Шеол

171

(евр. Šeõl, возможно, «вопрошаемый», «неисследимый». По-гречески передаётся термином ó"Αιδης и переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила»), в иудаистической мифологии царство мёртвых, загробный, «нижний», или «низший», мир, противополагаемый небу (Пс. 138, 8. Амос 9, 2. Иов 11, 8). Ш. Представляется одушевлённым существом, страшным чудовищем, во многом аналогичным Тиамат в аккадской мифологии. Ш. Проглатывает мёртвых, смыкая над ними свои гигантские челюсти, утроба Ш. Вечно ненасытима, а душа его расширяется и волнуется в предчувствии добычи (Ис. 5, 14. 14, 9. ABB. 2, 5. Пс. 140, 7. Притч. 27, 20. Иов 24, 19). Различные наименования Ш. - «страна безмолвия», «земля забвения», «долина смертной тени», «погибель» (ср. Аваддон), «низший мир», «источник истребления», «врата смерти» (Пс.

22, 4. Пс. 106, 18 и др.).Ранние библейские тексты рассматривают Ш. Как место обитания всех умерших (Выт. 37, 35 и 44, 31). Лишь наиболее страшные грешники, такие, как Корей, дерзнувший восстать против самого Моисея, проваливаются сквозь землю и нисходят в Ш. Живыми (Чис. 16, 30-33. Ср. Пс. 54, 16. Притч. 1, 12). Позже, однако, распространяются представления о Ш. Как месте заключения и наказания грешных душ, которые при жизни «уподобились животным» (Пс. 48, 15). Заключённые в Ш. Души нечестивых испытывают мучения. Они «окованы скорбью и железом», пребывают в непроницаемой тьме, в хаотическом «неустройстве» (Пс. 17, 6. 106, 10. Иов 10, 21-22). Согласно пророческим книгам, преступных царей - тиранов в Ш. Заживо поедают черви (Ис. 14, 5-20. Иезек.

32, 21-27). Богопротивниками тёмные силы Ш. Овладевают ещё при жизни, на них набрасывается «первенец смерти» и низводит их к демоническому «царю ужасов» (Иов 18, 13-14). Человеконенавистники предаются в Ш. Огню ярости бога (Втор. 32, 22. Ис. 66, 24), обычных же грешников бог «низводит в Ш. И возводит» (1 Царств 2, 6), наказанием очистив их от грехов. Кроме умерших грешников, в Ш. Обитают рефаимы, злые духи «шедим», а также «ангелы-мучители». В ветхозаветных апокрифах Ш. Часто отождествляется с геенной, он предстаёт «огненной бездной», где текут пламенеющие реки для «исцеления духа» грешников («Книга Еноха» 10, 13 и 61, 8. 3-я книга Ездры 7). В «Уставе» кумранской общины упоминается «позор гибели в огне мрачных областей», который противоположен «жизни в вечном свете».Согласно талмудическим сказаниям, Ш.

Находится не под землёй, а как бы в ином пространстве, за «горами тьмы», так что из Ш. Виден рай, и наоборот («Эрубин» 32). Ш. Уподоблен «огненному мечу», охраняющему путь к древу жизни (ср. Быт. 3, 24), дабы злые не приобщились к вечности и этим не увековечили зло. В Ш. Ведут трое врат. Одни близ Иерусалима, вторые - в пустыне, а третьи - на дне морском. В то же время у Ш. 40 тысяч входов и он в 60 раз больше рая и в 3600 раз больше земного шара («Таанит» 10а). Путешественники, приближающиеся в море или в пустыне к вратам Ш„ слышат душераздирающие вопли терзаемых там грешников («Шевет-Мусар» 26). Ш. Состоит из семи отделений (прообраз «кругов ада» в христианских воззрениях), и в каждом последующем огонь в 61 раз жарче, чем в предыдущем.

Глубина каждого отделения - 300 лет ходьбы («Сота» 10).Ш. - это своеобразное чистилище, и мучения в нём способствуют лишь избавлению от злобы и нечистоты. Только закоренелые грешники мучаются в Ш. Больше года, причём половину этого очистительного срока душа проводит в огне, а половину - во льду («Берахот» 28. «Ялкут Деварим» 8, 92). Виды наказаний в Ш. Символизируют караемые ими грехи. Огненная река исходит из-под Престола славы и, обойдя вселенную, нисходит на грешников в Ш. (Комментарий Авен-Эзры к Дан. 7, 9-10). Наиболее преступные души, отправляемые в «ссылку» к двум ледяным горам, тайно приносят оттуда снег и рассыпают его вокруг, уменьшая силу пламени, и умудряются тем самым грешить даже в Ш. На субботу и другие праздники души освобождаются от мук Ш., в будущем же (эсхатологические времена) великие ангелы Михаил и Гавриил, посланные богом, отворят врата Ш.

И «выведут за руку» всех провалившихся туда (Масехат-Гихеном к Ис. 26, 19).Лит. Frey J., Tod, Seelenglaube und Seelenkult im alten Israel, Lpz., 1898. Генкель Г., Представления о загробной жизни у древних евреев, «Будущность», 1900, w. 17-19.Д. В. Щедровицкий.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шеол

Еврейское слово, в русском переводе Библии нигде не удержанное. Оно соответствует греческому ад (Άδης) и латинскому Orcus и выражает разные понятия, например гроб, могилу, жилище мертвых, состояние мертвых, царство мертвых и т. Д.. ..

Шеол

Еврейский подземный мир, царство мертвых.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Шеол

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Шеол

- в иудаизме царство мёртвых, загробный, нижний или низший мир, противополагаемый небу. Шеол представляется страшным чудовищем, проглатывающим мёртвых, сомкнув над ними свои гигантские челюсти. Утроба шеола вечно ненасытима, а душа его расширяется и волнуется в предчувствии добычи. Наиболее страшные грешники нисходят в шеол живыми. Кроме умерших грешников в шеоле обитают злые духи, а также ангелы-мучители. Шеол часто отождествляется с геенной, где текут пламенеющие реки. Согласно талмудическим с..

Шеол

- cм. Посмертное бытие.. ..

Шем

Одна из величин измерения длины. = 6,282 кмсм. Меры длиныВ. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник. «Древнеегипетский словарь-справочник».). ..

Шенн-да-боалдин

В культуре кельтов - аналог праздника Белтейн на острове Мэн. Отмечался 1 мая.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Шесемтет

(š œ mt.t), в египетской мифологии богиня-львица. Её имя происходит от украшавшего её пояс минерала «шесемт», который был её атрибутом и, возможно, фетишем. Уже в период Древнего царства была отождествлена с Сехмет. Центр культа Ш. - остров Элефантина, она почиталась также в Пунте.р. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шесему

(š œ m), в египетской мифологии бог, покровительствующий виноделию и изготовлению масла для притираний и бальзамирования. Связан с загробным культом. Охранял мумию от повреждений, наказывал грешников. Его атрибут - пресс для виноделия.р. Р.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Шеол Шеол

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шеол" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шеол, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 4 символа