Автокоммуникация

447

Тип информацион-ного процесса в культуре, организованный как такая пе-редача сообщения, исходным условием которой являет-ся ситуация совпадения адресата и адресанта. Термин "А." введен Лотманом в работе "О двух моделях комму-никации в системе культуры" (1973) в рамках бинарной оппозиции коммуникации и А. Как двух возможных ва-риантов направленной передачи сообщения. Если ком-муникация реализует себя в структуре "Он - я" (экви-валентно "Я - он"), то А. - в структуре "Я - Я". Поз-волительность усмотрения в этих процессах факта пе-редачи информации обеспечивается в первом случае - изменением субъекта (от исходного носителя информа- ции к узнающему), во втором - изменением самой ин-формации, достигаемым за счет ситуативного привне-сения добавочного или нового кода, задающего "сдвиг контекста" ("исходное сообщение перекодируется в единицах его структуры"), причем это качественное трансформирование информации приводит и к транс-формации ее носителя ("перестройка этого самого "Я").

Таким образом, "передача сообщения по каналу "Я - Я" не имеет имманентного характера, поскольку обус-ловлена вторжением извне некоторых добавочных ко-дов и наличием внешних толчков, сдвигающих кон-кретную ситуацию". В качестве типового примера та-ких кодов Лотман приводит ряд поэтических текстов, "воспроизводящих зависимость яркой и необузданной фантазии от мерных ритмов" езды на лошади ("Лесной царь" Гёте, ряд стихотворений в "Лирических интер-меццо" Гейне), качания корабля ("Сон на море" Тютче-ва), ритмов железной дороги ("Попутная песня" Глин-ки на слова Кукольника). Примером функционирования архитектонического кода, развернутого не во времени, а в пространстве, может служить созерцание японским буддистским монахом сада камней, которое "должно создавать определенную настроенность, способствую-щую интроспекции".

Механизм передачи информации в канале "Я - Я" может быть, таким образом, описан как наложение формального добавочного кода на ис-ходное сообщение в естественном языке и создание на этой основе квазисинтагматической конструкции, зада-ющей тексту многозначную семантику с ассоциативны-ми значениями. - Пропущенный через процедуру А., текст "несет тройные значения. Первичные общеязыко-вые, вторичные, возникающие за счет синтагматичес-кой переорганизации текста, со- и противопоставления первичных единиц, и третьей ступени - за счет втяги-вания в сообщение и организации по его конструктив-ным схемам внетекстовых ассоциаций разных уровней, от наиболее общих до предельно личных". (С точки зрения Лотмана, важно, что один и тот же текст в раз-личных функционально выделенных системах отсчета "может играть роль и сообщения, и кода, или же, осцил-лируя между этими полюсами, того и другого одновре-менно").

Важной характеристикой артикулируемого в А. Текста выступает редукция формализма используе-мых им языковых средств. "возможность чтения только при знании наизусть" (так, по Лотману, в факте прочте-ния Кити записанной Левиным аббревиатуры, воспро-изводящем в тексте "Анны Карениной" реально имев-шую место ситуацию объяснения Л.Н.Толстого со сво-ей невестой С.А.Берс, "мы имеем дело со случаем, ког-да читающий понимает текст только потому, что знает его заранее. Кити и Левин - духовно уже одно суще-ство. Слияние адресата и адресанта происходит на наших глазах"). Применительно к широкому социокуль-турному контексту, по мнению Лотмана, могут быть выделены как культуры, в рамках которых в качестве типового функционирует информационный процесс, организованный по принципу "Он-я", так и культуры, ориентированные на А.

Первые - при всем своем оче-видном динамизме - проигрывают в плане активности индивидуального сознания ("читатель европейского ро-мана Нового времени более пассивен, чем слушатель волшебной сказки, которому еще предстоит трансфор-мировать полученные им штампы в тексты своего со-знания. Посетитель театра пассивнее участника карна-вала"), вторые - при меньшей социальной динамично-сти - содержательно креативны и "способны разви-вать большую духовную активность". Данная типоло-гия культур типологически совместима с предложенной Лотманом дихотомией "текстовой культуры" как ориен-тированной на тиражирование текстовых прецедентов и "культуры грамматик" как ориентированной на твор-ческое воссоздание и авторское создание текстов на ос-нове рефлексивного осмысления порождающих моде-лей "грамматик", т.е.

Правил структурирования текстов ("Проблема "обучения культуре" как ее типологическая характеристика", 1981). Предложенная Лотманом мо-дель А. Как типичная для "культур-грамматик" весьма операциональна и без редуцирующих потерь апплицируется на конкретно-исторический материал. Так, в све-те проблемы становления философского мышления как культурного феномена концепция А. Позволяет интер-претировать античную культуру как "культуру грам-матик" с доминированием А. (см. "я выспросил само-го себя" у Гераклита), что и стимулировало оформле-ние в ее основоположениях идеала вариабельности и нормативной плюральности авторских философских моделей в отличие от традиционной восточной культу-ры как "текстовой". Концепция А.

Лотмана приобрета-ет особую значимость при погружении ее в контекст проблематики философии постмодерна. Феномен "де-конструкции текста" (Деррида), "означивания" как текстопорождения (Кристева) и др. Процедуры смыс-лопорождающего структурирования и центрации тек-ста, фундированные презумпцией "смерти Автора" (Барт) (см. Смерть субъекта) и идеей Читателя как "источника смысла" (Дж.Х.Миллер), фактически мо-гут быть описаны как протекающие в режиме и по-средством механизма А. (См. Автокоммуникацион-ные процессы.) М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Авангардизм (От Фр. Avant-garde - Впереди Идущий)

Компонента культуры, ориентированная на новаторство и характеризующаяся резким неприятием традиции. Исходно термин "А." был перенесен Т.Дюре из сферы политики в область художественной критики (1885). В широком своем смысле понятие "А." может быть апплицировано на соответствующую тенденцию любой культурной традиции (например, известная интерпретация позднеримской культуры в качестве А.). В строгом (узком) своем смысле относится к творческим поискам первой половины 20 в. Формирование А. Свя-зано с..

Автокоммуникационные Процессы (Гр. Autos - Сам, Само- и Лат. Communicatio - Разговор; Букв, "Общение, Разговор с Самим Собой")

Одна из основных культурных моделей коммуникации (см. Коммуникация), в которой сообщение передается по каналу "Я - Я", т.е. Сам отправитель является также и адресатом сообщения (в коммуникации отправитель и адресат разные - сообщение передается по каналу Я - Он). Примером А.П. Могут являться дневники, автобио-графии, прочтение собственных текстов и др. По мне-нию Лотмана, в ходе А.П. Качественно изменяются все их переменные. Происходит "сдвиг кода" и "сдвиг кон-текста", меняется смысл передаваем..

Автоматизма Принцип

Одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модер- низм), постулирующий снятие дискурсивного контро-ля с процесса письма (как вербального, так и живопис-ного) в качестве единственно адекватной художествен-ной техники, обеспечивающей свободное самовыраже-ние подсознания - вне контроля и ограничения со сто-роны сознания. В философском отношении фундирован исходными презумпциями классического фрейдизма. В контексте эволюционной трансформ..

Автоматический Анализ Дискурса

Методология исследования дискурсивных феноменов, предложенная Пеше на основании моделирования ме-ханизмов социокультурной детерминации дискурсив-ных практик. Согласно Пеше, лингвистический и идео-логический анализ дискурса должны быть жестко дис-танцированы друг от друга, что не только не ограничи-вает лингвистическую аналитику текстовых сред, но, напротив, приводит, по мнению Пеше, "к плодотворной переформулировке лингвистической проблематики с учетом процессов производства актов высказывания"...

Дополнительный поиск Автокоммуникация Автокоммуникация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Автокоммуникация" в словаре Энциклопедия постмодернизма, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Автокоммуникация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 16 символа