Галлен-Каллела

185

, Аксель (Gallen-Kallela, Axel) 1865, Бьорнеборг — 1931, Леппяваара. Финский живописец, график. Учился в Художественной школе в Гельсингфорсе у Ф. Алстедта, потом брал уроки у С. А. Кейнянена, А. Фон Беккера. В 1884—1889 учился в Академии Жюлиана в Париже, занимался у А. В. Бугро, Ф. Кормона, Т. Робер-Флери. Испытал влияние Бастьен-Лепажа. Летом возвращался из Парижа на родину, путешествовал по Карелии, работал в селениях Сало, Экола и др. С конца 1880 поселился в селении Руовеси и начал работать над циклом станковых полотен к финскому эпосу Калевала. В 1889 путешествовал по Италии, где увлекся ренессансной монументальной живописью. В 1890-е был в Германии, сблизился там с кругом мастеров европейского модерна. В 1900 исполнил росписи и оформил финский павильон для Парижской выставки, в 1901 — Старый студенческий дом в Хельсинки.

В 1901—1903 работал в Пори над росписями капеллы-усыпальницы дочери промышленника Юселиуса. В 1928 украсил фресками вестибюль Национального музея в Хельсинки. Член "Орнамо" — объединения финских художников-декоративистов. Писал станковые картины на сюжеты из Калевалы, пейзажи, портреты. Одним из первых финских художников стал работать в офорте и ксилографии, иллюстрировал книги. Создавал изделия из дерева, металла, рисунки для ковров ручной работы (рюйю), конструировал мебель, используя мотивы народного финского искусства. В пригороде Хельсинки — Леппяваара (Эспоо) — в замке, построенном самим художником, где он жил последние годы, в 1961 был открыт его музей. Непритязательные сюжеты ранних произведений — Мальчик и ворона (1884, Хельсинки, Атенеум), Старуха и кошка (1885, Турку, Художественный музей), Первый урок (1887, Хельсинки, Атенеум) — повествуют о быте рыбаков и крестьян финских селений.

Основанные на натурном наблюдении, они полны лиризма и достоверности. В композиционном построении картин, общем декоративном чувстве цвета, несколько идиллически переданной связи человека и природы ощущается влияние Бастьен-Лепажа. Спокойная и холодная гамма пейзажей (Пейзаж с овцами, 1884, Хельсинки, Атенеум. Зимний пейзаж, 1887, Мянття, Художественный музей Г. Серлакиуса. Иматра зимой, 1893, Хельсинки, Атенеум) передает колорит природы Финляндии. В работе над циклом картин на темы Калевалы (темпера) живописная манера художника претерпевает резкие изменения. Композиция полотен Защита Сампо (1896), Месть Иоукахайнена (1897, оба — Турку, Художественный музей), Мать Лемминкяйнена (1897), Проклятие Куллерво (1899), триптиха Легенда об Айно (1897, все — Хельсинки, Атенеум) строится на экспрессивных сочетаниях силуэтов и больших цветовых плоскостей.

Художник избирает наиболее драматические моменты, о которых повествуют руны. В полотне Мать Лемминкяйнена он обращается к часто избираемой мастерами европейского символизма и модерна теме смерти. Символика цветов — черного, олицетворяющего злые силы, погубившие героя у реки Туонеллы, и золотисто-желтого, дающего надежду на его воскрешение, — выразительный силуэт фигуры матери, горящие свечи в виде цветов придают сцене характерный для искусства символизма оттенок таинственности, трагизма. Художник часто изображает сцены в пейзаже, напоминающем глухой лес Руовеси, где он создавал этот цикл. Идея синтеза искусств, занимавшая одно из важнейших мест в эстетике модерна, была развита Галлен-Каллелой в оформлении финского павильона для Парижской выставки 1900 года.

Фрески на сюжеты из Калевалы (Выковывание Сампо, Илмаринен, Крещение Финляндии) и оформление павильона дома художника, выстроенного им в национальном духе в Руовеси, образно передавали колорит культуры его родины. Сюжеты фресок парижского павильона были повторены в росписях Национального музея в Хельсинки. В стиле декоративной живописи модерна были исполнены и восемь фресок капеллы-усыпальницы в Пори. Пейзажи и аллегорические сюжеты символизировали связь жизненного цикла человека и природы, его быстротечность (Весна, Зима, Строительство и др.). Цветовое пятно, выразительная линия контура играют значительную роль и в портретах Галлен-Каллелы (Портрет матери, 1896, Стокгольм, Нац. Музей. Г. Модер, 1896. А. Горький, 1906, оба — Хельсинки, Атенеум).

Часто вводимые в композицию пейзажные элементы, скульптурно подчеркнутая характерность лиц придают особую выразительность его портретным образам. Иллюстрировал Калевалу (1922), книги (Пан П. Ширбарта, 1895. Семь братьев А. Киви. Финляндия в XIX веке и др). Искусство Галлен-Каллелы, крупнейшего мастера финского модерна, оказало значительное влияние на творчество живописцев Финляндии, а также на развитие национальной художественной промышленности, дизайн.Лит. Выставка произведений финских художников. Москва, 1981. Каталог. М., 1981. Безрукова М. И. Искусство Финляндии. Основные этапы становления национальной художественной школы. М., 1986. Hagelstam W. Axel Gallen. Stockholm, 1904. Okkonen O. Die finnische Kunst. Porvoo. Helsinki, 1950..

Значения в других словарях
Гадди

, Таддео (Gaddi, Taddeo) Свед. С 1327 — ум. Ок. 1366, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы, ученик и помощник Джотто. Работал во Флоренции, Пизе, Ареццо. Один из продолжателей Джотто, сыгравший важную роль в распространении его реформ. Мастерская Таддео Гадди была крупным художественным центром, с которым связано творческое формирование ряда итальянских живописцев XIV в. От сына Таддео — Аньоло Гадди — до выходца из Ломбардии Джованни да Милано и венецианца Антонио Венеци..

Галле

, Луи (Gallait, Louis) 1810, Турне — 1887, Брюссель. Бельгийский живописец, рисовальщик. С 1830 занимался у Ф. О. Эннекена, ученика Давида, в Академии художеств Турне. С 1832 посещал Академию художеств Антверпена, изучал произведения Рубенса. В 1833—1840 жил в Париже, где брал уроки у А. Шеффера, испытал влияние Делароша. В начале 1840-х возвратился в Бельгию. Писал картины на исторические и литературные сюжеты, бытовые сцены, портреты. Сформировался как исторический живописец романтического нап..

Галли Бибиена

(Galli Bibiena) — семья итальянских художников-декораторов. Творчество представителей этой семьи было заметным явлением в художественной жизни Европы XVII—XVIII столетий. Мастера четырех поколений этого семейства были не только театральными декораторами, они расписывали дворцы и церкви, создавали и воплощали архитектурные проекты, оформляли также празднества европейских монархов. Л. Ланци писал о них. "…празднества по случаю побед, свадеб, вступлений на престол, которые они оформляли, были самы..

Галлина

, Лодовико (Gallina, Lodovico) 1752, Брешия — 1786, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Учился у А. Дзукки и Д. Маджотто в Академии художеств Венеции. Удостоился чести быть хранителем галереи патрициев Фарсетти в Венеции, где находилось известное собрание античной скульптуры. Работал в жанре портрета, но являлся и автором алтарных образов в венецианских церквах Сан Лио, Сан Тровазо и др. Участвовал в написании портретов для галереи венецианской Академии. В своих портретах часто из..

Дополнительный поиск Галлен-Каллела Галлен-Каллела

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Галлен-Каллела" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Галлен-Каллела, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 14 символа