Защитные сооружения

199

(официально — сооружения защиты Ленинграда от наводнений), гидротехнический комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского залива для предотвращения нагонных наводнений. Первые проекты защиты Петербурга от наводнений относятся к первой четверти XVIII в. В проектах планировки Петербурга архитекторов Д. Трезини и Ж. Б. А. Леблона предусматривалась подсыпка грунтом территороий Васильевского и Городского островов до отметки 3,2 м над ординаром. Первый проект радикальной защиты Петербурга от наводнений разработан в 1727 Б. К. Минихом, который предложил «город и каждый остров порознь дамбами и довольным возвышением и укреплением берегов укрепить». В XVIII—XIX вв. Внимание к проблеме З. С. Резко обострялось после наиболее разрушительных наводнений.

Так, после «потопа» 7 ноября 1824 правительство объявило международный конкурс на проект защиты Петербурга от наводнений. Среди представленных работ особенно интересен проект П. П. Базена, который предложил принципиально новое решение проблемы. Оградить Невскую губу (с дельтой Невы) от вод Финского залива каменной дамбой (от Лисьего Носа через остров Котлин до Ораниенбаума). Проект Базена (как и другие, представленные на конкурс) был отвергнут, однако предложенное им оригинальное решение проблемы определило одно из главных направлений последующих проектных разработок многих русских и советских учёных, инженеров и архитекторов. Именно идея Базена легла в основу ряда проектов З. С. Конца XIX в. (Н. Н. Моссаковского, Я.

К. Ганнемана, В. Ф. Пруссака), а также эскизного проекта 1933, разработанного в ЛенНИИ коммунального и жилого хозяйства и строительства под руководством профессора С. А. Советова и современного проекта З. С. Технический проект, по которому осуществляется строительство, разработан в 1967—1978 в Ленинградском отделении института «Гидропроект» (Ленгидропроект) в процессе реализации Генерального плана развития Ленинграда 1966 (главный инженер проекта С. С. Агалаков, после его смерти в 1981 — С. Н. Кураев). В разработке проекта принимали участие 52 института и организации Ленинграда и других городов. В разработке экологического аспекта проекта участвовали 20 организаций. Проект архитектурного оформления З. С. Выполнен в институте ЛенНИИ-проект (руководитель — архитектор А.

В. Жук). В августе 1979 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений». Осенью того же года строители приступили к его осуществлению. В состав З. С. Входят 2 судопропускных и 6 водопропускных сооружений, 11 каменно-земляных дамб, здания и сооружения эксплуатационного и обслуживающего назначения. Трасса З. С. Проходит от станции Горская на северном берегу Финского залива через остров Котлин к станции Бронка на южном берегу. Общая её протяжённость 25,4 км, в том числе по акватории залива свыше 22 км, высота дамб (вместе с волноотбойной стенкой) 8 м. Судопропускные сооружения включают судоходные пролёты, оборудованные быстродействующими затворами, которые при угрозе наводнения перекрывают пролёт.

Южное судопропускное сооружение (С 1) на Морском канале имеет пролёт шириной 200 м и глубину на пороге 16 м (предназначено для прохода судов водоизмещение до 100 тыс. Т), северное (С 2) имеет пролёт 110 м, глубину на пороге 7 м (для судов водоизмещение до 4 тыс. Т). Из 6 водопропускных сооружений 2 расположены в южных воротах Невской губы, 4 — в северных. Сооружения, примыкающие к побережью залива (В 1 и В 6), имеют 12 водопропускных отверстий шириной по 24 м, а остальные — по 10. Отверстия водопропускников оборудованы сегментными металлическими затворами, которые в обычных условиях подняты и перекроют отверстия только при угрозе наводнения. Суммарная площадь живого сечения водопропускных и судопропускных сооружений 9610 м2 (при ординаре), что в 1,5 раза больше живого сечения всех рукавов и протоков Невы в её устье.

Управление водо- и судопропускными сооружениями автоматизировано и будет осуществляться как с центрального, так и с местных пультов. Время приведения в действие всей системы затворов не более 30 мин. Наличие ограждаемой акватории площадью 400 км2, аккумулирующей сток Невы при закрытых затворах З. С., гарантирует в устье Невы у Горного института безопасный для города уровень воды от 0,5 до 1,5 м выше ординара при нагонных наводнениях, а в случае крайне неблагоприятной ситуации (повторяемостью 1 раз в 100 лет) — подъём 1,8 м. 11 каменно-земляных дамб откосного типа замыкают участки между водо- и судопропускными сооружениями, перекрывают остров Котлин и низкие берега Финского залива. З. С. Будут способны предотвратить самые крупные теоретически возможные наводнения с подъёмом воды до уровня 5,3 м над ординаром в устье р.

Нева. По дамбам З. С. Должна пройти скоростная 6 полосная автомагистраль с мостами над водопропускными и тоннелями под судопропускными сооружениями, транспортными развязками на берегах залива и на острове Котлин. Новая магистраль замкнёт 150 км кольцевую автодорогу вокруг Ленинграда. Общая стоимость строительства З. С. Около 1 млрд. Руб., в том числе 130 млн. Руб. — транспортные сооружения. Основные строительные работы ведёт управление Ленгидроэнергоспецстрой, которое в 1987 было преобразовано в объединение и передано из ведения Министерства энергетики и электрификации СССР в подчинение Ленгорисполкома. С самого начала работ по проектированию З. С. Группы учёных и специалистов ставили под сомнение обоснованность проекта, доказывали, что его реализация приведёт к резкому ухудшению экологической обстановки в дельте Невы или даже к экологической катастрофе.

С середины 1980 х гг. Противники проекта получили возможность публично излагать свои взгляды, строительство З. С. Оказалось в центре внимания общественности. Резкое ухудшение экологической обстановки в северных воротах Невской губы в 1985—1986, связанное со значительными отклонениями от проекта производства работ, допущенными строителями в 1984, обострило ситуацию вокруг строительства З. С. В средствах массовой информации наметился отход от апологетизации проекта, делаются попытки дать объективную оценку как проекту, так и ходу его реализации. Широкий общественный резонанс вызвала статья академика Д. С. Лихачёва и писателей Д. А. Гранина, М. А. Дудина и А. А. Ливеровского «А где защита от дамбы?» («Известия», 11 января 1987), в которой остро поставлена проблема влияния стройки на окружающую среду.

В ходе дискуссий чётко выявилась взаимосвязь строительства З. С. С проблемой очистки городских канализационных стоков. Предполагалось, что к 1985 (то есть до завершения строительства З. С.) будут построены очистные сооружения, обеспечивающие 100% ную очистку стоков. Однако программа их строительства была сорвана, и на конец 1986 уровень очистки стоков составлял лишь 58%. Строительство З. С. Только обострило сложную санитарно-гигиеническую обстановку в Невской губе. Научное решение проблемы оздоровления экологической обстановки водной системы Ладожское озеро — р. Нева — Невская губа в условиях функционирования З. С. Возложено на созданный осенью 1987 первый в стране Центр экологической безопасности при АН СССР. В конце 1980 х гг.

Строительство З. С. Законсервировано..

Значения в других словарях
Захаров переулок

Переулок начинается от Новоорловской улицы между домами 20 и 22 и идет до Ново-Орловского парка. Название возникло в конце 1920-х годов и ведется от фамилии человека, построившего здесь первый дом. 12 ноября 1962 года наименование переулка было упразднено, а 5 июня 2001 года восстановлено.. ..

Захарьевская улица

Улица проходит от Литейного проспекта до Потемкинской улицы. Это одна из старейших улиц города. Первое ее название, известное с 1716 года – 2-я от Невы реки линия. Тогда три улицы, параллельные Неве. Современные Шпалерная, Захарьевская улицы и улица Чайковского, – были отведены для поселения служащим Артиллерийского ведомства. В 1724 году всем остальным жителям этого района было предписано «строение свое с тех мест снесть и те места очистить в артиллерных линиях под селитьбу артиллерным служит..

Защиты растений институт

Всесоюзный (ВИЗР) научно-исследовательский ВАСХНИЛ (г. Пушкин, шоссе Подбельского, 3), создан в 1929. Основные научные направления. Разработка фундаментальных основ теории и практики защиты растений от вредителей, болезней и сорняков, зональных комплексных систем защиты сельскохозяйственных культур, рациональных методов, исключающих отрицательное воздействие на окружающую среду В институте разработаны оригинальные биопрепараты для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, ..

Заячий остров

в самом широком месте Невы, против восточной оконечности Васильевского острова, близ места, где Нева разделяется на 2 рукава (Большую и Малую Неву). Длина 750 м, ширина около 400 м. Отделён от Петроградского острова Кронверкским проливом (Кронверкской протокой). Название — дословный перевод финского Енисаари (енис — «заяц», саари — «остров»). В шведских источниках XVII в. Остров назывался Люст-гольм («Весёлый остров») или Люст-эйланд («Весёлая земля»). 16(27) мая 1703 на острове по повелению П..

Дополнительный поиск Защитные сооружения Защитные сооружения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Защитные сооружения" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Защитные сооружения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 19 символа