Гисланди

157

, Витторе (Ghislandi, Vittore), известный под именем фра Гальгарио (Fra Galgario) 1655, Бергамо — 1743, монастырь Гальгарио, близ Бергамо. Североитальянский живописец. Портретист. В Бергамо учился у Дж. Котта и флорентийца Б. Бьянкини. В 1675 приехал в Венецию, где стал монахом монастыря Св. Франциска, получив имя фра Витторе. Изучал живопись Тициана и Веронезе. В 1688 возвратился в Бергамо. В 1693 снова переехал в Венецию и поступил в мастерскую живописца С. Бомбелли, начал писать самостоятельно портреты. В 1701 навсегда поселяется в Бергамо. Становится монахом монастыря Гальгарио и берет имя фра Гальгарио. Из Бергамо выезжал только в 1717 в Болонью, где стал известен и удостоился титула почетного члена Климентинской академии.

Несколько раз также посетил Милан, выполняя портреты знатных заказчиков. В Милане познакомился с живописью портретиста С. Адлера, оказавшего влияние на манеру художника 1710—1720-х. Ранние произведения Гисланди, созданные в период 1690—1710-х, — Чечилия Коллеони (Бергамо, частное собрание), Старуха (Рим, частное собрание), Портрет отца (Рим, частное собрание) — исполнены в манере, напоминающей работы портретистов Бергамо Морони и К. Черези. Яркий холодный свет выделяет полуфигуры из темного фона. Колорит, скупо оживленный более светлыми пятнами синего и белого, разнообразными оттенками желтого в одежде портретируемых, несколько статичные позы моделей и застывшие выражения их лиц, подчеркнутая объективность в передаче возраста свидетельствуют о следовании художником ломбардской портретной традиции.

Портреты, выполненные на протяжении второго и третьего десятилетий XVIII в., говорят о восприимчивости молодого живописца из Бергамо, овладении им приемами венецианской живописной школы. Образы ломбардских аристократов (Портрет дворянина, Болонья, собрание Молинари-Праделли. Маркиз Дж. М. Рота и капитан А. Бринцаго, Бергамо, частное собрание. Знатный маркиз Пьевани-Гвидотти, Бергамо, галерея Академии Каррара. Молодой человек в треуголке, Милан, галерея Польди-Пеццоли) еще по-барочному импозантны. Торжественным позам и жестам портретируемых, изысканному лаконизму диагональной композиции в парных портретах вторят часто избираемые художником овальные или удлиненные вертикальные форматы. Виртуозно освоенная в мастерской Бомбелли венецианская манера письма с ее тонально насыщенным легким мазком и декоративностью усиливает впечатление изысканности и представительности моделей.

По-венециански декоративное разнообразие оттенков цвета в написании костюмов кавалеров и дам, их треуголок, тюрбанов, камзолов и великолепных белоснежных локонов a la Людовик XIV сведено к единой плавной тональности. Тонкое чувство гармонии цвета является в портретах этого времени значительно более сильной стороной, чем передача характера, порой заслоняемого великолепием костюма. Но в лучших портретах, созданных в 1730—1740-е, — Антиквар Ф. М. Брунтино, Молодой художник (оба — Бергамо, галерея Академии Каррара), Архитектор Дж. Б. Каньяна (Бергамо, частное собрание), Живописец (Будапешт, Музей изобразительных искусств), Молодой прелат (Милан, частное собрание), Клелия Бондури (Рим, частное собрание) — художник изображает духовно близких ему людей, подчеркивает их интеллект, талант, энергию.

По сравнению с этими одухотворенными образами портреты ломбардских аристократов выглядят костюмированными и смотрятся уже произведениями прошлого века. К этому созданному Гисланди совершенно новому для итальянской культуры XVIII столетия типу портрета относятся и два автопортрета художника (1737, Бергамо, галерея Академии Каррара. Милан, Кастелло Сфорцеско). Гисланди изображает атрибуты профессии художника, этим приемом как бы концентрируя внимание зрителя на внешних приметах социальной сферы, к которой принадлежит модель. Но в автопортретах ему в наибольшей степени удалось раскрыть и внутренний мир художника XVIII столетия, который впервые осознал свое предназначение не только как внимательного наблюдателя, но перед которым открылась и возможность творческой свободы в оценке мира.

Гисланди стал создателем портрета нового века — века Просвещения. Его творчество оказало значительное влияние на европейский портрет XVIII столетия.Лит. Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Pelandi L. Fra Galgario. Roma, 1934. Locateli-Milesi A. Fra Galgario. Bergamo, 1945. Fra Galgario e il Settecento in Bergamo. Mostra, luglio-settembre, 1955. Bergamo, 1955. Pallucchini R. Fra Galgario. Bergamo, 1967..

Значения в других словарях
Гиберти

, Лоренцо (Ghiberti, Lorenzo) 1381, Флоренция — 1455, Флоренция. Итальянский скульптор, один из ведущих мастеров Раннего Возрождения. Сын некой Моны Фьоры и Чоне Гиберти, рано бросившего семью. Был усыновлен вторым мужем своей матери ювелиром Бартоло ди Микеле. Вплоть до 1444 именовал себя во всех документах как Лоренцо ди Бартоло. Только в 1444, после рассмотрения в суде анонимного доноса, обвинившего скульптора в том, что он незаконнорожденный, мастер, доказав, что он законный сын Чоне Гиберти..

Гирландайо

, Доменико (Ghirlandaio, Domenico), наст. Имя Доменико ди Томмазо Бигорди 1449, Флоренция — 1494, Флоренция. Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Ученик А. Бальдовинетти. Работал во Флоренции, Сан Джиминьяно (1495), Риме (1481). Вместе с братом Давидом возглавлял во Флоренции обширную мастерскую, имел многочисленных учеников, в числе которых были Микеланджело и Ф. Граначчи. Обаятельный, но несколько эклектичный живописец, испытавший влияние своих флорентийских современников и нидер..

Глез

, Альбер (Gleizes, Albert) 1881, Париж — 1953, Авиньон. Французский живописец и теоретик искусства. Обучался мастерству у своего отца, художника по тканям. В ранний период (1901—1907) писал импрессионистические пейзажи, затем, продолжая работать в том же жанре, обратился к обобщенным формам, очерченным четкой линией (Берега Марны, 1909, Лион, Музей изящных искусств). В дальнейшем, сблизившись с Ле Фоконье и Метценже, примкнул к направлению кубизма. В 1912 был участником кубистической выставки "З..

Гоген

, Поль (Gauguin, Paul) 1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские о-ва. Французский живописец, скульптор, график, керамист. Специального художественного образования не получил. Рано лишился отца, воспитывался в семье матери, принадлежавшей к влиятельному перуанскому роду. Экзотическая природа, яркие национальные костюмы, многоцветье местного колорита, беззаботная жизнь в поместье дяди дона де Тристан в Лиме запечатлелись в памяти как образ счастья, и, возможно, вся последующая жизнь Гогена с ее мета..

Дополнительный поиск Гисланди Гисланди

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гисланди" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гисланди, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа