Гуттузо

230

, Ренато (Guttuso, Renato) 1912, Багерия, близ Палермо — 1987, Рим. Итальянский живописец, представитель неореализма в изобразительном искусстве. Изучал право и классическую филологию в Палермском университете. Первые профессиональные навыки получил в мастерской палермского ремесленника, занимавшегося росписью повозок. В 1931 переехал в Рим, затем в Милан. В 1938 стал одним из основателей журнала Корренте и одноименной группировки художников-антифашистов. В 1940 вступил в коммунистическую партию. В работах 1930 — начала 1940-х, отмеченных влиянием экспрессионизма, ярко проявилась социально-политическая направленность творчества Гуттузо — его вера в созидательную энергию трудового народа, ненависть к диктатуре (Бегство с Этны, 1939.

Распятие, 1941—1942, обе — Рим, Нац. Галерея современного искусства). В 1943 Гуттузо включился в движение Сопротивления, вступив в одну из партизанских бригад. Как отклик на жестокую расправу гитлеровских солдат с заложниками возникла серия рисунков Gott mit uns. (1944). В 1946 Гуттузо стал инициатором "Нового фронта искусств", объединившего художников-антифашистов разных творческих направлений, а после его распада возглавил группировку неореалистов. Стиль зрелого Гуттузо сложился в результате ассимиляции опыта экспрессионизма, кубизма, внимательного изучения творчества Пикассо и мастеров XIX в. (Делакруа, Жерико, Гойи, Домье, Курбе). В его крупномасштабных полотнах, возобновляющих традицию многофигурной исторической картины, динамичность сцен массового действия сочетается с выразительностью индивидуальных характеристик отдельных персонажей (Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии, 1948, Берлин, Академия художеств.

Битва у моста Аммиральо, 1951—1952, Милан, библиотека Фельтринелли). Особая энергоемкость композиции достигается плотным заполнением пространства массивными, рельефно прорисованными формами, высокой цветонасыщенностью, оптической отчетливостью всех деталей переднего и заднего планов. Общая панорама события складывается из множества ясно очерченных индивидуальных фигур, требующих последовательного рассматривания. В середине 1950-х Гуттузо создал серию картин, посвященную горнякам Сицилии. В нее входят крупноплановые образы рабочих, напрягшихся в мучительном усилии, и большое обобщающее полотно Серные копи (1955, Кортина д’Ампеццо, Центр культуры), в котором кряжистые, изможденные тела горняков метафорически сопоставляются каменистым рельефам шахты.

Этот принцип синерамы, "монтажа кадров", сливающихся в единый пространственный поток, Гуттузо осуществлял и в работах на темы жизни современного города. Изображая буйный танец молодежи (Буги-вуги в Риме, 1953, Рим, частное собрание), скопление людей на пляже (Пляж, 1955—1956, Парма, Нац. Галерея), художник соединяет в одной картине ряд острых портретных характеристик, микроэпизодов, выхваченных быстрым взглядом из потока жизни. В портретном творчестве Гуттузо, тесно связанном с его тематическими картинами, выделяются работы двух типов. Композиционные портреты, отличающиеся многогранной характеристикой личности модели (Рокко с сыном, 1960, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Рокко с патефоном, 1960—1961, Москва, Гос.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Джоаккино Гуттузо, землемер, 1966, Багерия, Гор. Галерея современного искусства. Альберто Моравиа, 1982, Рим, частное собрание), и быстрые, выразительные зарисовки анонимных, случайно повстречавшихся людей, в которых как на моментальном снимке запечатлелся характерный жест, взгляд, поворот головы, упавший на лицо солнечный луч (Девочка с мороженым, 1958, Милан, частное собрание. Человек, пересекающий площадь, 1958, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В этом внимании к рядовому "человеку с улицы" проявилась близость художника к кинематографу итальянского неореализма. С конца 1950-х в живописи Гуттузо усиливаются экспрессионистические проявления.

Цвет обретает особую интенсивность, пространство складывается из пересекающихся перспектив со множеством точек схода, отдельные фигуры и группы изображаются в разных масштабах и рассогласованных ракурсах. "Плавающая" перспектива позволяет художнику, как при съемках движущейся камерой, приближать и отдалять фигуры, менять угол зрения, укрупнять детали, "вводить в фокус" заголовки газет, журналов, листовок (Дискуссия, 1959—1960, Лондон, галерея Тейт. Толпа, 1960, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Похороны Тольятти, 1972, Болонья, Галерея современного искусства). Со второй половины 1960-х социальная тематика в творчестве Гуттузо дополняется ретроспекциями, ностальгическими воспоминаниями. Автобиографический цикл (1966) посвящен людям и пейзажам Сицилии — местам, где прошли детство и юность художника.

В последующих циклах 1970-х Посещения и Аллегории картины современной действительности наполняются цитатами из классического искусства (Посвящается мастеру Авиньонской Пьеты, Грюневальду и Пикассо, 1973, Милан, галерея Тонинелли. Кафе "Греко", 1976, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Гуттузо занимался также печатной графикой и оформлением театральных спектаклей.Лит. Берджер Дж. Ренато Гуттузо. М., 1962. Ренато Гуттузо. Альбом / Сост. И вступ. Ст. А. Г. Барская и Ю. А. Русаков. Л. М., 1965. Renato Guttuso. Каталог выставки / Авт. Вступ. Ст. В. Горяинов. М., 1972. Crispolti E. Catalogo Ragionato dei dipinti di Renato Guttuso. Milano, 1983—1985. Brandi C. Guttuso. Milano, 1983..

Значения в других словарях
Гуиди

, Доменико (Guidi, Domenico) 1625, Каррара, Неаполь — 1710, Рим. Итальянский скульптор. Мастер барокко. Учился у своего дяди Дж. Финелли в Неаполе. С 1649 работал в Риме, был учеником и помощником А. Альгарди. Имел впоследствии свою мастерскую в Риме, как и Э. Феррата. В 1670—1675 был президентом Академии Св. Луки в Риме. После смерти Бернини, Феррата, Раджи, стал ведущим мастером Рима, имел заказы из Франции, Германии, Испании, с Мальты. Его образам присуща некоторая холодная патетика, театраль..

Гус

, Хуго ван дер (van der Goes, Hugo) Ок. 1440, Гент (?) — 1482, монастырь Родендале близ Брюсселя. Нидерландский живописец. О начальном этапе его творчества сведений не сохранилось. С 1465 работал в Генте, в 1467 стал мастером гильдии живописцев, в 1474 — ее деканом. В 1476 удалился в монастырь, живя там как светское лицо. Ок. 1481 посетил Кёльн. В последние годы был подвержен приступам душевной депрессии. Писал главным образом алтарные композиции, но также занимался декоративной живописью. В 146..

Гуччи

, Санти (Gucci, Santi) Ок. 1530, Флоренция — ок. 1600, Пиньчув. Итальянский скульптор и архитектор Позднего Возрождения. Учился, по-видимому, во Флоренции. С середины 1550-х работал в Польше. Придворный архитектор польских королей. В начальный период своего пребывания в Польше Гуччи работал в Кракове, выполняя заказы королевской семьи. Позднее его деятельность развернулась в городке Пиньчув (Келецкое воеводство в центральной части страны), где он основал мастерскую. Большие залежи песчаника и ра..

Гюнтер

, Франц Игнац (Gunther, Franz Ignaz) 1725, Альманштейн — 1775, Мюнхен. Немецкий скульптор. Крупный мастер позднего рококо, работавший в Южной Германии. Три крупные работы мастера — Пьета (1758, Кирхейзельфинг, ок. Вассербурга, церковь Св. Руперта), Пьета (1764, Вейарн, церковь монастыря августинцев), Пьета (1774, Неннинген, кладбищенская церковь) — ознаменовали последовательное развитие манеры скульптора от рококо к неоклассицизму. Все группы исполнены в технике раскрашенного дерева. Наиболее эф..

Дополнительный поиск Гуттузо Гуттузо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуттузо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуттузо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа