Балла

427

, Джакомо (Balla, Giacomo) 1871, Турин — 1958, Рим. Итальянский живописец, скульптор, дизайнер. Представитель футуризма. Учился в Академии Альбертина в Турине. В 1895 переехал в Рим, где регулярно участвовал в выставках Общества любителей и почитателей искусств. При посещении Парижа в 1900 ознакомился с импрессионизмом и дивизионизмом, увлекся проблемами света и цвета в живописи. Вернувшись в Рим, открыл собственную учебную студию, которую посещали Боччони, Северини, Сирони. В период 1900-х писал реалистические картины с социальным содержанием. В 1910 вместе с У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра, Л. Руссоло подписал "Манифест художников-футуристов", ознаменовавший создание нового направления. Одна из первых футуристических картин Балла Уличный фонарь (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) иллюстрирует манифест Маринетти Убьем лунный свет.

Густая сетка сверкающих спектральных линий, расходящихся волнами от электролампы, заглушает слабое свечение лунного серпа. Футуристический принцип симультанности Балла стремился реализовать приемами, характерными для хронофотографии и фотодинамики, т. Е. Путем совмещения на плоскости разных фаз движения объекта (Руки скрипача, 1912, Лондон, галерея Тейт. Динамизм собаки на поводке, 1912, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс. Девочка, бегающая по балкону, 1912, Милан, Галерея современного искусства). Работая в Риме, в отрыве от основной группы футуристов, пребывавших в Милане, Балла скоро расстался с фигуративной симультанностью и обратился к абстракции, чему способствовало его увлечение теософскими и герметическими учениями.

Принцип динамики — программное требование футуристической эстетики — Балла стремился осуществить через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур. В таких композициях, как Пластичность света + скорость (1913, частное собрание), Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточек (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства), упругие пересечения дуг и углов создают сильный эффект многократно преломленных световых лучей. Ромбовидно расходящиеся и собирающиеся цвета Радужного взаимопроникновения № 7 (1913—1914, частное собрание) образуют спектральные последовательности, символизирующие гармонию мира. Несколько версий Прохода Меркурия перед солнцем (1914), соотносясь с известным астрономическим событием, символизируют представление о тотальности Вселенной и пронизывающих ее токах "интеллектуальной энергии".

Пространственные композиции Балла, будучи промежуточной формой между живописью и скульптурой, также строятся на динамике диагональных пересечений и лучеобразно расходящихся линий (Скульптура из дерева, картона и веревок, 1914, реконструкция, Рим, галерея Обелиск). В период 1912—1930 Балла проектировал интерьеры, создавал мебель в стиле ар нуво. Реминисценции этого стиля проявились и в его абстрактной живописи — в обтекаемых формах пластичных "волют", "раковин", в плавных изгибах застывших волн (Формы кричат. "Да здравствует Италия!", 1915, частное собрание). В конце 1910—1920-х Балла сблизился с группой молодых последователей футуризма (Э. Прамполини, Ф. Деперо, Дж. Доттори, Дж. Брагалья). Поддерживая их концепцию "аэроживописи", продолжал поиски абстрактной динамики (Трансформация духовных форм, 1918, частное собрание).

В 1933 обратился к традиционным формам фигуративного искусства, однако с 1950 вернулся к эстетическим принципам футуризма.Лит. Balla. Коллекция Бьяджотти-Чинья. Каталог выставки. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1996. Crispolti E. Giacomo Balla. Torino, 1963. Dorazio V. D. (ed.). Giacomo Balla. An Album of His Life and Work. Venice, 1970..

Значения в других словарях
Базэн

, Жан (Bazaine, Jean) 1904, Париж — 2001, Кламар. Французский живописец. Обучался в национальной Школе изящных искусств в мастерской скульптора Поля Ландовски. Получил диплом филолога в Сорбонне, где изучал также историю средневекового искусства. С 1924, решив посвятить себя живописи, посещал Академию Жюлиана. Его первые шаги на этом поприще получили одобрение Боннара. В его экспрессивной, динамичной живописи 1930-х отложились впечатления от пейзажей Бретани — изменчивых, пронизанных борьбой сти..

Балестра

, Антонио (Balestra, Antonio) 1666, Верона — 1740, Верона. Итальянский живописец. Мастер веронской школы. Ученик А. Белуччи в Венеции. Занимался в Риме у К. Маратти и в 1690 получил премию на конкурсе в Академии Св. Луки. В римской художественной среде, однако, его талант колориста не был оценен. Покинув Рим, едет в Неаполь, где знакомится с живописью Луки Джордано, Дж. Ланфранко, Ф. Солимены. Неоднократно возвращался в Верону, работал в Венеции. С 1718 его имя упоминается в гильдии венецианских..

Бальдунг

, Ханс (Baldung, Hans), прозв. Грин (Grien) 1484/1485, Швебиш-Гмюнд — 1545, Страсбург. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился и работал в мастерской Дюрера в Нюрнберге (1503—1507), с 1509 до конца жизни работал в Страсбурге, за исключением 1512—1516, когда во Фрейбурге создавал грандиозный алтарь для местного собора. В творчестве Бальдунга сказалось воздействие многих крупных мастеров немецкого Возрождения, в первую очередь его учителя Дюрера, но также Кранаха, отчасти Грюневальда..

Бальтюс

(Balthus), наст. Имя Клоссовски де Рола, Бальтазар (Klossowski de Rola, Balthazar) 1908, Париж — 2001, Ла Россиньер, Швейцария. Французский живописец. Родившись в артистической семье (отец — историк искусства, мать — живописец), с детства был знаком с такими известными художниками, как Боннар, Руссель, Дерен. Специального образования не получил, овладевал мастерством путем копирования картин в Лувре. Его любимыми художниками были Пуссен, Пьеро делла Франческа, Сезанн. В юношеские годы увлекся д..

Дополнительный поиск Балла Балла

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Балла" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Балла, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа