Гудон

326

, Жан Антуан (Houdon, Jean-Antoine) 1741, Версаль — 1828, Париж. Французский скульптор, выдающийся портретист. Гудон сумел создать такие яркие и достоверные портреты своих знаменитых современников, благодаря которым перед нами предстает духовный образ эпохи Просвещения, эпохи великих мыслителей, писателей, ученых — Вольтера, Руссо, Дидро и др. Сын привратника при Школе избранных учеников Академии живописи и ваяния, Гудон, по его словам, "стал заниматься скульптурой с девятилетнего возраста". В 1756 официально зачислен в Школу Академии живописи и ваяния. Учился у Слодца, Ж.-Б. Лемуана, Пигаля. В 1761 за барельеф Царица Савская подносит дары царю Соломону получает первую премию, дающую право на обучение в Италии.

До отъезда в Рим он должен был совершенствовать свое мастерство еще в течение трех лет (1761—1764) в Школе для избранных учеников, где особое внимание обращалось на обработку мрамора, читались лекции по истории, мифологии. Во Французской академии в Риме (1764—1768) Гудон изучал и копировал произведения античной скульптуры, работы Бернини, Микеланджело и других. Посещал больницу Св. Людовика. Здесь хирург Сегюир обучал учеников анатомии на трупах. Эти знания пригодились молодому скульптору при выполнении первого большого заказа на статую Иоанна Крестителя (1766—1767, Рим, вилла Боргезе — уменьшенный вариант) и св. Бруно (1766—1767, Рим, церковь Санта Мария дельи Анжели). Для большей уверенности Гудон, прежде чем лепить Иоанна Крестителя, создал статую Человек с обнаженной мускулатурой — Экорше (1766—1767.

1792, оба — Париж, Школа изящных искусств) в той же позе, в какой он задумал Иоанна. Так появилось одно из лучших пособий для изучения анатомии человека — копиями с него пользовались затем в течение многих лет в художественных учебных заведениях всего мира. На основе этого этюда мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя, идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя. Статуя основателя картезианского монашеского ордена Св. Бруно представляет сурового человека в состоянии глубокой духовной сосредоточенности. Спокойная поза, простота и ясность композиции, строгий ритм объемов и линий подчеркивают это впечатление. Влияние античной скульптуры ощутимо в Весталке (ок. 1768, Нью-Йорк, Вильденштейн и Ко.

1788, Париж, Лувр), Морфее (ок. 1769, Гота, Шлоссмузей. 1777, Париж, Лувр), в композиции Жрец Луперкалии (ок. 1768, Гота, Шлоссмузей), Диане (1790, Париж, Лувр), Аполлоне (1790, Лиссабон, Музей Гильбенкана). Однако областью, в которой талант Гудона раскрылся в полную силу, была портретная пластика. Он автор нескольких сотен выразительных портретов известных людей Франции, России, Германии, Америки и других стран. Подчас он лепил одну и ту же модель по несколько раз, в разных материалах, добиваясь наибольшей духовной и внешней достоверности. Д. Дидро (1771. 1775, оба — Париж, Лувр), Ж.-Ж. Руссо (1778, Париж, Лувр. Шверин, Гос. Музей), Ж. Л. Даламбер (1778, Шверин, Гос. Музей), Ж. Бюффон (1782, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. 1783, Париж, Лувр), Маркиз де Лафайет (1785, Бостон, Атенеум.

1787, Ричмонд, Вирджиния, Капитолий. 1790, Версаль, дворец), Мирабо (1791, Париж, Лувр). Особенно удавались художнику изображения творческих людей. Мощная энергия духа, властная сила, концентрированность мысли воплощены Гудоном в Портрете композитора Глюка, отмеченного простотой и лаконизмом художественного решения (1775, Веймар, библиотека). Лицо композитора не отличается красотой или правильностью черт, к тому же скульптор передал оспины, которыми оно изборождено. Гудону удалось передать, казалось бы, непередаваемое — вдохновение и творческую волю гения. Выразителен и артистичен Портрет Мольера (1778, Париж, "Комеди Франсез". 1778, Нью-Йорк, Принстон, библиотека Университета). Значительное количество заказов получал Гудон из России.

Бюст Екатерины II (1773), Молодая девушка (1775), Лизочка (1775, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), надгробие князя М. М. Голицына (1774, Москва, Донской монастырь). По заказу Екатерины II сделал повторение своей знаменитой статуи Вольтер, сидящий в кресле (1781, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. 1778, Париж, "Комеди Франсез"). В облике Вольтера воплотились наиболее яркие и характерные черты человека эпохи Просвещения. Проницательность, ироничность, мощь интеллекта. Статуя пронизана движением, лицо философа источает энергию, на губах язвительная улыбка — кажется, будто человек запечатлен в момент оживленного разговора с невидимым собеседником. Гудон остро чувствовал черты национального характера позирующих ему людей.

В серии портретов деятелей молодого государства Соединенных Штатов Америки мастер подчеркивает мужество, волю к действию, целеустремленность. У большинства из них уверенная осанка, горделивая посадка головы, умный, властный взгляд, четкие, словно вырубленные в камне объемы лица, энергичные, чуть выдающиеся вперед подбородки (Б. Франклин, 1778, Нью-Йорк, музей Метрополитен. Пол Джонс, 1781, Аннаполис, Морская академия. Б. Джефферсон, 1789, Бостон, Музей изящных искусств). Когда Гудону предложили заказ на памятник генералу Джорджу Вашингтону — первому президенту Соединенных Штатов Америки, художник непременным условием поставил поездку в Америку, чтобы лепить с натуры. В 1785, оставив все дела, скульптор отправился за океан.

Он создает прекрасный бюст Вашингтона (1785, Маунт Вернон), снимает гипсовую маску с лица, делает ряд набросков и рисунков фигуры. Работу над большой статуей Джорджа Вашингтона в рост продолжает во Франции (1788, установлен в 1796, Ричмонд, Капитолий). Монумент отличается строгостью и простотой. Вашингтон представлен в современном военном мундире, его образ значителен и исполнен благородства и чувства достоинства. Гудон продолжал экспонировать свои произведения вплоть до 1814. В 1806 в Салоне был показан ряд его работ, в том числе портреты Наполеона и Жозефины. На постаменте бюста Наполеона Гудон с гордостью начертал. "Его Величество Император и Король вылеплен с натуры. Сен-Клу. Август 1806. Гудон сделал". Император представлен "a l’antique", с обнаженной грудью, прямоугольный постамент образует подобие античной гермы (1806, Дижон, Музей изящных искусств).

От портрета веет холодом и официальной отстраненностью. Более человечен бюст Наполеона в военном мундире (1808, Версаль). Обаятельную страницу творчества Гудона являют произведения мастера, выполненные не на заказ, а "для души". Это, как правило, изображения членов семьи, детей. Одно из лучших творений пластики XVIII в. — исполненный лукавой грации Портрет жены (1787, Париж, Лувр). Лицо Мари Анж живет, дышит, искрится радостью. Редчайший пример в пластике, когда улыбка не кажется застывшей гримасой, а естественна и привлекательна. Мастер добивается подобного впечатления тем, что смеются не только губы, а светлые лучистые глаза, ямочки на щеках, дрогнувшие на взлете брови. Столь же естественны у Гудона лица детей — трех своих дочерей он лепит неоднократно и с любовью, с самого раннего возраста, передавая характер и нрав каждой из них.

Исполнены обаяния портреты детей архитектора Броньяра (Луиза, 1777. Александр, ок. 1777, оба — Париж, Лувр. Имеются многочисленные повторения в разных материалах). Много труда и изобретательности вкладывает скульптор в обработку глаз. Тщательно моделируется глазное яблоко. Не прибегая к раскраске, Гудон умеет передавать цвет глаз — он вырезает поверхность радужной оболочки, углубляя ее. Для светлых глаз немного, чем темнее глаза, тем выемка делается глубже. Затем в радужной оболочке просверливается отверстие на месте зрачка, иногда вокруг делаются бороздки или дырочки — глаза начинают как бы лучиться. Рядом со зрачком просверливается еще одно отверстие и в нем укрепляется стерженек, выступающий над роговицей — свет, падая на него, создает впечатление живого, человеческого взгляда.

У произведений Гудона "глаза полны жизни" (Гримм). В течение многих лет Гудон преподавал в Школе изящных искусств (1805—1823). Наследие мастера огромно. Его взгляд на роль художника в обществе созвучен эстетике эпохи Просвещения. Мастер писал. "Одним из прекраснейших свойств столь трудного искусства ваяния является возможность сохранить во всей подлинности черты и сделать почти нетленными образы людей, которые создали славу и благоденствие своей Родины. Эта мысль всегда сопутствовала мне и вдохновляла меня в моих долголетних трудах".Лит. Арнасон Г. Г. Скульптура Гудона. М., 1982. Reau L. Houdon. Paris, 1965. Vol. 1—2..

Значения в других словарях
Грюбер

, Франсис (Gruber, Francis) 1912, Нанси — 1948, Париж. Французский живописец. Родился в семье художника, мастера витражей. В 1916 семья переехала в Париж, где рано проявившийся талант художника развивался под руководством его отца, а также Манесье и Брака, проживавших по соседству. В 1929—1932 обучался живописи в Скандинавской академии у Дюфрена и Фриеза. Уже в 18-летнем возрасте познал первый успех на Осеннем салоне 1930. Ранние работы романтического плана отмечены влиянием его любимых художник..

Губер

(ХУБЕР), Вольф (Вольфганг) (Huber, Wolf) Ок. 1485, Фельдкирх, Форарльберг — 1553, Пассау, Бавария. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Один из ведущих мастеров дунайской школы. Учился, по-видимому, у отца, художника Ганса Губера. Обязательные для молодых немецких художников "годы странствий" (ок. 1510) провел в живописных альпийских и придунайских местностях. Работал в Пассау при дворе князя-епископа (с нач. 1510-х). В конце 1520-х посетил Вену. Первоначально Губер занимался преимуще..

Гужон

, Жан (Goujon, Jean) Ок. 1510, Руан — 1564/1568, Болонья (?). Французский скульптор, архитектор, график, теоретик. Творчество Гужона, как и его современников — писателя Франсуа Рабле, поэта Пьера Ронсара, — знаменовало собой эпоху расцвета Ренессанса во Франции. Сведений о жизни Гужона сохранилось немного. Первые упоминания о нем найдены в архивах Руана за 1541, где он назван городским архитектором и скульптором. Предполагают, что он побывал в Италии, посетил Рим, испытал влияние итальянского зо..

Гуиди

, Доменико (Guidi, Domenico) 1625, Каррара, Неаполь — 1710, Рим. Итальянский скульптор. Мастер барокко. Учился у своего дяди Дж. Финелли в Неаполе. С 1649 работал в Риме, был учеником и помощником А. Альгарди. Имел впоследствии свою мастерскую в Риме, как и Э. Феррата. В 1670—1675 был президентом Академии Св. Луки в Риме. После смерти Бернини, Феррата, Раджи, стал ведущим мастером Рима, имел заказы из Франции, Германии, Испании, с Мальты. Его образам присуща некоторая холодная патетика, театраль..

Дополнительный поиск Гудон Гудон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гудон" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гудон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа