Ван Виттель

275

, Гаспар (Ванвителли), Гаспар (Van Wittel, Gaspar) 1653, Амерсфорт — 1736, Рим. Итальянский живописец голландского происхождения. Один из основоположников жанра ведуты, работавший в Риме. Родился в городе Амерсфорт около Утрехта. С 1675 жил в Италии, выезжал в Ломбардию (1690—1691), Флоренцию, Болонью, Верону, Неаполь (1694—1695). Испытал влияние живописца из Амстердама ван дер Эйдена, писавшего виды городов Голландии. Об интересе к точной передаче городского пространства свидетельствует ранняя работа Панорама Амерсфорта (1671, частное собрание). В Италии продолжал заниматься ведутой, придав ей особый итальянский колорит. Он был очарован природой этой страны, светом солнца Средиземноморья, античными памятниками, их особой жизнью в окружающем ландшафте.

В его широких панорамных видах проявился и талант сценографа. Он исполнял ведуты по рисункам, тщательно "снятым" с натуры, сохраняя реальные детали и порой вводил в них вымышленные, любил повторять свои работы, привнося в них некоторые изменения. Его живописные и графические произведения отвечали запросам коллекционеров и туристов. Начинал художник, однако, работать в технике гуаши, и в 1680—1685 среди его работ насчитывалось всего лишь шесть, исполненных маслом. Но к 1686 он уже освоил технику масляной живописи. Его произведения коллекционировали представители аристократических римских семейств — кардиналов Дж. Колонна, А. Альбани, С. Валенти Гонзага. С 1711 — член Академии Св. Луки. Римские памятники и архитектурные раритеты городов "малой Италии" занимают центральное место в полотнах Ван Виттеля (Кастель Сант Анджело с юга, 1690—1700, Лондон, частное собрание.

Вилла Альдобрандини во Фраскати, ок. 1720—1725, частное собрание. Вид Флоренции от виа Болоньезе, ок. 1695, Четсуорт, собрание герцога Девонширского). Луиджи Ланци назвал Ван Виттеля "живописцем современного Рима". В Риме его прозвали "Гаспаре дельи оккьяли" ("Очкастый Гаспаре"). Ван Виттель с одинаковой любовью изображал античные, ренессансные, барочные памятники Рима, погружая их в зелень садов, пространства площадей, окружая серебристым светом. Таковы его полотна. Апсида собора Св. Петра (ок. 1711, Лондон, частное собрание), Аббатство Сан Паоло в Альбано и визит папы Климента XI Альбани в 1710 году (Флоренция, галерея Питти), Замок Св. Ангела и мост Сант Анджело с юга (ок. 1700—1710, частное собрание), Собор Св. Петра от дворика Санто Спирито (ок.

1713, частное собрание). Десять мраморных ангелов на мосту Сант Анджело, созданного по проекту Бернини, и руины Понте Верона на Тибре. Папа Климент XI на балконе своей резиденции в Альбано и руины римского амфитеатра на фоне Альбанских холмов. А в работах, созданных в Неаполе, постройки исторического центра города и рядом очаровательные сельские сценки — в ведутах Ван Виттеля, говоря словами Гёте, "былое" уживалось с "новейшим". Работы Ван Виттеля являются бесценным материалом для восстановления внешнего вида памятников, уголков Вечного города, претерпевших изменения к настоящему времени (например, портовых сооружений на Тибре, исчезнувших навсегда). Произведения Ван Виттеля послужили импульсом для расцвета ведуты в Риме и Венеции, его наиболее значительными последователями стали Дж.

П. Паннини и Каналетто.Лит. Gaspar van Wittel e l’origine della veduta settecentesca. Roma, 1966. Salerno L. I pittori di veduta in Italia. 1580—1830. Roma, 1991. Briganti G. Gaspar van Wittel. Milano, 1996..

Значения в других словарях
Вальдес Леаль

, Хуан де Хуан де (Valdes Leal, Juan de) 1622, Севилья — 1690, Севилья. Испанский живописец, рисовальщик. Родился в семье португальского дворянина, переехавшего в Испанию. Учился в Кордове, в мастерской А. Де Кастильо, в 1656 поселился в Севилье, где прошла его художественная деятельность. В 1664, сопровождая своего покровителя дона Мигеля Маньяру, посетил Мадрид, что дало ему возможность ознакомиться с королевскими художественными собраниями, завязать контакты с мадридскими живописцами. Принадл..

Вальдмюллер

, Фердинанд Георг (Waldmuller, Ferdinand Georg) 1793, Вена — 1865, Хельмстрейтмюле. Австрийский живописец. Обучался в Академии художеств Вены у Г. Маурера и И. Б. Лампи. Увлекался театральной живописью и работал в Агреме, Бадене под Веной, Брюнне, Праге. С 1829 по 1857 жил в Вене, являясь хранителем Галереи австрийской живописи, профессором Академии художеств, публиковал статьи, критикуя старые методы обучения, за что был исключен из Академии. Вальдмюллер работал в разнообразных жанрах. Портрете..

Ван Гог

, Винсент (Van Gogh, Vincent) 1853, Грот-Зюндерт, Северный Брабант — 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция. Голландский живописец, рисовальщик. Не получил систематического образования. В молодости переменил ряд профессий. С 1869 работал в фирме "Гупиль и Ко" по продаже произведений искусства, посетил Гаагу (1869), Лондон (1873), Париж (1875). Преподавал в английской школе в Рангейте (апрель—декабрь 1876). С мая 1877 по октябрь 1880 обучался в миссионерской школе в Лакене (ок. Брюсселя) и занимался пропове..

Ван Дейк

, Антонис (Van Dijck, Antonis) 1599, Антверпен — 1641, Лондон. Фламандский живописец, рисовальщик, гравер. Происходил из зажиточной купеческой семьи. В 10-летнем возрасте отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. Ван Балену. В 1618 принят в гильдию живописцев Св. Луки. Жизненный и творческий путь Ван Дейка, шедший по линии нарастающего успеха и быстрого совершенствования мастерства, связан не только с исключительной природной одаренностью и работоспособностью, но и с редкой целеустремленнос..

Дополнительный поиск Ван Виттель Ван Виттель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Виттель" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Виттель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа