Шаманская Мифология

229

Тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на время обряда. Отражена преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции.Центральная фигура Ш. М. - шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между людьми и духами. В распоряжении шамана находится особая категория духов-помощников, именуемых часто в шаманских песнопениях его «силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или наземных животных - символов различных сфер мироздания (ср. Самодийские лозы, тадебцо).Шаманским космологиям свойственно трёхчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых, в свою очередь, членится на несколько ярусов или слоев.

Эти миры соединены древом мировым или космической рекой. Её , исток (южная сторона) соответствует верхнему миру, а устье - нижнему, находящемуся на севере. Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного - с низом, миром мёртвых и севером (или западом). Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир - вредоносными духами и душами покойников, средний мир - людьми и многочисленными духами-хозяевами (ср., например, тюркские эе, иччи).Выделяются две основные тематические группы шаманских мифов и легенд. Связанные с посвящением в шаманы (шаманскими инициациями) и с шаманской обрядовой практикой.

Шаманские инициации описываются или как избранничество неофита духами, которые преследуют его своими притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. Д. Соответственно шаманское посвящение может разворачиваться как история заключения брака с избравшим духом, становящимся после этого главным духом - помощником шамана [возможно, именно с этой версией связаны представления о шаманах превращённого (двойного) пола, существовавшие у палеоазиатов, эскимосов и у ряда индейских племён Сев. Америки], либо как выращивание, выкармливание шаманской души - птенца духами - предками, либо как расчленение и пересотворение тела неофита.

Варка в котлах, выковывание в кузнице, зашивание под кожу кристаллов, магических камней, змей и т. Д., нахождение особой «шаманской кости» и пр. Рассечение тела может интерпретироваться и как смерть - воскрешение, и как жертвоприношение духам (у якутов, например, считалось, что лишь те духи, до которых долетели капли крови и кусочки мяса будущего шамана, будут в дальнейшем ему помогать или подчиняться его требованиям), и как испытания, пройти которые суждено лишь достойному кандидату.Наиболее распространённая функция шаманов - врачевание. В некоторых регионах в круг ритуальных обязанностей шамана входило также добывание у духов - хозяев душ промысловых животных, скота или младенцев для бездетных супругов, удачи для охотника, усмирение непогоды, гадания, проводы души умершего в селение мертвецов, изгнание проникших к людям, поселившихся в доме злых духов, наделение жизненной силой амулетов, промыслового инвентаря, оружия и т.

Д. В процессе камлания шаман или его духи-помощники совершают символическое путешествие в мир духов, при этом он призывает то одного, то другого из своих духов-помощников, вступает в поединки с духами болезней, уговаривает и заклинает духов-хозяев удовлетворить просьбы, пророчествует от имени духов и, получив искомый объект (душу больного, жизненную силу новорождённого, охотничью удачу и т. Д.), передаёт его просителям.В легендах о шаманских подвигах сюжетная сторона камланий как странствий души ещё более разрастается за счёт включения таких эпических мотивов, как похищение души у антагониста, бегство, оборотничество и различные превращения добываемых объектов, самого героя - шамана, его помощников и противников [среди последних часто оказываются не только злые духи, но и вредоносные чёрные (способные наносить порчу и пожирать души) шаманы-инородцы].

Такие рассказы о шаманских путешествиях, поединках, чудесах, трюках и т. Д., разыгрываемые или излагаемые во время камланий, имеют тенденцию к отрыву от конкретной обрядовой ситуации и иногда циклизуются в обширные биографические серии вокруг фигуры какого-либо великого шамана прошлого, становящегося в ряде случаев объектом почитания (культ умерших шаманов существовал у якутов, бурят, юкагиров и др.). Подобные сюжеты могут быть близки мифологическим и сказочным сюжетам о культурном герое, кваэиисторическом предке и т. Д. В эпической архаике, где богатырские качества героя обычно не отделяются от хитрости и колдовского могущества, шаманские сюжеты составляют существенный пласт мотивного фонда, а многие мифологические персонажи (например, корякский культурный герой Ворон, энецкий Ди'а и др.) наделены шаманскими способностями и умениями.

Элементы Ш. М. Прослеживаются и в стадиально более поздних мифологиях и религиях. В представлениях о скандинавском Одине, получившем священный мёд и знание рун в результате прохождения шаманской инициации на ясене Иггдрасиль, греческом Орфее, совершающем путешествие в мир мёртвых, карело-финском Вяйня-мёйнене, отправляющемся в Туонелу или Похьёлу за магическим инструментом, ритуальной формулой или сампо, библейских пророках и т. Д.Лит. Аврорин В. А., Козьминский И. И., Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте», в кн. Сборник Музея антропологии и этнографии, т. 11, М.-Л., 1949. Анохин А. В., Материалы по шаманству у алтайцев..., там же, т. 4, в. 2, Л., 1924. Банзаров Д., Черная вера или шаманство у монголов, СПБ, 1891.

Зеленин Д. К., Культ онгонов в Сибири, М.-Л., 1936 (Труды Института антропологии, археологии и этнографии. Т. 14). Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах, М., 1930. Михайлов Т. М., Хороших П. П., Бурятский шаманизм. Указатель литературы (1774-1971 гг.), Улан-Удэ, 1973. Михайловский В. М., Шаманство, М., 1892. Попов А. А., Материалы для библиографии русской литературы по изучению шаманства северо-азиатских народов. Л., 1932. Прокофьева Е. Д., Шаманские бубны, в кн. Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961. Её же. Шаманские костюмы народов Сибири, в кн. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX в. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 27, Л., 1971. Paтнер-Штернберг С. А., Музейные материалы по тлингитскому шаманству, там же, т.

6, Л., 1927;Штернберг Л. Я„ Избранничество в религии, •Этнография., 1927. Кн. 3, № 1. Eliade М., Schamanismus und archaische Ekstasetechnik, Z.-Stuttg. 1957. Findeisen Н., Schamanentum. Stuttg., 1975. Nioradze G., Der Schamanismus bei den Sibyiachen Völkern, Stuttg., 1925. Ohimarks A., Studien zum Problem des Schamantamus, Lund- Kbh., 1939;Shirokogoroff S. М., Psychomental complex of the tungus, L., 1936.E. С. Новик.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шакьямуни

[санскр. Sâkyamuni, пали sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд). Бхагават («благословенный»), татхагата («так ушедший»), сугата («в добре ушедший»), джина («победитель») ..

Шалимму И Шахару

[Шалимму, позднее Шалим (šlm), «вечерняя заря». Шахару, позднее Шахар (šhr), «утренняя заря»], в западно-семитской мифологии боги (соответственно) вечерней и утренней зари, боги благополучия.В Палестине Шалимму считался, по-видимому, основателем и покровителем (наряду с Эльоном, возможно, являвшемся ипостасью Илу) Иерусалима (на иврите Иерушалем, «построенный Шалимом»).И.Ш.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шамаш

В аккадской мифологии бог солнца и правосудия, а также предзнаменований. Соответствует шумерскому Уту.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шамбара

(др.-инд. Sámbara), в древнеиндийской мифологии демон из рода Дасов, противник Индры.В. Т.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Шаманская Мифология Шаманская Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шаманская Мифология" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шаманская Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 19 символа