Щёголев Павел Елисеевич

225

(1877—1931), историк, литературовед, археограф, публицист. В Петербурге с 1895 учился на факультете восточных языков Петербургского университета, один из организаторов массовых студенческих выступлений весной 1899, вёл революционную пропаганду среди рабочих Путиловского завода. Осенью 1899 арестован, провёл 8 месяцев в Доме предварительного заключения, в 1900 сослан в административном порядке. В 1903 вернулся в Петербург, сдал экзамены за курс историко-филологического факультета Петербургского университета, сотрудничал в петербургском журнале «Исторический вестник» (в 1903—04 помощник редактора), «Мир божий», «Вестник и библиотека самообразования» и др. В период Революции 1905—07 сотрудник газеты «Наша жизнь» (позже «Товарищ»), сатирического журнала «Жупел» и др.

Получив доступ в архивы, начал работу по изучению движения декабристов, одновременно углублённо занимался проблемами жизни и творчества А. С. Пушкина. В 1905 издал со своим предисловием «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (первое легальное издание этого произведения), затем «Русскую правду» П. И. Пестеля, ряд мемуаров декабристов и др. В 1906—07 один из руководителей журнала «Былое», после его закрытия выслан из Петербурга, позже предан суду и приговорён к тюремному заключению (отбывал в 1909—11 в «Крестах», где написал исследования «Из разысканий в области биографии и текста Пушкина» и в основном завершил работу над книгой «Дуэль и смерть Пушкина». 1 издание — 1916, 4 издание — 1989). В 1912—13 один из ведущих сотрудников журнала «Современник», с 1913 редактор «Библиотеки мемуаров» издательства «Огни».

С середины 1910 х гг. Член Пушкинской комиссии Российской АН. С марта 1917 член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства по расследованию преступлений бывшей царской администрации (её протоколы изданы под редакцией Щ. «Падение царского режима», тома 1—7, Ленинград, 1924—27). С июля 1917 до 1926 возглавлял возобновлённый журнал «Былое». В 1918 один из организаторов Петроградского историко-революционного архива (в здании бывшего Сената), руководил разбором архивов Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов и др., с 1919 член коллегии Петроградского отделения Главного архива, с 1920 управляющий одним из отделений Государственного архивного фонда, инициатор издания ряда документальных публикаций по истории революционного движения в России.

Щ. — один из создателей Музея революции в Петрограде (1919). С 1926 член Комитета по изданию сочинений русских классиков при Главном управлении Госиздата. В конце 20 х гг. Инициатор издания первого полного собрания сочинений Пушкина (в 1930—31 член редакционного комитета). Автор трудов по истории революционного движения в России XIX — начала XX вв. (в том числе сборник очерков «Алексеевский равелин», 1929, последнее издание — 1990), истории русской литературы и общественной мысли, один из крупнейших представителей отечественного пушкиноведения. В 1920 х гг. Щ. В соавторстве с А. Н. Толстым написал пьесы «Заговор императрицы» (1925) и «Азеф» (1926), драматическую поэму «Полина Гебль» (1926), автор сценариев фильма «Дворец и крепость» (1924, совместно с О.

Д. Форш), «Степан Халтурин» (1925) и др. В 1920 х гг. Жил на улице Куйбышева, 10. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры..

Значения в других словарях
Шуваловское кладбище

(Выборгское шоссе, 106а), в северной части Ленинграда. Площадь 5 га. Возникло в середине XVIII в. Здесь похоронены китаевед В. М. Алексеев, специалист по тибетской медицине П. А. Бадмаев, лингвист В. И. Чернышёв, футболист М. П. Бутусов, капитан советского ледокольного флота В. И. Воронин, литературовед В. А. Десницкий, химик, историк и искусствовед В. Я. Курбатов, скульптор В. В. Лишев, архитектор И. А. Монигетти, ориенталист Ф. И. Сарруф, певец Н. К. Печковский, почвовед К. Д. Глинка, химик ..

Шустов Смарагд Логинович

(1789—1870), архитектор. Представитель классицизма. Окончил АХ (1810). Помощник архитектора при петербургском военном генерал-губернаторе (1810—22), архитектор Придворного конюшенного ведомства (с 1822) и ведомства Дирекции петербургских императорских театров (с 1827). С 1835 в отставке, выполнял частные заказы. Много строил в Петербурге и его пригородах (конюшни, экипажные и конюшенные дворы, фуражные магазины, жилые дома, церкви). Наиболее известны деревянные Каменноостровский театр, Долгору..

Щедрин Семён Фёдорович

(1745—1804), живописец. Брат Ф. Ф. Щедрина. Учился в АХ (1759—67), академик с 1779. Преподавал там же (с 1776, адъюнкт-ректор с 1798, руководитель гравировально-ландшафтного класса с 1799). Пенсионер АХ в Германии, Голландии, Франции, Италии (1767—76). Один из основоположников русской пейзажной школы, писал декоративные видовые пейзажи, монументальные панно. Созданные Щ. Виды Петербурга и парков в его окрестностях — Павловске, Гатчине, Петергофе — при некоторой условности изобразительных приём..

Щедрин Феодосии Фёдорович

(1751—1825), скульптор. Брат С. Ф. Щедрина. Учился в АХ (1764—73), академик с 1794. Преподавал там же (с 1794, ректор скульптуры с 1818). Мастер монументально-декоративной и станковой пластики. Уже в ранних работах, связанных с традициями барокко («Марсий», гипс, 1776, Научно-исследовательский музей АХ СССР), сказались типичные для классицизма представления о гармонически красивой личности («Спящий Эндимион», бронза, 1779, ГРМ), поздняя монументальная пластика проникнута гражданственным пафосо..

Дополнительный поиск Щёголев Павел Елисеевич Щёголев Павел Елисеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щёголев Павел Елисеевич" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щёголев Павел Елисеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 23 символа