Гертген
Тот Синт-Янс (Geertgen tot Sint Jans) Между 1460—1465, Лейден (?) — до 1496, Харлем (?). Нидерландский живописец. Учился у А. Оуватера в Харлеме. Работал в Брюгге и Харлеме, где был связан с монастырем Св. Иоанна, не будучи, однако, его монахом. Отсюда имя, под которым он вошел в историю искусств (в переводе — "Маленький Герард от св. Иоанна"). За свою короткую творческую жизнь Гертген проявил себя чрезвычайно своеобразным художником, претворившим традиции живописи XV в. На свой лад. Он работал в маленьком городке северной части страны, и, возможно, отсюда яркие черты жанрового демократизма в его произведениях. Многие его образы пленяют чистосердечием, поэзией искренних чувств. Некоторая наивность трактовки отдельных персонажей придает сценам фольклорный оттенок, приближает их к зрителю, верящему простодушной правде благочестивых эмоций.
Пестроватый колорит напоминает порой народные картинки. Таков ранний образ Родня Христова в церкви (ок. 1480, Амстердам, Рейксмузеум). Обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в нее особую задушевность. В Поклонении волхвов (1490—1495, Прага, Нац. Галерея) художника интересуют не только фигуры первого плана — Мария и волхвы, каждый из которых весьма индивидуален. Ему важно также детально показать растянувшуюся по улицам городка кавалькаду их свиты. Дополнительные подробности усиливают трогательно-умиленное настроение сцены. Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве. Так, на одной из сторон единственно сохранившейся двухсторонней створки большого алтаря (где изображено сожжение останков Иоанна Крестителя.
1484, Вена, Музей истории искусства) дан групповой портрет заказчиков — монахов ордена иоаннитов. Тем самым заложены основы жанра корпоративного портрета, получившего большое распространение в XVI—XVII вв. Здесь же сделана чрезвычайно экспрессивная попытка разграничить земных носителей добра и зла. Благородному облику иоаннитов противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами. По-новому трактована Гертгеном и тема Рождества (1480— 1490, Лондон, Нац. Галерея) — один из первых "ноктюрнов", ночных сцен, в изобразительном искусстве. Мрак ночи озаряется тут светом, исходящим от божественного младенца, Девы Марии и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья. Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина Иоанн Креститель в пустыне (1485— 1490, Берлин, Гос.
Музеи). Меланхолии пригорюнившегося святого словно вторит тихий лирический пейзаж с золотящимися от закатного света деревьями, извивающейся речкой и порхающими птицами. В нескладной фигуре с некрасивым, но обаятельным лицом художник словно провидит "рембрандтовский" идеал будущего, подразумевающий первенство нравственного величия перед физической красотой. Вероятно, под воздействием предреформационных идей возник полный острого драматизма образ Христа Страждущего (Утрехт, музей архиепископа). Натурализм израненного тела Спасителя причудливо и противоречиво сочетается тут с традиционно-средневековым золотым фоном.Лит. Vogelsang W. Geertgen tot Sint Jans. Amsterdam, 1942. Boon K. G. Geertgen tot Sint Jans. Amsterdam, 1967.
Chatelet A. Gerard de Saint-Jean et la peinture dans le Pays-Bas du Nord au XV-eme siecle. Paris, 1979. Vol. 1, 2..
Дополнительный поиск Гертген
На нашем сайте Вы найдете значение "Гертген" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гертген, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 7 символа