Гварди, Джованни

233

Антонио (Guardi, Giovanni Antonio) 1699, Вена — 1760, Венеция. Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя в Вене, куда в 1690 переехала семья. В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья — Франческо и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио. Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние Дж. Б. Пьяццетты и С. Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую К. Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии художеств Венеции.

Мастерская Дж. А. Гварди выполняла большие заказы. Алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим спросом. Известно, что в мастерской Дж. А. Гварди выполнялись копии с произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Я. Бассано, С. Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, с портретов современных французских художников. В 1730—1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками М. Фон Шуленбурга, участника войны с турками.

Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742—1743) на сюжеты из жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Ф. Гварди, на что указывает различие в манере исполнения. Вопрос о степени участия каждого из братьев в совместных произведениях поддается определению с трудом, хотя установлено, что Джованни Антонио лучше удавались фигуры, а Франческо был прирожденным пейзажистом. Наиболее достоверно участие Дж. А. Гварди в росписи трех люнетов сакристии приходской церкви Виго д’Анауния в Тренто. В исполненных здесь композициях Мадонна с Младенцем во славе и святыми Рокко, Никколо, Карлом Борромейским и Антонием Падуанским.

Св. Троица среди святых и четырех евангелистов, а также Семь скорбей Девы Марии, четверо святых и четверо отцов церкви (Дрезден, Картинная галерея) ощутимо влияние С. Риччи. На приверженность живописной манере Риччи указывает пульсирующий мазок, передающий струящиеся складки одежд. Мазок Джованни Антонио более компактен, чем у Риччи, но прием живописи свободной широкой кистью художник заимствует у последнего. В сакристии церкви Виго д’Анауния в Тренто сохранились росписи с изображениями ваз с букетами, оплетенных виноградными лозами корзин с плодами и цветами на светлом голубом фоне (в этой работе принимал участие, возможно, и Франческо). Традиция написания таких натюрмортов восходит к венской школе живописи, мастера которой опирались на голландские и фламандские произведения этого жанра.

С помощью брата Франческо, возможно, исполнены полотна на сюжеты из античной истории Муций Сцевола, Триумф Аврелия, Великодушие Сципиона, Смерть Софонисбы (Осло, вилла Богштадт). Сцены трактованы с театральным пафосом и мелодраматизмом, фигуры, изображенные среди античных руин, охвачены ритмом бурного барочного движения, которому вторит экспрессивный плывущий мазок Джованни Антонио. После 1755 Джованни Антонио создал цикл из пяти живописных панно к поэме Т. Тассо Освобожденный Иерусалим (Лондон, частное собрание). Он увлекся этой темой, вдохновившись гравюрами Дж. Б. Пьяццетты (1745), с которым подружился во время работы для М. Фон Шуленбурга. Панно исполнены в яркой колористической гамме. Аркадийские идиллические поэмы Тассо переданы в сценах, полных фантазии и волшебства, напоминающих некий ирреальный мир театральных фьяб, как в живописи С.

Риччи. Одной из наиболее значительных работ, выполненных мастерской Дж. А. Гварди в 1749—1752, была роспись боковых створок деревянного парапета органа венецианской церкви Архангела Рафаила. На панно изображены сцены из Книги Товита, повествующие о слепом старце Товите и его сыне Товии. Ученые расходятся в мнении о том, являются ли эти росписи работой Франческо или обоих братьев. Живопись створок органа словно вторит его чудесной музыке, и они звучат как последние уходящие ноты изысканного мира грез рококо. Джованни Антонио Гварди вряд ли можно считать менее значительным художником, чем Франческо Гварди. Его имя прочно вошло в историю европейского искусства XVIII в.Лит. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения.

М., 2002. Morassi A. Guardi. Venezia, 1923. Mostra dei Guardi. Catalogo della mostra, a cura di P. Zampetti. Venezia, Palazzo Grassi. 5 giugno — 10 ottobre. 1965.

Значения в других словарях
Гамильтон, Ричард

(Hamilton, Richard) Род. 1922, Лондон. Английский живописец. Представитель поп-арта. Обучался в художественной школе Св. Мартина, затем в школе Королевской академии (1938—1940, 1946), в художественной школе Слейда (1948—1950). С 1952 преподавал в Центральной школе искусств и ремесел. В том же году стал одним из учредителей "Независимой группы" при Институте современного искусства в Лондоне. В этом объединении, занимавшемся изучением современной массовой культуры, возникло направление английског..

Гарджуло

, Доменико (Gargiulo, Domenico), прозв. Микко Спадаро (Micco Spadaro) 1609/1610, Неаполь — 1675, Неаполь. Итальянский живописец неаполитанской школы. Учился у А. Фальконе в Неаполе. Одним из первых стал изображать современные события. Эпизоды восстания под предводительством Мазаньелло (1647), сцены извержения Везувия. Таковы его полотна Процессия во время извержения Везувия (Неаполь, собрание Дж. Карелли), Пьяцца Меркателло в Неаполе во время чумы 1656 года (Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподим..

Гварди, Франческо

Лаццаро (Guardi, Francesco Lazzaro) 1712, Венеция — 1793, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик. Венецианская школа. Учился у своего старшего брата Джованни Антонио и до 1760 работал в Венеции с младшим братом Никколо (1715—1786) в руководимой Джованни Антонио мастерской. Выезжал (1782—1783) в Мастеллина и Валь ди Соле (около Тренто). Писал пейзажи, виды Венеции, картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. В 1780—1790-е работал как декоратор над украшением интерьеров вен..

Гверчино

, Франческо (Guercino, Francesco), наст. Имя Джованни Франческо Барбьери (Guercino, Francesco Barbieri) 1591, Ченто — 1666, Болонья. Итальянский живописец. Мастер болонской школы. Учился у Л. Карраччи. Работал в Болонье, Венеции, Риме. После смерти Г. Рени (1642) возглавил болонскую Академию. Гверчино — один из самых ярких и своеобразных мастеров болонского академизма. Первый период его творчества, охватывающий 2-ю пол. 1610-х и 1-ю пол. 1620-х, в значительной мере выходит за рамки академической..

Дополнительный поиск Гварди, Джованни Гварди, Джованни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гварди, Джованни" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гварди, Джованни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 16 символа