Шан-ди
(«верховный владыка», «высший предок», «высшее божество». В древнейших текстах часто просто Ди), в древнекитайской мифологии и народной религии верховное божество. Представление о Ш.-д., по-видимому, зародилось в недрах шан-иньского общества во 2-м тыс. До н. Э. Как полагают некоторые учёные (Дж. М. Мензис), «ди», первоначально означавшее жертвоприношение (сожжение жертвы), позднее стало названием божества, которому приносили жертву («ди», по-видимому, служил также обозначением умерших предков царствующего дома, включая мифических, являвшихся его тотемом). В поздний период правления династии Шан-Инь (ок. 13-11 вв. До н. Э.) наряду с «ди» появился термин «Ш.-д.» для обозначения верховного божества, а также, вероятно, первого из шан-иньских предков.
Постепенно «ди» превратилось в бога - покровителя всего шан-иньского государственного образования. После покорения Инь чжоусцами произошла контаминация их культа неба с представлением о Ш.-д. В текстах 1-го тыс. До н. Э. Ш.-д. Выступает как синоним понятий Тянь и Тянь-ди. Термин «Ш.-д.» был воспринят даосской философией и религией, где он фигурирует как великий предок Дао - пути («Хуайнань-цзы», 2 в. До н. Э.), в средние века титул Ш.-д. Был пожалован императором Хуэй-цзуном (начало 12 в.) верховному владыке даосского и народного пантеона Нефритовому государю Юй-ди. После появления в Китае европейских миссионеров в их проповедях и в переводах библии на китайский язык термин «Ш.-д.» стал использоваться для обозначения христианского понятия «бог».Лит.
Ду Эр-вэй, Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Шан-ди чжи бу (Исследование древних религий Китая. Проблемы терминов. Небо, дао и Шан-ди), Тайбэй, 1976.С. Кучера.(Источник. «Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Шан-ди
На нашем сайте Вы найдете значение "Шан-ди" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шан-ди, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа