близ столицы шакьев Капилавасту. Он имел все махапурушалакшаны, и учёные-брахманы предсказали, что он станет или буддой, или чакраватином. Отец предпочитал второе. Он дал сыну всестороннее светское образование и делал всё, что мог, чтобы TIT- видел только положительные стороны жизни. Ш. Жил в специально построенном для него дворце, в наслаждениях и удовольствиях. Он женился на своей кузине Яшодхаре, и, казалось, что всё идёт к исполнению мечты отца.Но однажды Ш. Увидел в городе четыре знамения. Первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость сансары, а последнее (монах) показало ему путь к освобождению.

Он решился на бегство и после рождения своего сына Рахулы покинул дворец и присоединился к аскетам. Через несколько лет он понял, что их методы (особенно крайний аскетизм) не ведут к спасению. Ш. Сидел у подножия дерева бодхи и решил не вставать прежде чем достигнет совершенства. Несмотря на искушения Мары, на 49-й день (в возрасте 35 лет) Ш. Достиг бодхи и стал буддой. Первую проповедь он произнёс в парке Ришипатана близ Варанаси для пяти бывших своих товарищей-аскетов, которые и стали его первыми учениками. Скоро вокруг Ш. Собралась большая сангха и лучшие его ученики {Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и др.) достигли состояния архата. Преодолев угрозу заговора Девадатты, Ш. В возрасте 80 лет ушёл в полную нирвану.В махаяне и ваджраяне образ Ш.

Имеет некоторые специфические черты. Так, например, считается, что в мире явилось лишь его нирманакая (см. Трикая), в то время как самбхо-гакая осталось в небесах.В зависимости от умственных способностей слушателей Ш. Проповедовал разные по сложности дхармы. Индо-тибетская махаянская традиция считает, что он совершил три т. Н. «поворота колеса дхармы» («дхармачакраправартана»). На первом этапе он проповедовал хинаяну, затем - праджняпарамиту, и наконец - виджнянаваду (последние две составляют махаяну).Лит. Асвагоша, Жизнь Будды [пер. С пали], М-, 1913. Дхаммапада, пер. С пали, М., 1960. Бэшем А. Л., Чудо, которым была Индия, [пер. С англ.], М., 1977.Л. Э. Мялль.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шакьямуни

(санскрит. Çâkyamuni = Çâkya - имя царского рода + muni - мудрец, аскет, монах) - имя главного основателя и проповедника буддизма, Будды Гаутамы, которому, по преданию, предшествовали 24 других Будды. Буквальный перевод этого имени - аскет из рода Шакья. Иначе Ш. Называется просто Шакья. А также Шакья-синха (лев-Шакья), Шакьяпунгава (герой-Шакья. Pungava = бык, герой) и т. Д. См. Будда. Перечень других имен его можно найти у Керна, "Manual of Indian Buddhism", в Бюлеровском "Grundriss der indo-a..

Шакьямуни

..

Шакти

(др.-инд. Σakti, «сила»), в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги. В индийских мистических учениях женское начало рассматривается как активный принцип. Благодаря ему бог-супруг манифестирует свои потенциальные качества. Дуальная концепция пассивного и активного, скрытого и явного, созерцательного и творческого аспектов божественной пары в первую очередь прилагается к Шиве и его супруге. Культы, известные как шактистские, обычно рассматривают ..

Шакунтала

(санскр. Cakuntalâ), в индуистской мифологии дочь риши Вишвамитры и апсары Менаки, мать царя Бхараты. Менака оставила только что родившуюся Ш. В лесу, где её охраняли от хищников птицы «шакунта» (отсюда её имя), а затем её нашёл и воспитал в своей обители отшельник Канва. Однажды во время охоты в обитель попал царь Душьянта, они с Ш. Полюбили друг друга и сочетались браком гандхарвов (т. Е. Браком по взаимному согласию, без соблюдения формальных обрядов). Когда Душьянта, повинуясь царскому долгу..

Шалимму И Шахару

[Шалимму, позднее Шалим (šlm), «вечерняя заря». Шахару, позднее Шахар (šhr), «утренняя заря»], в западно-семитской мифологии боги (соответственно) вечерней и утренней зари, боги благополучия.В Палестине Шалимму считался, по-видимому, основателем и покровителем (наряду с Эльоном, возможно, являвшемся ипостасью Илу) Иерусалима (на иврите Иерушалем, «построенный Шалимом»).И.Ш.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шаманская Мифология

Тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на время обряда. Отражена преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции.Центральная фигура Ш. М. - шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между людьми и духами. В распоряжении шамана находится особая категория духов-помощников, именуемых часто в шаманских песнопениях его «силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или наземных животных - символов различных сфер..

Дополнительный поиск Шакьямуни Шакьямуни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шакьямуни" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шакьямуни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 9 символа