Шан-ди

200

(«верховный владыка», «высший предок», «высшее божество». В древнейших текстах часто просто Ди), в древнекитайской мифологии и народной религии верховное божество. Представление о Ш.-д., по-видимому, зародилось в недрах шан-иньского общества во 2-м тыс. До н. Э. Как полагают некоторые учёные (Дж. М. Мензис), «ди», первоначально означавшее жертвоприношение (сожжение жертвы), позднее стало названием божества, которому приносили жертву («ди», по-видимому, служил также обозначением умерших предков царствующего дома, включая мифических, являвшихся его тотемом). В поздний период правления династии Шан-Инь (ок. 13-11 вв. До н. Э.) наряду с «ди» появился термин «Ш.-д.» для обозначения верховного божества, а также, вероятно, первого из шан-иньских предков.

Постепенно «ди» превратилось в бога - покровителя всего шан-иньского государственного образования. После покорения Инь чжоусцами произошла контаминация их культа неба с представлением о Ш.-д. В текстах 1-го тыс. До н. Э. Ш.-д. Выступает как синоним понятий Тянь и Тянь-ди. Термин «Ш.-д.» был воспринят даосской философией и религией, где он фигурирует как великий предок Дао - пути («Хуайнань-цзы», 2 в. До н. Э.), в средние века титул Ш.-д. Был пожалован императором Хуэй-цзуном (начало 12 в.) верховному владыке даосского и народного пантеона Нефритовому государю Юй-ди. После появления в Китае европейских миссионеров в их проповедях и в переводах библии на китайский язык термин «Ш.-д.» стал использоваться для обозначения христианского понятия «бог».Лит.

Ду Эр-вэй, Чжунго гудай цзунцзяо яньцзю. Тянь, дао, Шан-ди чжи бу (Исследование древних религий Китая. Проблемы терминов. Небо, дао и Шан-ди), Тайбэй, 1976.С. Кучера.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шан-ди

ШАН-ДИ - в китайской мифологии верховное божество эпохи Инь.. ..

Шан-ди

В китайской мифологии верховное божество эпохи Инь.. ..

Шан-ди

– верховный владыка, высшее божество политеистической народной религии древних китайцев. Представление о нем зародилось во 2-м тысячелетии до н. Э. В терминах объединялись понятия божества и предков – покровителей царствующего дома. В 1-м тысячелетии до н. Э. Культ Ш. Слился с культом неба, а понятия «Ш.», «Тянь» (небо) и «Тянь-ди» (небесный правитель) стали употребляться как синонимы. Божеству Ш. Приносились жертвы, в том числе человеческие, чтобы обеспечить его содействие в любых начинаниях. П..

Шамс

(šms, šmsrn, «солнце»), в йеменской мифологии ипостась богини солнца или самостоятельное солнечное божество. Имя Ш. Упоминается редко, как правило, вместе с именами других богов. Ей посвящались ритуалы обхода кайфа, священная охота и другие обряды (см. В ст. Йеменская мифология). Значительно чаще, чем сама Ш., упоминаются её локальные ипостаси, к именам которых добавлялась формула «Шамс их владычица. (храма, местности или общности)». Они нередко занимают ведущее место в локальных пантеонах, как ..

Шамшу

[библ. Шемеш (šmš)], в западносемитской мифологии бог солнца. Палестинско-ханаанейские мифы о Ш. Лежат в основе библейского представления о небесном воинстве (солнце, луна, звёзды), созданном в четвёртый день творения (Быт. 1, 14-19). Большее светило - солнце - управляет днём, меньшее - луна - ночью. Светила отделяют свет от тьмы. Солнце имеет жилище, откуда оно выходит утром и куда возвращается вечером. По-видимому, с Ш. Связан и библейский Самсон (Шимшон). Культ Ш. Отправлялся в иудейском обще..

Шанго

В мифологии йоруба бог грома и молнии, а также бог охоты и грабежа. Согласно мифам, Ш. Порождён Орунганом. Живёт в облаках, в огромном сияющем медном дворце. У него большая свита и много лошадей. За нарушение клятвы и ложь Ш. Наказывает молнией (дома, в которые ударяла молния, немедленно подвергались грабежу жрецами и почитателями Ш. Хозяев домов, кроме того, ещё и штрафовали за то, что они разгневали Ш. Людей, потерявших сознание от удара молнии, убивали и не хоронили, так как полагали, что они..

Шао-хао

[букв. «младший безбрежный (как небо)»], древнекитайской мифологии мифический правитель, по некоторым историзованным версиям, внук или правнук Хуан-ди, наследовавший его престол. Согласно преданиям, мать Ш.-х. По имени Нюй-цзе зачала его после того, как увидала во сне огромную звезду, опустившуюся на землю. По другой версии, мать Ш.-х. По имени Хуан-э была небесной ткачихой, которая ткала по ночам, а днём плавала на плоту по водным просторам (видимо, соединявшим небо и землю). Во время этих стра..

Дополнительный поиск Шан-ди Шан-ди

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шан-ди" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шан-ди, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа