Веласкес

183

, Родригес де Сильва, Диего (Velasquez, Rodrigez de Silva, Diego) 1599, Севилья — 1660, Мадрид. Испанский живописец. Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1611—1617), на дочери которого, Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворным художником с исключительным правом писать портреты короля. Занимал различные придворные должности, вплоть до гофмаршала двора в 1652. В круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев и, что оказалось особенно плодотворным, активная деятельность по пополнению королевских собраний произведениями искусства.

По сравнению со своими испанскими современниками обретший большую творческую свободу в создании картин светского содержания, мастер оставался преимущественно ограничен заказами своего господина Филиппа IV. Меньше чем за год до смерти его избрание кавалером ордена Сант Яго потребовало долгих доказательств чистоты аристократической родословной и многочисленных свидетельств того, что он занимался живописью только "ради своего удовольствия и по повелению короля". Даже то немногое, что известно о Веласкесе, создает исключительно привлекательный образ человека высокого нравственного благородства. Уже современники называли его "художником Истины". В картинах Веласкеса подчеркнутая объективность воспроизведения реальности и достоверность ее непосредственно зримого ощущения находят эстетически совершенное воплощение.

Его искусство, где реальный человек глубоко, сложно и многозначно связан с реальным миром, исключительно целостно, развивается по пути непрестанного творческого обогащения. Далеко превосходя своих испанских современников не только по творческому диапазону, но и по смелости и новизне художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Его самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. Bodegon — трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенным на переднем плане натюрмортом. В этих правдивых произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием караваджизма и отражающих первое знакомство молодого художника с реальной жизнью, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы (Завтрак, ок.

1617—1618, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. 1618—1619, Будапешт, Музей изобразительных искусств. Старая кухарка, ок. 1620, Эдинбург, Нац. Галерея Шотландии. Завтрак двух юношей, Водонос, ок. 1621. Обе — Лондон, собрание Веллингтон). К жанру бодегонов близки и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса. Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос в доме Марфы и Марии (ок. 1620, Лондон, Нац. Галерея). Основываясь на традициях А. Санчеса Коэльо и Х. Пантохи де ла Крус, художник развил и обогатил искусство портрета (Поэт Луис де Гонгора, 1622, Бостон, Музей изящных искусств. Король Филипп IV. Инфант дон Карлос, 1626, Мадрид, Прадо. Граф-герцог Оливарес, 1624. 1625, Нью-Йорк, Испанское общество в США). В 1627 победил в придворном конкурсе на картину Изгнание морисков из Испании в 1609 году (погибла в 1734 во время пожара мадридского Алькасара).

Жизнь в Мадриде, открывавшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629— 1631) содействовали расширению его художественного кругозора, совершенствованию мастерства, поискам живописного осмысления и широкого обобщения действительности. В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты (Триумф Вакха, или Пьяницы, 1628—1629. Кузница Вулкана, 1630, обе — Мадрид, Прадо), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности и наделенными непосредственностью земных чувств.

Картина Сдача Бреды (1634, Мадрид, Прадо), вошедшая среди других композиций испанских художников в ансамбль зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда — смысловой узел композиции, утверждающий за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.

Эти качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (далеко опережают свое время два небольших, этюдного характера пейзажа виллы Медичи в Прадо, написанные на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии — так называемые конные (1634—1635) и охотничьи (1634—1636) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все — Мадрид, Прадо). Портретируя в 1630—1640-х короля, сановников, друзей, учеников, живописец накапливал и синтезировал свои наблюдения, тщательно отбирал изобразительные средства. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.

Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золота. Поразительны эффекты "веласкесовых" серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера. Хотя его образы эмоционально сдержанны, внешне замкнуты, они захватывают глубиной внутренней жизни — будь то жестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок.

1632, Дрезден, Картинная галерея), элегантный итальянский кардинал Камило Асталли (1649—1650, Нью-Йорк, Испанское общество в США), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно, Алонсо Кано. 1630-е, Лондон, собрание Веллингтон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635—1638) или овеянная благородным изяществом дама с веером (ок. 1648, Лондон, собрание Уоллес). Мудрая прозорливость Веласкеса воплощена в портретах королевских карликов и шутов, произведениях, не имеющих себе равных в мировой живописи. Обнаруживая непредвзятую зоркость взгляда, он раскрывает их характеры, душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма (Барбаросса, 1636—1638. Эль Бобо дель Кориа, ок.

1637—1639. Эль Примо, 1644. Себастьяно дель Морра, ок. 1643—1644. Мальчик из Вальескаса, ок. 1644, все — Мадрид, Прадо). К числу наиболее глубоких и многоплановых образов принадлежит написанный в парадной традиции, в воздушной тускло-розовой и серебристо-дымчатой гамме Портрет старого шута по прозвищу "Хуан Австрийский" (нач. 1650-х, Мадрид, Прадо), пародирующего на потеху придворным национального героя Испании. В парных картинах Менипп и Эзоп (обе — 1639—1640, Мадрид, Прадо) предстают образы людей, опустившихся до уровня нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Крупные, как бы приподнятые над повседневностью фигуры философов во весь рост заполняют всю плоскость полотна.

Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру. В образе баснописца Эзопа — одном из самых глубоких в творчестве Веласкеса — грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится Венера с зеркалом (до 1650, Лондон, Нац. Галерея), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, исполненное живой и вместе с тем пленительно возвышенной красоты. Второй поездке Веласкеса в Италию, посланного с целью приобретения произведений искусства, сопутствовал триумфальный успех созданных там произведений. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1649—1650. Нью-Йорк, музей Метрополитен), выставленный в ротонде Пантеона среди работ других иностранных художников, был встречен с воодушевлением римской художественной общественностью.

Веласкес был избран членом римской Академии Св. Луки и Конгрегации "Виртуозы Пантеона". В Портрете римского папы Иннокентия X (1650, Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданно смелом по откровенности образа, мощная пластика головы с пронизывающим взглядом глубоко посаженных глаз, выразительность каждой черты грубого лица, насыщенное контрастное звучание в одежде всех оттенков красного, чередование приемов письма то густыми мазками, то прозрачными легкими касаниями кисти — все создает впечатление поразительной жизненной силы. Скрытые качества натуры раскрыты так ярко, что, как известно, принимая портрет, Иннокентий X воскликнул. "Слишком правдиво!". Портрет стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.

В Риме им любовались как чудом и бесконечно его копировали. 1650-е — время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (Королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Мадрид, Прадо. Этюд с натуры, Мадрид, Академия Сан Фернандо. Инфанта Мария Тереза, 1651, Нью-Йорк, собрание Леман. 1653, Вена, Музей истории искусства. Инфанта Маргарита, 1653, 1659, там же. 1656, Париж, Лувр. 1660, Мадрид, Прадо. Инфант Филипп Просперо, 1659, Вена, Музей истории искусства). На примере исключительно глубокого по психологической характеристике портрета стареющего Филиппа IV (1655—1656, Мадрид, Прадо. Авторское повторение — Лондон, Нац.

Галерея) можно еще раз убедиться, насколько Веласкес, создавая образы и сильных мира сего, и изгоев общества, отличается высокой справедливостью суждения о человеке. Главные веласкесовские создания позднего периода — крупномасштабные композиции Лас Менинас (Фрейлины, 1656, в инвентарях XVII и XVIII вв. Картина обозначалась как Семья, Семья Филиппа IV), Пряхи (1657. Обе — Мадрид, Прадо). В Лас Менинас, картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни во всем богатстве ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.

Картина построена на сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Кажущаяся непреднамеренность, мгновенность изображения подчинена глубокому продуманному замыслу. Редкой красоты зелено-оливково-серебристый тон картины, полный тончайших красочных нюансов, оживлен пятнами кремово-белых, серо-жемчужных, голубовато-зеленых одежд, красно-коралловых лент и украшений. Безграничны разнообразие и несравненная свобода красочного слоя, движение мазков, положенных то более плотно, то легчайшим касанием кисти, то путем энергичных ударов. Хаос мазков чистой краски совершенно исчезает при рассмотрении Менин с отдаленного расстояния — все сливается в неповторимом живописном единстве в гармонически прекрасное целое.

Веласкес скромно изобразил себя в стороне, в полутени, в темной незаметной одежде. Но единственно достоверный автопортрет художника — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого воссоздания и преображения жизни созидательной силой искусства. В столь же многоплановой по образному замыслу картине Пряхи создан неоспоримый по совершенству и глубине пример сочетания конкретного и возвышенного. Изображенная на переднем плане жанровая сцена в ковровой мастерской с фигурами работающих женщин включает сюжетный мотив мифа о гречанке Арахне, искусной мастерице ковров, дерзнувшей соперничать в своем искусстве с самой богиней Афиной. На дальнем плане, на площадке, залитой лучами солнца, придворные дамы любуются прекрасным ковром, изображение на котором остается для зрителя загадочным.

Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, как бы выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи античного мифа — Афина и Арахна. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли, что более вероятно, уподоблены актерам на театральных подмостках. Оба плана картины находятся в сложном взаимодействии. Запечатлен как бы целый мир, выступающий в единстве жизни и мифа, мечты и реальности, труда и творчества, подлинного и призрачно-нарядного. Ковер — чудесное произведение искусства — создан здесь, в мастерской, руками простых испанских работниц. Античный сюжетный мотив оказывается тесно связанным с образами картины, ибо Арахна — это олицетворение созидательной силы народа, равной богам в создании вечных художественных ценностей.

Впечатление высокой поэзии и красоты рождается живописным решением полотна, где изысканным светлым тонам дальнего плана противопоставлены более сдержанные, насыщенные тона в группе прях — красно-коричневые, сине-зеленые, густо-красные. Все пронизано движением и мерцанием солнечного света, ощущением живой эмоциональной среды, колебанием воздуха, легким серебристым звоном быстро вращающегося колеса прялки, спицы которого слились в сияющий круг. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой проявились особенности его творческого метода. Глубокое постижение видимого мира во всем его богатстве и противоречивости, цельность его образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы.

Он писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и строгую продуманность композиции, достигая, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество Веласкеса — вершина испанской живописи XVII в. И одно из ярчайших явлений мирового искусства. Его могучий реализм, открытия в области цвета и света оказали влияние на развитие живописи XVIII—XIX вв.Лит. Малицкая К. М. Веласкес. М., 1960. Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961. Никитюк О. Д. Диего де Сильва Веласкес. М., 1961. Кеменов В. С. Картины Веласкеса. М., 1969. Кеменов В. С. Веласкес в музеях СССР. Л., 1977. Знамеровская Т. П. Веласкес. М., 1978. Якимович А. К. Художник и творец. Диего Веласкес. М., 1989. Ротенберг Е. И.

Веласкес // Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989. Каптерева Т. П. Веласкес. М., 2004. Pantorba B. De. La vida y la obra de Velasquez. Madrid, 1955. Varia Velasquena. Madrid, 1960. Lopez-Rey J. Velasquez. Madrid, 1964. Vol. 1—2. Brown J. Velasquez. Painter und Courtier. New Haven. London, 1986. Ortiz A. D. Perez Sanchez A. E., Gallego J. Velasquez. N. Y., 1989..

Значения в других словарях
Вейт

, Филипп (Veit, Philipp) 1793, Берлин — 1877, Магонца. Немецкий живописец, рисовальщик. Принадлежал к младшему поколению художников-назарейцев, работавших в Италии. Сын Ганса Вейта, директора галереи в Лейпциге, брат Юлиуса Вейта, живописца. С 1811 работал в Вене, был дружен с И. А. Кохом. С 1815 — в Италии, где сблизился с мастерами "Lucasbund" ("Братства Св. Луки"), разделяя их эстетические взгляды на создание "нового христианско-патриотического искусства" как искусства, вдохновленного христиа..

Вела

, Винченцо (Vela, Vincenzo) 1820, Милан — 1891, Турин. Итальянский скульптор. Один из крупных мастеров итальянского веризма. Учился у Б. Каччьятори в Милане. Увлечение античной скульптурой, знание традиций пластики Возрождения и барокко проявилось в скульптуре Спартак, разрывающий цепи (1847—1849, Лигорнетто, Музей Велы). В ней скульптор выразил свои патриотические взгляды в годы Рисорджименто. Одним из его наиболее ярких и значительных произведений явилась также композиция Жертва труда (1863, Р..

Велде

(Velde) — семья голландских художников XVII в. Глава семьи Велде, Эсайас ван де (Velde, Esaias van de. Ок. 1590, Амстердам — 1630, Гаага) — живописец и офортист. Учился, возможно, у Г. Ван Конинкслоо, Д. Винкбонса. Испытал влияние В. Бейтевега. Работал в Харлеме (1610—1618), с 1618 — член гильдии живописцев, затем в Гааге (с 1618 — член гильдии), где был придворным художником принцев Морица и Фридриха Генриха Оранских. Писал военные схватки и жанровые сцены, но отдавал предпочтение изображению р..

Вереншёлль

, Эрик (Werenskiold, Erik) 1855, Конгсвингер — 1938, Осло. Норвежский живописец и график. Учился в Королевской школе рисования в Кристиании, ныне Осло (1873—1875) у Ю. Миддльтуна, в Академии художеств в Мюнхене (1875—1880) у Л. Лёффца и В. Линденшмидта, а также в Париже (1881—1883, 1885, 1888/1889), последние годы у Ж. Л. Бонна. Посетил Италию (1895). Творчество Вереншёлля весьма разностороннее. Он писал жанровые картины, портреты, пейзажи. Исполнял графические иллюстрации к народным легендам и ..

Дополнительный поиск Веласкес Веласкес

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веласкес" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веласкес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа