Шидургу-хаган

157

Шитыр тульгун - хан, в монгольской мифологии тангутский государь, волшебник и знаток природных тайн (аналогичен Цогтай-хану). В мифологических сюжетах о Чингисхане Ш.-х. - его антагонист. Согласно поздней летописной традиции и устным преданиям, причина конфликта между ними - посягательство Чингисхана, подстрекаемого приближёнными, на жену Ш.-х. - Гурбельджин-гоа («ящерица-краса»). Ш.-х. Трудно победить. Он владеет чудесной собакой, предсказывающей будущее и сообщающей о наступлении вражеских войск. Границы его государства охраняет старуха-волшебница (её убивает Хасар, брат Чингисхана). Ш.-х. Неуязвим и может быть убит известным лишь ему способом (с помощью пёстрого шнура, находящегося у него в подошве). Он - оборотень, принимающий в течение дня облик ядовитой жёлто-пёстрой змеи, рыже-пёстрого тигра и затем - прекрасного светловолосого юноши (только в этом облике он и уловим).

Чингисхан вступает с ним в шаманский поединок, превращаясь соответственно в птицу Гаруду, во льва, в могучего старца (или в Хормусту}, и побеждает. Подобно Цогтаю, Ш.-х. Тщетно пытается откупиться своими знаниями о природных тайнах. Он поднимает на небосводе звезду Цол-мон, чтобы никогда не было холодно, созвездие Мечин, чтобы не было голода (вариант. Предлагает изловить Мечин, чтобы не было холодно, и Цолмон, чтобы не было войны). Он готов поделиться умением находить воду в безводной пустыне. И, хотя он обучает добыванию огня, его тем не менее убивают. Перед смертью Ш.-х. Сообщает, что сохранение ему жизни повредило бы потомству Чингисхана, а его гибель опасна для самого Чингисхана. При этом он предупреждает о необходимости присмотреть за его вдовой.

Действительно, доставшись победителю, Гурбельджин-гоа кончает с собой, бросившись в реку (вариант, перед самоубийством Гурбельджин-гоа оскопляет Чингисхана щипцами, что и оказывается причиной его смерти).Исторический прототип Ш.-х. - последний тангутский государь, умерщвлённый по распоряжению Чингисхана после разгрома тангутского государства Си-ся. Перед смертью его нарекли Шидургу («прямодушный, правдивый»). В процессе мифологизации он сближается с тибетским государем Сронцзан Гамбо (7 в.), канонизированным в центральноазиатском буддизме и называемым по-монгольски Шидургу Толген Номун-хан («правдиво предугадывающий царь учения», см. Чойджины). Именно под этим именем в его модифицированной форме (Шитыр Тульгун-хан) в основном и известен Ш.-х.

В устных преданиях, его осмысление способствует всяческому подчёркиванию семантики волхований и волшебства.Лит. Лубсан Даизан. Алтан тобчи («Золотое сказание»), пер. С монг., введ., комм. И прилож. Н. П. Шастиной, М., 1973, с. 234-38. Шара туджи. Монгольская летопись XVII века. Сводный текст, пер., введ. И прим. Н. П. Шастнной, М.-Л., 1957, с. 132-33. Алтан тобчи. Монгольская летопись в подлинном тексте и переводе, пер. Ламы Галсана Гомбоева, в кн. Труды Восточного отделения Археологического общества, ч. В, СПБ, 1858, с. 140-44. Потанин Г. Н., Очерки северо-западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 226-29. Беннигсен А. П., Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ, 1912, с. 111- 113.С. Ю. Неклюдов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шива

(др.-инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. Н. Божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. Был включён в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 до н. Э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2-е тысяч, до н. Э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого зверями, в котором можно ус..

Шива-будда

Синкретическое божество индонезийцев, сочетающее в себе аспекты Шивы (Махагуру, Вхайравы) и Будды махаянического пантеона (Акшобхья и т. П.). Ш.-Б. Занял одно из центральных мест в идеологии индонезийских государств Сингосари и Маджапахита (Ява, 13- 15 вв.) и был связан с культом царя-бога и предков династии. У яванцев в предысламское время (15-16 вв.) Ш.-Б. Отождествлялся с Батара Гуру.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шилонен

(«мать молодого маиса»), Шканйль («кукурузница» у киче), в мифологии ацтеков богиня молодого маиса. Изображалась в виде девушки, одетой в жёлто-красное платье. Считалась покровительницей бедняков.Р. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шимйге

[dŠimige(ne), идеографическое написание dUTU], в хурритской мифологии бог солнца. Изображался с крылатым солнечным диском на головном уборе. Ш. - верховный судья над людьми, в сказке про Аппу посылает бездетным супругам сына. В битвах богов стоит на стороне Тешуба. Ш. Первым замечает чудовище Улликумме и сообщает о нём Тешубу («Песнь об Улликумме»), в мифе о Серебре приверженец Кумарби Серебро грозит Ш. И Кужуху смертью. Ш. Соответствует Шамашу в шумеро-аккадской мифологии, возможно, Шивини в ур..

Дополнительный поиск Шидургу-хаган Шидургу-хаган

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шидургу-хаган" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шидургу-хаган, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 13 символа