Арчимбольдо

404

, Джузеппе (Archimboldo, Giuseppe) 1527, Милан — 1593, Милан. Итальянский живописец, сын художника Бьяджо Арчимбольдо, последователя Леонардо да Винчи. Первые документальные свидетельства о его деятельности относятся ко времени строительства собора в Милане, где он совместно с отцом исполнил картоны для витражей апсиды. Затем имя Дж. Арчимбольдо упоминается в документах собора в Комо, где им были выполнены эскизы для ковров. С 1559 в анналах собора в Милане его имя не встречается, а всплывает в Богемии, где художник, по-видимому, состоял на службе у императора Фердинанда I (1562—1563), затем у императора Максимилиана II и его сына Рудольфа II в Праге, став мастером "рудольфинской школы". После 26-летней службы при дворе Габсбургов возвратился в 1588 в Милан, продолжая работать для Рудольфа II.

В 1580 Рудольф II пожаловал ему дворянское звание, а в 1591 — графа Палатинского за исполненный Портрет императора в образе бога Вертумна (1591, Стокгольм, Нац. Галерея) и полотно Флора (1591, частное собрание). Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. Самые известные из созданных им работ — так называемые "составные головы" из серий Времена года (1562—1563, Весна и Осень, Париж, Лувр. Лето и Зима, Вена, Музей истории искусства) и Четыре элемента (1569, Земля, Вена, частное собрание. Воздух, Базель, частное собрание. Огонь и Вода, Вена, Музей истории искусства), они представляют собой некие "растительные метаморфозы", так как составлены из гирлянд разнообразных цветов. Эти произведения написаны с блестящим колористическим мастерством и вниманием к мельчайшим деталям в строении растений.

Серия Времена года была исполнена для Фердинанда I, серии Времена года и Четыре элемента для Максимилиана II. Интерес к ботанике, к изучению растений художник приобрел в просвещенной среде рудольфинского двора. Императоры Максимилиан II и Рудольф II обладали утонченным вкусом и владели редкими коллекциями художественных произведений, увлекались ботаникой, астрономией, медициной, алхимией. С 1582 Арчимбольдо разыскивал раритеты для Кунсткамеры, существовавшей при рудольфинском дворе. В произведениях художника присутствуют сатирические намеки на представителей династии Габсбургов. Так, в полотнах Огонь и Воздух и на "составных головах" в качестве украшения видны хвосты орла и павлина — символов рода Габсбургов, а цепь ордена Золотого руна и лев ассоциируются с королевством Богемии.

Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино, или О цели живописи. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици), и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Возможно, в Вене и Праге художник познакомился с произведениями Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдорфера, но, скорее всего, своеобразные живописные графические работы Арчимбольдо были созданы под влиянием вкусов просвещенных монархов, по заказам которых он работал.

Талант его развивался в художественной среде европейского маньеризма.Лит. Geiger B. I dipinti ghiribizzosi di Giuseppe Archimboldo. Firenze, 1954. Legrand F. C., Sluys F. Archimboldo et les Archimboldesques. Paris, 1955..

Значения в других словарях
Артсен

, Питер (Aertsen, Pieter), прозв. Длинный Питер (Lange Pier) 1508 или 1509, Амстердам — 1575, Амстердам. Нидерландский живописец. Учился у А. Класа в Амстердаме. Работал в Антверпене (1527—1555. В 1535 получил там звание мастера) и Амстердаме (с 1557). В историю нидерландского искусства Артсен вошел как один из создателей бытового жанра. Своеобразие его картин состоит в том, что главными их персонажами стали простолюдины. Крестьяне, торговцы, кухарки выступают в них как первоплановые герои произ..

Архипенко

, Александр Порфирьевич (Archipenko, Alexander) 1887, Киев — 1964, Нью-Йорк. Французский и американский скульптор украинского происхождения. В 1902—1905 обучался в художественной школе в Киеве, откуда был исключен за критику академической системы преподавания. В 1906 переехал в Москву, а в 1908 — в Париж, где, поступив в Школу изящных искусств, вскоре также покинул ее. В Лувре внимательно изучал древневосточную и средневековую скульптуру, что отразилось в его ранних подражаниях искусству Древнег..

Атлан

, Жан Мишель (Atlan, Jean-Michel) 1913, Константина, Алжир — 1960, Париж. Французский живописец, график, поэт. Покинув Алжир, прибыл в Париж в 1930, где получил философское образование в Сорбонне, затем преподавал в лицее Кондорсе, писал стихи. Начал заниматься живописью в 1940, оставаясь самоучкой. В период оккупации участвовал в Сопротивлении, был арестован в 1942. До августа 1944, симулируя сумасшествие, пребывал в госпитале Сент-Анн, где продолжал заниматься живописью. Участвовал в освобожде..

Ахенбах, Андреас

(Achenbach, Andreas) 1815, Кассель — 1910, Дюссельдорф. Немецкий живописец. До 1835 занимался в дюссельдорфской Академии художеств у Г. К. Кольбе и Й. Шеффера. Испытал влияние Ширмера. Увлекался голландской пейзажной живописью XVII в. В 1830—1840-х путешествовал по Голландии, Швеции, Норвегии, работал в Италии (1843—1845). С 1846 преподавал в Академии художеств Дюссельдорфа. Много писал во время поездок по Вестфалии и Голландии в 1850—1870-х. Один из ведущих пейзажистов дюссельдорфской школы. В..

Дополнительный поиск Арчимбольдо Арчимбольдо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арчимбольдо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арчимбольдо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа