Дали

283

, Сальвадор (Dali, Salvador) 1904, Фигерас, Каталония — 1989, Фигерас. Испанский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Мадрида (1921—1922, 1925—1926). Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений. Приехав в Париж в 1929, Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В конце 1920-х сложился его "параноико-критический метод", который художник определил как "спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций". Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности.

Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью (Мрачная игра, 1929, Париж, частное собрание). Постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника. Костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики (Постоянство памяти, 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля, 1936, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали. Сон, 1937, частное собрание). Мотивы сексуальных извращений, жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн (Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия, Музей искусств.

Осенний каннибализм, 1936, Лондон, галерея Тейт. Изобретение монстров, 1937, Чикаго, Институт искусств). В 1930-х живопись Дали наполняется зрительными парадоксами. Фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование (Метаморфоза Нарцисса, 1937, Лондон, галерея Тейт. Возникновение лица и вазы для фруктов на пляже, 1938, Хартфорд, Коннектикут, Уэдсворт Атенеум. Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера, 1940, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Обращаясь к классическим произведениям, художник перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном (Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол <Феноменологическая теория "мебели-пищи">, 1934, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали.

Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле, 1934—1935, частное собрание). В 1934 возник конфликт Дали с другими участниками сюрреалистического объединения. В 1939 произошел окончательный разрыв, поскольку сюрреалисты сочли неприемлемыми его политические воззрения (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощенное понимание эстетической программы движения. Порвав отношения с группой А. Бретона, Дали тем не менее продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного искусства обеспечили художнику коммерческий успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всем мире.

В 1948 Дали вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о своей приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистических композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики (Мадонна де Порт-Льигат, 1950, частное собрание. Христос Хуана де ла Круса, 1951, Глазго, Художественная галерея и музей. Тайная вечеря, 1955, Вашингтон, Нац. Галерея). В той же манере выполнены полотна на исторические и мифологические темы (Атомная Леда, 1949, Фигерас, Музей Дали. Открытие Америки Христофором Колумбом, 1958—1959, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Моделью для многих из них послужила жена художника Гала (наст. Имя Елена Делувина-Дьяконова). Картины 1970-х написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтической живописи (Дикий пейзаж с обнаженными, 1970, частное собрание).

В 1973 художник основал на своей родине, в Фигерасе, Музей Дали, в котором жил с 1986 до смерти. Дали работал во многих областях художественного творчества. В скульптуре, графике, прикладном искусстве, в театре и кино. Его перу принадлежит ряд автобиографических, литературных и теоретических сочинений.Лит. Дали С. Дневник одного гения. М., 1991. Рожин А. И. Сальвадор Дали. Миф и реальность. М., 1992. Сальвадор Дали. Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992. Дали без границ. Выставка произведений. М., 1994. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1996. Дешарн Р. И Н. Сальвадор Дали. Лозанна, 1996. Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997..

Значения в других словарях
Давид, Жак Луи

(David, Jacques Louis) 1748, Париж — 1825, Брюссель. Французский живописец. Выразив художественные идеалы французского общества накануне, во время и после Революции 1789, выступил не только как один из крупнейших мастеров просветительского классицизма, а затем ампира, но и как один из великих основоположников нового искусства XIX в. В целом — искусства, ставящего своей сверхзадачей более активное вторжение в жизнь, более сложное и драматическое взаимодействие с социальной действительностью свое..

Дайс

, Уильям (Dyce, William) 1806, Абердин — 1864, Лондон. Шотландский живописец и педагог. Начав учиться в школе Королевской академии художеств, вскоре покинул ее, чтобы отправиться в путешествие по Италии. Две поездки в Рим в 1825 и в 1827—1830 оказали определяющее влияние на формирование основных образно-стилистических принципов его искусства. Внимание начинающего художника привлекла итальянская живопись Раннего Возрождения, в особенности творчество Пинтуриккио, а также росписи Рафаэля в Ватикане..

Далу

, Эме Жюль (Dalou, Aime-Julies) 1838, Париж — 1902, Париж. Французский скульптор. Далу — ученик Ж. Б. Карпо и Ф. Ж. Дюре. Начинал как портретист и автор скульптуры малых форм. Участник Парижской коммуны, был вынужден эмигрировать в Англию (1871—1879). В 1875 побывал в Бельгии, где сильное впечатление на него произвело творчество П. П. Рубенса. Влияние фламандского мастера сказывается в динамичной раскованности композиции, в мощной энергии и чувственности форм, в живописной трактовке фактуры. Три..

Даль

, Иоганн Кристиан (Dahl, Johann Christian) 1788, Берген — 1857, Дрезден. Норвежский живописец, рисовальщик. Занимался у Й. Г. Мюллера в Бергене. С 1811 обучался в Академии художеств Копенгагена. С 1817 преподавал в классе рисунка. В 1818 в Дрездене познакомился с К. Д. Фридрихом, который оказал влияние на творчество Даля. С 1820 работал в Неаполе в качестве сопровождающего датского живописца Кристиана Фредерика. Увлекся пейзажем. Писал сцены извержения Везувия в Неаполе (Извержение Везувия, 1820..

Дополнительный поиск Дали Дали

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дали" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дали, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа