Шаргай-нойон

418

Хан Шаргай-нойон, в мифологии западных бурят один из ханов (или хатов) - детей тенгри. Согласно наиболее распространённой версии (в мифах балаганских бурят), Ш.-н. - сын Эсеге Малан-тенгри, спустившийся с небес на землю, чтобы защитить бурят от происков злых сил. Чёрных заянов, восточных тенгри и др. В мифах кудинских бурят он выступает также в роли освободителя и свата своей сестры, похищенной восточными тенгри, чтобы отвлечь Ш.-н. От борьбы со злом, исходящим от всех восточных божеств (в этом сюжете вместе с Ш.-н. Действует Буха-нойон бабой, на дочери которого Эрхе Субен женат Ш.-н.). По мифам тункинских бурят, Ш.-н. - то сын Хухе Мунхе-тенгри («синего вечного неба»), то фигурирует как сын всех 99 тенгри, а то является лишь батором (богатырь) из воинства Хормусты, а в отдельных вариантах он - индийский шаман.

Последняя версия возникла в эпоху утверждения ламаизма, послужила основой для ламаистской легенды об укрощении Ш.-н. Буддийским святителем и превращении его в охранительное божество ламаизма.Лит. Хангалов М. Н., Собр. Соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958. Герасимова К. М., Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии, в кн. Этнографический сборник, в. 5, Улан-Удэ, 1969.Д. Ж.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шапаш

(šрš), в западносемитской мифологии богиня солнца, известная по угаритским мифам. В борьбе богов за власть над миром выступает на стороне сил жизни и добра, как помощница Балу (Алиййану-Балу) и Анат, против My ту. Наделённая даром всевидения, Ш. Помогает Анат найти тело Балу, пожранного Муту, и похоронить его на горе Цапану. Увидев Балу, сражающегося с Муту после его возвращения, она запугивает Муту наказанием со стороны Илу. Балу одерживает победу. Ш. Фигурирует и в других угаритских мифах. Воз..

Шаратанга

(«которая находится везде»), в мифологии тарасков богиня луны, земли, урожая и деторождения (ср. Ацтекск. Сиуакоатль). По значению Ш. Не уступает богу солнца Курикавери и своей матери Куеравапери. Ш., как и Курикавери, приносили в жертву пленников, а также серебро, считавшееся металлом лунного происхождения. От Ш. Зависели лёгкие роды. Ш. Изображалась старой женщиной, с седой головой, в одеянии из растительных волокон.в. Е. Б.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шарипутра

(санскр. Úâriputra, пали sâriputta), в буддийской мифологии один из двух (второй - Маудгальяяна) главных учеников Шакьямуни. В мифологии хинаяны Ш. Наделён наивысшей способностью понимания (праджни), в махаяне же он уступает в этом отношении другому ученику Шакьямуни - Субхути. Ш. Умер за несколько месяцев до смерти Шакьямуни.Лит. Malalasekera G. P. Dictionary of Pâli proper names, v. 2, L„ 1960, p. 1108-18.Л. М.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шаркань

В венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Ш. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Ш. - свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто - обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Ш. Как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.Е. Х.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Шаргай-нойон Шаргай-нойон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шаргай-нойон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шаргай-нойон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 12 символа