Шиэр Шэнсяо-шэнь

157

(«духи животных 12-летнего цикла»), в поздней китайской народной мифологии духи годов 12-летнего животного цикла летосчисления. Счет годов по 12-летним циклам появился в Китае, видимо, в весьма отдаленные времена. В «Шань хай цзине» («Книга гор и морей») упоминается потомок Янь-ди, сын Хоу-ту по имени Е-мин, «породивший годы числом 12». Впоследствии каждый из годов получил обозначение с помощью системы особых, т. Н. Циклических, знаков (шиэр чжи - «12 ветвей»). Цзы, чоу, инь и т. Д. (этими же знаками обозначалось и время суток, разделенное на 12 отрезков). Существовала также система счета по «10 пням» («ши гань»), которая состояла из набора других 10 циклических знаков. Цзя, и, бин, дин и т. Д. Сочетанием знаков из этих двух рядов обозначали дни месяца и годы 60-летнего цикла (например, первый год 60-летнего цикла назывался Цзяцзы, т.

Е. «первый год цзы» и т. Д.).Можно предположить, что соотнесение 12-летнего цикла с животными было заимствовано китайцами от тюрко-монгольских племен сюнну (гунны), с которыми они находились в эпоху Хань (3 в. До н. Э. - 3 в. Н. Э.) в непосредственном соседстве. На заимствованный характер этой системы указывает, в частности, несовпадение символики включенных в нее животных с традиционными древнекитайскими представлениями. Так западу в ней соответствует не тигр (см. Бай-ху), а курица и т. П. К рубежу н. Э. В Китае, видимо, сложились и различные, связанные с этими животными представления, в соответствии с которыми, например, человек, родившийся в год мыши, не должен был убивать мышей, родившийся в год курицы, - есть курятину и т.

П. Особо широко эта система применялась гадателями, определявшими по особым таблицам, будет ли благополучной жизнь молодых людей, вступающих в брак. Так, например, юноша, родившийся в год мыши, не должен был жениться на девушке, родившейся в год тигра (допускались лишь нейтральные сочетания, вроде курица и заяц и т. П.).Постепенно представления о животных, соответствующих годам 12-летнего цикла, трансформировались в представления о 12 божествах цикла, а общее движение китайской мифологии по пути антропоморфизации зооморфных персонажей привело к тому, что уже к эпохе Тан (7-10 вв.) появляются выразительные зооантропоморфные скульптуры Ш. Ш.-ш., на которых все персонажи имеют человечьи тела, но звериные головы (погребальная скульптура 8 в.

Из пров. Шэньси). В средние века Ш. Ш.-ш. Получают и соответствующие человеческие имена и фамилии, напр. В энциклопедии Ван Ци «Сань цай тухуэй» («Собрание иллюстраций, рисующих небо, землю и человека», 16 в.). 12-летний животный цикл распространён не только у китайцев, но и у корейцев и у других народов Дальнего Востока и Центральной Азии. Везде он начинается с года мыши. Согласно китайскому мифологическому преданию (пров. Чжэцзян), счет годов по животным установил Юй-ди.Б. Л. Рифтин. 12-летний животный цикл нашёл отражение в искусстве многих народов. Так, например, в Корее духи животного цикла (Сибиджисин) нередко изображались в виде барельефов на охранных камнях гробниц.л. К. Лит. О том, как по животным счет годам вести стали, в кн.

Китайские народные сказки, пер. В. Рифтина, М., 1973, с. 27-32. Хуан Чжун-цинь, Шиэр шэнсяо.шэнь (Духи изображений двенадцатилетнего цикла), «Миньсу, 1929, № 61, с. 98-100. Минаката Кумагусу, Си син то дзюии дзю-ни цуйтэ (Относительно духов 4 сторон света и 12 животных), «Дзин-руйгаку дзасси» («Антропологический журнал»), 1899, № 8. Его же, Дзюниси ко («Разыскания о двенадцатилетнем цикле»), Даэнсю (Полное собр. Соч.), т. 1, Токио, 1972. Савамуро Юкио, Сина миикэн-но ками-гами (Китайские народные божества), Токио, 1941, с. 95-101.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Шиппаун Айаунг

В мифологии качинов Бирмы божественный первопредок. В качестве местообитания Ш. А. Качины называют гору Майау-шинграпум, с которой стекают большие реки. Иравади, Малика и Нмайка. Непосредственно качины ведут своё происхождение от его внука Вакьетва, который был уже смертей. От других внуков Ш. А. Пошли родственные племена, постепенно слившиеся с качинами.я.ч.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Шиутекутли

(ацтекск. «владыка года»), в мифологии индейцев Центральной Америки бог огня и вулканов. Культ Ш. И его изображения засвидетельствованы ещё в доольмекское время (см. В ст. Индейцев Центральной Америки мифология). Ш. Был богом огня, как небесного, так и подземного, жестокого, всепожирающего, но одновременно и богом домашнего очага, о чём свидетельствуют его другие имена и ипостаси. Цонкастли («желтоволосый»), Куэсальцин («пламя»), Тота («наш отец»), Уэуэтеотль («очень старый бог»), Тлалыпиктеника..

Шкай

(морд.-мокшанск. «бог»), Оцю шкай («великий бог»), Вярде шкай («высший бог», вярде, «верхний»), Шкабаваз (паваз, «бог»), в мордовской (мокша) мифологии высший бог, демиург. Имя Ш., возможно, родственно эрзянскому Нишке. Согласно мордовскому дуалистическому мифу, Ш. Изначально обитал на. Камне (на лодке) в водах первичного океана. Из его плевка в воде появился шайтан (тюрк. Заимствование, см. Шайтан, более древний образ - птица), которому бог велел нырнуть на дно и достать земли (ср. Нуми-Торум и..

Шкакау

(«подательница какао»), в мифологии киче богиня - покровительница бобов какао. Единственное божество какао у всех народов Центральной Америки.р. К.(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Дополнительный поиск Шиэр Шэнсяо-шэнь Шиэр Шэнсяо-шэнь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шиэр Шэнсяо-шэнь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шиэр Шэнсяо-шэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 16 символа