Гонсалвиш

169

, Нуно (Goncalves, Nuno) 1430 (?) — 1492 (?). Португальский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего европейского Возрождения. Сведения о его жизни крайне скудны. Возможно, он учился в Португалии, затем во Фландрии, где в Турне — центре фламандского ковроделия — работал над картонами для шпалер. В 1450—1472 придворный художник португальского короля Афонсо V. Обнаруженные документы свидетельствуют об увеличении его жалованья (1452), о владении им угодьями и домами (1453). Имя Гонсалвиша вошло в историю мирового искусства только в начале XX в. Представление об его творчестве исчерпывается единственным произведением — огромным Алтарем Св. Винцента, разрозненные створки которого были обнаружены в 1882 в лиссабонском монастыре Сан Винсенте де Фора.

Исследование алтаря (первая публикация в 1910), его истолкование, идентификация персонажей до сих пор порождают множество проблем и научных разногласий. На основании возраста изображенных исторических лиц алтарь датируется 1465—1467. Остается загадкой появление на почве Португалии, не знавшей в ту пору значительной живописной традиции, художника, достигшего столь мощного по творческой силе воплощения целой исторической эпохи. После тщательного изучения композиции алтарь Гонсалвиша с 1940 экспонируется в Лиссабоне, Нац. Музее старого искусства, в виде шестичастного полиптиха (дерево, масло, темпера. Высота более 2 м, ширина центральных створок — 1,28 м, боковых 0,64 м). Изображено поклонение св. Винценту, покровителю Лиссабона и Португалии, представителей королевского дома, рыцарей, мореплавателей, духовенства, монахов, рыбаков.

Фигуры, почти в натуральный рост, размещены одна над другой в трех условных зонах и представляют галерею остро индивидуальных портретов. Различные по характеру и положению люди опалены дыханием сурового времени, объединены духовным родством. Гонсалвиш воспевает свою родину — страну подвига и дерзновенных исканий. Антропоцентрическая концепция личности наполняет его произведение подлинно ренессансным звучанием. Уравновешенность групп, преобладание больших цветовых плоскостей, пластичность мазка способствуют единству композиции. По самому типу алтаря, по конкретности восприятия, по ощущению драгоценности сияющих красок полиптих обнаруживает близость с произведениями нидерландских мастеров. Младший современник Я.

Ван Эйка, португальский художник, несомненно, знал его работы. Но по степени художественного обобщения, по исполненным силы и значительности человеческим образам, по умению организовать крупные живописные и пластические массы Гонсалвиш оказался ближе к искусству итальянского кватроченто, недаром его полиптих по величию и мощи напоминает монументальную фреску. Известно, что Гонсалвиш создал в Португалии большие алтарные произведения. В 1470 алтарь для города Синтры и другой алтарь, посвященный св. Винценту, для лиссабонского собора — все они не сохранились. Приписываемые мастерской и даже школе Гонсалвиша картины не вышли за пределы упрощенного подражания некоторым его внешним приемам. Искусство Гонсалвиша представляет собой уникальное явление не только в истории португальской, но и мировой живописи.Лит.

Егорова М. Алтарь Св. Винцента работы Нуньо Гонсалвиша // Искусство. 1968. № 2. Каптерева Т. П. Искусство Португалии. М., 1990. Fiquecredo J. De O. Pintor Nuno Goncalves. Lisboa, 1910. Saraiva A. G. Os Paneis do Infante Santo. Leiria, 1925. Dos Santos R. Nuno Goncalves. Lisboa, 1955. Gusmao A. De. Nuno Goncalves. Lisboa, 1958. Dos Santos Carvalho G. Iconografia e simbolica do Poliptico Sax Vincente de Fora. Lisboa, 1965..

Значения в других словарях
Гольбейн

(Хольбейн), Ганс Младший (Holbein, Hans der Jungere) Между 1497—1498 (зимой), Аугсбург — 1543, Лондон. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца — живописца Ганса Гольбейна Старшего. В 1515—1517 вместе с братом Амброзиусом — подмастерье у живописца Г. Гербстера в Базеле. В 1518—1519, по-видимому, совершил поездку в Северную Италию (Ломбардия, Милан). С 1519 вступает в гильдию живописцев и заводит собственную мастерскую в Базеле, где остается до 1526. В конце 1523 — начале 1524..

Гольбейн, Ганс Старший

(Holbein, Hans der Altere) Ок. 1465, Аугсбург — 1524, Изенгейм. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Предположительно учился у Шонгауэра. Обязательные для молодого художника, претендовавшего на звание мастера, "годы странствий" провел в Германии и, возможно, в Нидерландах. В 1494 поселился в Аугсбурге, где основал мастерскую живописи, в которой учились многие крупные художники, в том числе его сыновья — Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший. Выезжал для работы в Ульм (1493), Франкфурт-на-М..

Гонсалес

, Хулио (Gonzalez, Julio) 1876, Барселона — 1942, Аркёй, близ Парижа. Испанский скульптор и живописец. С детства работал в мастерской отца, занимавшегося обработкой металла и ювелирным делом. Одновременно обучался живописи и рисунку в художественной школе Барселоны. В 1900 вся семья переселилась в Париж, где завязалась долгая дружба Гонсалеса с Пикассо. В первые десятилетия пребывания в Париже работал как ювелир и писал картины в манере Пюви де Шаванна. С середины 1920-х обратился к скульптуре. ..

Госсарт

, Ян (Gossaert, Jan), прозв. Ян ван Мабюзе (van Mabuse) Ок. 1478—1480, Мобеж, ныне Франция — ок. 1533, Миддельбург. Нидерландский живописец. Учился в Брюгге. В 1508—1509 посетил Италию, делал зарисовки античных памятников Рима. Работал в Антверпене (1500-е), Миддельбурге (1504—1517 и 1524—1533) и Утрехте (1517—1524). Пребывание в Риме в те годы, когда там работали величайшие мастера Высокого Возрождения — Браманте, Микеланджело, Рафаэль, знакомство с искусством античного Рима произвели огромное ..

Дополнительный поиск Гонсалвиш Гонсалвиш

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гонсалвиш" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гонсалвиш, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа