"Самоходки" Гудериана

431

Про немецкую противотанковую САУ "Элефант" (она же "Фердинанд") знают все, кто прочел хотя бы одну книгу мемуаров советских танкистов. Из них мы можем узнать не только то, что была уничтожена уйма этих самых "фердинандов-элефантов" (хотя немцы произвели всего-то 90 штук), но и совершенно правильную оценку их смертельно опасного оружия - длинноствольной пушки калибра 88 мм. Такой калибр был предусмотрен только для зенитной пушки Flak 18 ("8,8 см Flak"), а танковые и противотанковые артсистемы были куда меньших калибров - специалисты полагали, что 37-, 45- или 50-мм калибра вполне достаточно. Но практика войны потребовала приспособить зенитное орудие для других задач, важнейшей из которых оказалась борьба с вражескими танками, что в конечном итоге привело к появлению САУ Jagdpanzer Tiger (P) "Elefant".

Все это - общеизвестно. Куда интереснее события 1940 г., эпизоды, оставшиеся незаметными на фоне успехов Вермахта. Готовясь к войне с сильным противником - Францией, немецкие военные заранее учитывали, что придется взламывать сильно укрепленную границу. Исходя из опыта боев Первой мировой войны, они не очень-то рассчитывали на поражающее действие полевой артиллерии. Каков будет результат атак на бункеры и форты с воздуха, приходилось лишь гадать. Гарантии, что огонь из амбразур бункеров с толстенными железобетонными стенами после них прекратится, не было. Надо было стрелять прямой наводкой в амбразуры, причем чуть ли не в упор, как это делали советские войска, штурмовавшие линию Маннергейма. Оказалось, что наиболее пригодным орудием большой точности и мощности является упомянутая "8,8 см Flak".

В срочном порядке ее стали приспосабливать к борьбе с наземными целями. Специальный вариант 88-мм зенитной пушки на двухосном шасси Sd. Ah. 201 имел огромный броневой щит спереди, а по бокам - две короткие откидные опоры. Солдаты назвали установки просто "Бункерфлак", т.к. Они предназначались для уничтожения наземных, а не воздушных целей, в первую очередь бункеров "линии Мажино" и бельгийских укреплений вдоль канала Альберта. Бронебойный снаряд весом 9,4 кг покидал ствол со скоростью 795 м/с и летел 15 км. Темп стрельбы - до 15 выстрелов в минуту. Но большой вес - свыше 7т - позволял выдвигать пушку на огневую позицию лишь с помощью тягача, и на открытой местности стрельба прямой наводкой становилась смертельно опасной для расчета пушки еще до того, как сделан первый залп.

Выход напрашивался сам - пушку надо сделать самоходной и бронировать. Однако танкового шасси, хоть немного пригодного для установки тяжелой зенитки, в то время у немцев не было. Зато было несколько разных типов хорошо отработанных и производившихся серийно полугусеничных тягачей. На один из них, 12-тонный Sd.Kf. 8, разработанный фирмой Daimler Benz и пал выбор. Надо сказать, это был типичный экземпляр "арийской" техники - весом 12,2 т, громадный (размеры 7350х2500х 2600 мм), мощный (двигатель V-12 жидкостного охлаждения Maybach HL 38 TUKRM 185 л.с./2500 об/мин), быстрый (по шоссе развивал 51 км/ч, при этом пожирал до 100 л бензина на 100 км пути). Гиганта слегка забронировали, прикрыв отсек двигателя и рабочее место водителя листами брони толщиной от 8 до 14 мм.

Вместо кузова на штатной тумбе установили ту самую "8,8 см Flak", также прикрыв ее спереди бронещитом. "Рост" новой САУ достиг 3225 мм. Бронирование было не очень-то совершенным. Орудие с боков и сзади броней совсем не прикрывалось, расчет на платформе тягача был, как на ладони. Рубка водителя, малозаметная на фоне огромного орудийного щита, была одноместной и сзади не имела брони. Бронирование отсека двигателя из плоских бронелистов имело щели как между верхним и вертикальными листами, так и между передним и боковыми для лучшей циркуляции охлаждающего воздуха. Бронекорпус САУ и броневой щит пушки обтягивались сеткой, за которую в боевых условиях вкладывали для маскировки ветки. В начале 1940 г. Было построено по одним источникам 12, по другим - 25 таких самоходок, сведенных в 8-й отдельный тяжелый дивизион.

Тут возникают некоторые вопросы - в литературе это подразделение называется противотанковым ("Panzerjager Abteilung"), хотя первоначально самоходки явно предназначались для стрельбы по бункерам. Но, конечно, мишенью для них вполне могли быть французские танки "Char В 1 Bis", броня которых не поражалась немецкими танковыми и противотанковыми пушками. Как бы там ни было, 8-й дивизион самоходных "бункерфлак" был придан 2-й танковой дивизии, входившей в состав 19-го корпуса, командиром которого был генерал Гейнц Гудериан, за решительность и быстроту принятия решений прозванный "быстрым Гейнцем". 13 мая 1940 г. Части Гудериана подошли к реке Маас. Генерал остался недоволен эффективностью артобстрела и бомбардировки французских укреплений на другом берегу Мааса - как и предполагалось, французы продолжали стрелять, препятствуя форсированию реки.

И тогда "быстрый Гейнц" вызвал зенитки. "Бункерфлак" оправдали свое название - несколько десятков снарядов, всаженных прямо в амбразуры, заставили французов капитулировать. Пехота без помех начала переправляться на другой берег Мааса . 8-й дивизион сопровождал 2-ю танковую дивизию во всех боях французской кампании, поддерживая и прикрывая танки "быстрого Гейнца". Длинноствольные пушки "самоходок" дивизиона не подпускали тяжелобронированные французские танки к более слабым немецким на дальность эффективного выстрела. Однако война есть война, поэтому потери нес и 8-й дивизион. Высокий силуэт САУ был превосходной мишенью для французских артиллеристов. Не менее двух самоходок были подбиты во время марша и сгорели на месте - 250 л бензина в ничем не защищенных баках - отличный горючий материал.

Мало кому из девяти членов экипажа удалось спастись. В целом, французскую кампанию летом 1940 г. Можно расценивать как время зарождения немецкой самоходной артиллерии. Тогда в бой пошли 38 САУ типа SFL SIG 33 на шасси танка Pz I, первые четыре батареи ставших в последствии любимцами солдат Вермахта САУ StuG III А, ну и, конечно, упоминавшиеся выше тяжелые 88-мм "самоходки", предки знаменитых "элефантов".Библиография.

Значения в других словарях
Рязанов Алексей Константинович

(р. 1920) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1970), заслуженный военный лётчик (1967), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1939. Окончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов имени В. П. Чкалова (1939), Военую академию имени М. В. Фрунзе (1950), Военную академию Генштаба Вооруженных Сил СССР (1958). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-истребителем, командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка. Соверши..

Рязанов Василий Георгиевич

(1901—1951) — советский лётчик, генерал-лейтенант авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1920. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков (1926), Военнно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1935. Ныне ВВИА). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был заместителем командующего ВВС армии, командир авиадивизии, командующий манёвренной группой ВВС фронта, командующий истребительной авиационной арми..

С неба в сражение

Это было на учениях “Запад-81”. Строй тяжелых воздушных машин, казалось, завис в небе, и там один за другим стали вспыхивать белые бутоны парашютов. Среди “одиночек” плыли и целые “соцветия” — огромные многокупольные парашютно-реактивные системы, снабженные твердотопливными реактивными двигателями. На мгновение вспыхивает пламя — буквально за доли секунды противотяга гасит скорость, и вот уже платформы с боевой техникой одна за Другой с “нулевой” скоростью касаются земли и автоматически освобо..

Сааб-скания

(SAAB-Scania AB) — промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB), основанной в 1937 для производства военных самолетов и вошедшей в состав концерна в качестве самолетостроительного отделения. Отделение имеет филиалы, производящие управляемые ракеты, космические системы, электронное оборудование, тренажеры. Фирма «СААБ», затем отделение концерна выпускали. Бомбардировщик ..

Дополнительный поиск "Самоходки" Гудериана "Самоходки" Гудериана

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Самоходки" Гудериана" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Самоходки" Гудериана, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 21 символа