Авангардизм (От Фр. Avant-garde - Впереди Идущий)

417

Компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был перенесен Т.Дюре из сферы политики в область художественной критики (1885). В широком своем смысле понятие "А." может быть апплицировано на соответствующую тенденцию любой культурной традиции (например, известная интерпретация позднеримской культуры в качестве А.). В строгом (узком) своем смысле относится к творческим поискам первой половины 20 в. Формирование А. Свя-зано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве, а также с доминированием в сфере политики коммунистических и анархистских теорий. Общекуль-турными предпосылками становления А. Выступают. Философские идеи Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, Бергсона, Хайдеггера, Сартра.

Конституирование линг-вистики в качестве дисциплины, имеющей выражен-ную философскую размерность (см. Язык). Обращение психологии к фрейдизму. А также отход от европоцентризма и повышенное внимание к восточным культурам. Возникновение в культуре такого феномена, как антро-пософия. В качестве непосредственных предтечей А. Могут рассматриваться эстетика романтизма, разрабо-тавшая концепцию антиимитационной (так называемой "музыкальной") живописи и обозначившая вектор вни-мания художественного творчества к феноменам подсо-знания, а также импрессионизм, заложивший такие тенденции (оказавшиеся чрезвычайно важными для развития А.), как массовый внеиндивидуальный харак-тер героя и весьма индивидуальная, остро личная точка зрения самого художника.

По своему происхождению А. - это художественная программа искусства изменя-ющегося мира - мира ускорения индустриального прогресса на базе продвинутой технологии, урбаниза-ции, омассовления стиля и образа жизни. Проблема со-отношения А. С модернизмом имеет несколько измере-ний. С одной стороны, с точки зрения своих концепту-альных оснований А. Тесно связан с модернизмом сво-им неприятием реалистической эстетики и практически представлен теми же школами, что и модернизм в худо-жественном своем измерении, однако в функциональ-ном отношении А. Может быть специфицирован как значительно более отчетливо педалирующий тенден-ции социального протеста, нежели модернизм. Вместе с тем модернизм как социокультурный феномен суще-ственно шире А.

Как по своему содержанию, так и по социокультурной значимости. С концептуальной точки зрения А. Фундирован той презумпцией, что связь ис-кусства с действительностью не имеет ни обязательно-го характера, ни стабильных форм своего осуществле-ния, но, напротив, находится в постоянном трансфор-мационном процессе, и что именно это позволяет ис-кусству поддерживать подлинный контакт с действи-тельностью, позволяет постоянно обновлять этот кон-такт (Маринетти, М.Дюшан, Т.Тцара, Ф.Пикабиа, С.Да-ли). Применительно к началу 20 в. А. Постулирует ситу-ацию компрометации "здравого смысла" и "банкротст-ва" традиционных систем ценностей (см. Футуризм, Дадаизм, Маринетти). Такие феномены, как закон, по- рядок, поступательное движение истории и культуры, подвергаются со стороны А.

Сокрушительной критике как идеалы, не выдержавшие проверку временем (в данном пункте своей концепции А. Весьма близко под-ходит к моделированию концепции постистории). Та-ким образом, А. Постулирует. 1) отказ "современного" (modem) общества от традиционной интенции культу-ры на поиски стабильной основы того, что феномено-логически предстает в качестве хаоса социальной про-цессуальности и 2) переориентацию на рассмотрение хаоса как такового в качестве основы социального дви-жения (см. Хаос). В соответствии с этими концептуаль-ными основаниями характерной особенностью А. Явля-ется его программная эпатажность, имеющая своей це-лью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) воздействие на толпу ради пробуждения последней от сна здравого смысла.

Сверхзадачей А. Вы-ступает разрушение традиционных нормативно-аксиологических шкал, сопряженное, соответственно, с нис-провержением традиционных авторитетов и распадом традиционных оппозиций. "синтез "да" и "нет" - путь к окончательному пониманию, где тезис - подтверж-дение, антитезис - отрицание, а их синтезом будет по-нимание" (Дж.Мак-Фарлайн). В этом отношении А. Мо-жет быть оценен как обладающий мощным потенциа-лом культурной критики, находящей свое выражение также и в формальном негативизме. "охваченные горяч-кой вычитаний, художники отделяли от искусства и от-брасывали одну за другой составляющие его части. По мере того, как сокращалось искусство, возрастала сво-бода художника, а вместе с ней - и значимость жестов чисто формального бунта" (Р.Поджоли).

П.Пикассо оп-ределил живопись А. Как "сумму разрушений". "рань-ше картина создавалась по этапам, и каждый день при-бавлял к ней что-то новое. Она была обычно итогом ря-да дополнений. Моя картина - итог ряда разрушений. Я создаю картину и потом я разрушаю ее". С авангард-ной концепцией художественной и эстетической рево-люции связана программа революции политической, претендующей на тотальное изменение мира. При этом большинство представителей А. Не имели твердых поли-тических убеждений, однако, как правило, декларировали оппозиционные взгляды в отношении к наличному со-циальному состоянию (вплоть до откровенно скандаль-ного фрондерства). В стремлении к "новизне" дадаизм был близок анархизму. Многие представители русского А.

Приветствовали социалистическую революцию. Ита-льянский футуризм активно принял идеи Муссолини. Многие французские сюрреалисты были членами ком-партии Франции. Данная установка негативизма обна-руживает себя в отказе А. Не только от традиций искус-ства, но и от самого термина "искусство" - целью А. Становится "анти-творчество" в "рамках анти-искусства". Это находит свое проявление в стремлении А. Кон-ституировать так называемую "нефилософию", которая была бы близка их "неискусству", раскрывая творчес-кие возможности человека в процессе плюрального ви-дения мироздания. Решительно порывая с классически-ми традициями изобразительного искусства, А. Ориен-тирован на то, чтобы посредством абстрактных компо-зиций спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая ему радикально новый опыт видения мира (сходство пози-ций поп-арта, дадаизма, футуризма, сюрреализма, экс-прессионизма в самооценке своей деятельности не в ка-честве художественного направления, но в качестве об-раза мышления).

В этом контексте манифесты А. Посто-янно апеллируют к так называемому "чистому" созна-нию, т.е. Сознанию, не отягощенному культурными нор-мами в их конкретно-историческом (и, стало быть, из-начально ущербном) варианте. В поисках такого созна-ния А. Прокламирует абсолютную ценность непредвзя-того взгляда на мир, присущего детскому мышлению, на основе чего формируется такой программный прин-цип А., как принцип инфантилизма (начиная от самых ранних версий экспрессионизма). Пафос А. Фундиро-ван, таким образом, идеей плюрализма различных (и при этом аксиологически равноправных, т.е. Равновозможных) типов восприятия действительности - и если с точки зрения художественной техники произведения А. Могут быть отнесены к абстракционистским, то ос-новой данного абстракционизма выступает про-граммное смешение опыта с импровизацией.

В соот-ветствии с этим проблема собственной социальной ле-гитимности не артикулируется для А. В качестве ост-рой. "авангард ставит под сомнение смысл подражания античному образцу. Вырабатывает, в противополож-ность норме абсолютной красоты, кажущейся незави-симой от времени, масштаб зависимой от времени, от-носительной красоты" (Хабермас). Вместе с тем А. Пы-тается утвердить себя в качестве нового слова в пони-мании человека, социума, искусства, творчества и мо-рали (в этом плане А. Апеллирует к Фрейду, обративше-му внимание на творческо-креативный потенциал бес-сознательного). Столь же противоречива и позиция А. В отношении оппозиции элитарного и массового искусст-ва. С одной стороны, для А. Характерны ориентации на предельно повседневное сознание (нашедшие программ-ное выражение в позиции искусства поп-арт), с другой - А.

Тяготеет к интеллектуальной элитарности, ибо мас-совость предполагает отрицаемые А. Унификацию и стандарт. В этом отношении А. Не может быть отнесен к массовой культуре, хотя в нем присутствуют элементы массовости (китч, реклама и др.). Таким образом, дейст- вие двух сил определяет волны взлетов и падений всех течений А. С одной стороны - А. Поддерживает эли-тарная публика, с другой - стандартизирующая и ти-ражирующая новизну мода. Одним из мощных факто-ров собственной социальной адаптации А. Считает мо-ду, функция которой - непрерывная стандартизация, включение нового в сферу всеобщего потребления. "вследствие влияния моды авангард обречен завоевать ту самую популярность, которую сам презирает - и в этом начало его конца.

Фактически это и есть неизбеж-ная, неумолимая судьба каждого движения. Восставать против уходящей моды старого авангарда и умирать, когда появляется другая мода" (Р. Поджоли). (См. Также Молодость.) Е.П. Коротченко.

Значения в других словарях
Абрам Терц

Псевдоним и литературная ма-ска русского писателя, ученого-гуманитария, мысли-теля Синявского Андрея Донатовича (1925-1997). Творческую и научно-педагогическую деятельность А.Т. Начинает в годы "оттепели" в Москве, своей важнейшей задачей считает реабилитацию культуры Серебряного века, подключение к оборванной модернистско-авангардистской традиции современной рус-ской литературы, борьбу за свободу искусства. Оппо-зиционные настроения А.Т. Получают преломление в его художественных произведениях (..

Абсурд (Лат. Absurdus - Нелепый, От Ad Absurdum - Исходящий От Глухого)

Термин интеллек-туальной традиции, обозначающий нелепость, бессмыс-ленность феномена или явления. (Разработку "филосо-фии А." в первую очередь принято ассоциировать с эк-зистенциализмом Сартра.) Понятие "А." стало исполь-зоваться экзистенциализмом как атрибутивная характе-ристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальнос-ти. Не стоит придавать смысл всему тому, что происхо-дит. Осознание отчуждения человека от мира и самоот-чуждения индивида порождает..

Автокоммуникационные Процессы (Гр. Autos - Сам, Само- и Лат. Communicatio - Разговор; Букв, "Общение, Разговор с Самим Собой")

Одна из основных культурных моделей коммуникации (см. Коммуникация), в которой сообщение передается по каналу "Я - Я", т.е. Сам отправитель является также и адресатом сообщения (в коммуникации отправитель и адресат разные - сообщение передается по каналу Я - Он). Примером А.П. Могут являться дневники, автобио-графии, прочтение собственных текстов и др. По мне-нию Лотмана, в ходе А.П. Качественно изменяются все их переменные. Происходит "сдвиг кода" и "сдвиг кон-текста", меняется смысл передаваем..

Автокоммуникация

Тип информацион-ного процесса в культуре, организованный как такая пе-редача сообщения, исходным условием которой являет-ся ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин "А." введен Лотманом в работе "О двух моделях комму-никации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. Как двух возможных ва-риантов направленной передачи сообщения. Если ком-муникация реализует себя в структуре "Он - я" (экви-валентно "Я - он"), то А. - в структуре "Я - Я". Поз-волительность усм..

Дополнительный поиск Авангардизм (От Фр. Avant-garde - Впереди Идущий) Авангардизм (От Фр. Avant-garde - Впереди Идущий)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авангардизм (От Фр. Avant-garde - Впереди Идущий)" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авангардизм (От Фр. Avant-garde - Впереди Идущий), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 49 символа