Дега

217

, Эдгар (Degas, Edgar) 1834, Париж — 1917, Париж. Французский живописец, график, скульптор. Участник выставок импрессионистов. Родился в состоятельной и культурной семье парижского банкира де Га. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845—1852). Некоторое время (1853) учился на юридическом факультете Парижского университета, с 1854 начал посещать мастерскую художника Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, боготворит Энгра. В 1855—1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. Много и плодотворно рисует, работает над портретом — это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей. Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок.

1858—1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. 1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). Тонкий психологизм, одухотворенность, ощущение тихой жизни души воплощены здесь с глубиной, сопоставимой с духовными открытиями литературы столетия, и в то же время внимание к форме, отточенность линии, каллиграфия рисунка заставляют вспомнить работы Фуке и Фр. Клуэ. Дега естественно вливается в национальную традицию, оставаясь при этом современным и творчески независимым. Проникновением во внутренний мир человека отмечен прекрасный Портрет отца, слушающего гитариста Паганса (ок. 1869—1872, Бостон, Музей изящных искусств). Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки.

Поездки в Италию, приобщение к наследию античности побудили Дега взяться за создание картины Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев (1860, переписана ок. 1880, Лондон, Нац. Галерея). Однако античность увидена здесь сквозь призму современности. Изображения юношей и девушек древней Спарты с их угловатыми формами, худыми телами, резкими движениями далеки от классических идеалов и напоминают скорее подростков парижских предместий. В 1861 Дега знакомится с Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа — пристанище молодых новаторов — Моне, Ренуара, Сислея и др., составивших ядро импрессионизма. Однако если Моне, Сислея, Писсарро привлекали в основном пейзаж, работа на пленэре, проблема передачи световоздушной среды, то главная тема Дега — город, парижские типы, посетители кафе и пр.

(Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). Душа его искусства — линия, острый, подчас гротескный рисунок. Его художественный интерес сосредоточен на воссоздании жизни в движении, стремлении схватить характерную позу, профессиональный или бытовой жест. Художника привлекает все, что движется, действует, отсюда и темы — скачки, бега, жокеи, лошади, балет, цирк, мир театра, кулис, репетиций и т. Д. Он любуется ловкими поджарыми жокеями, их профессиональной хваткой, великолепными скакунами, нарядной взволнованной толпой зрителей. Жокеи перед трибунами (ок. 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Экипаж на скачках (ок. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866—1868, Париж, частное собрание).

Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. Иногда театр для него — это феерия, волшебство (Звезда, ок. 1878, Париж, музей Орсе), иногда рутина, обыденность, утомительный труд (Репетиция балета на сцене, ок. 1876—1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен. Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. 1879, Нью-Йорк, собрание Фрик), иногда взволнованность перед выходом на сцену (Голубые танцовщицы, ок. 1897—1899, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Наряду с театром, скачками, цирком, где персонажи выступают перед публикой или в общении друг с другом, Дега любит писать человека в обыденной жизни, наедине с самим собой. Он создает целые серии "причесывающихся", "одевающихся", "выходящих из ванной", "занимающихся туалетом", "вытирающихся" и т.

Д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя. Их позы были исполнены изящества, движения — грации. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны. Такие сценки полны неожиданности, в них очарование естественности, нередко они балансируют на грани гротеска. Здесь возможны любые позы, любые жесты, самые причудливые, подчас нескладные — их оправдание в функциональной необходимости. Дотянуться губкой до нужного места, рассмотреть или расстегнуть блузку на спине, поскользнувшись, ухватиться за что-нибудь и т. Д. Перед сном (ок. 1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок.

1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872). У родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей). В Швейцарии (1882). В 1870—1871 принимал участие в обороне Парижа от пруссаков, тогда же простудился, после чего началось ухудшение зрения, приведшее к концу жизни художника к почти полной слепоте. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой. Он лепит то, что хорошо знает и любит. Балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие "па", воплощая саму душу балета — динамику (Большая арабеска, ок.

1880—1890, Париж, музей Орсе). Мастер утверждал своим искусством эстетическую ценность естественного, обыденного, того, что принято считать банальным, недостойным внимания художника. Он нацеливает восприятие зрителя на открытие прекрасного в окружающем мире. Художник может быть и восторженным почитателем, и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука — точностью ("островидец" — так иногда называли Дега). Каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком.Лит.

Тугендхольд Я. А. Эдгар Дега и его искусство. М., 1922. Дега. Альбом / Авт.-сост. Б. А. Зернов. Л. М., 1965. Русакова Р. Дега. М., 1968. Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М., 1971. Крючкова В. А. Дега. М, 2003. Lemoisne P. A. Degas et son ?uvre. Paris, 1946—1949. Vol. 1—4. Lassaigne J., Manervino F. Tout l’?uvre peint et sculpte de Degas. Paris, 1974. Gordon R., Forge A. Degas. New York, 1991..

Значения в других словарях
Дебре

, Оливье (Debre, Olivier) 1920, Париж — 1999, Париж. Французский живописец и график. Принадлежал к артистической семье, которая поощряла его рано проявившееся увлечение живописью. С 1938 обучался в Школе изящных искусств по классу архитектуры у своего дяди Жака Деба-Понсана. Ранние пейзажи выдержаны в импрессионистической манере. В период оккупации познакомился с Пикассо, оказавшим значительное влияние на его творческие ориентации. Участвуя в освобождении Парижа, получил ранение. По окончании во..

Девериа

, Эжен (Deveria, Eugene) 1805, Париж — 1865, По. Французский живописец эпохи романтизма. Учился у Жироде и Летьера, испытал влияние своего брата Ашиля, известного литографа и художника Л. Буланже. В Салоне 1827, ознаменованном триумфом романтизма, выставил картину Рождение Генриха IV (Париж, Лувр), которая прославила имя Девериа и стала самой известной его работой. Полотно привлекало занимательной и романтичной трактовкой исторической темы, детальным воспроизведением старинных костюмов, насыщенн..

Дезидерио да Сеттиньяно

(Desiderio da Settignano) Ок. 1430, Сеттиньяно — 1464, Флоренция. Итальянский скульптор. Возможно, учился у Бернардо Росселино, на творческое формирование Дезидерио значительное влияние оказали работы Донателло. Происходил из семьи мраморщиков и скульпторов, работавших в городке Сеттиньяно близ Флоренции, два его старших брата Франческо и Джерри были записаны во Флоренции в цех каменщиков и скульпторов. В 1453 в этот цех вступил и Дезидерио, открывший во Флоренции собственную мастерскую. Творчес..

Декан

, Александр Габриель (Decamps, Alexandre Gabriel) 1803, Париж — 1860, Фонтенбло. Французский живописец и график, близок к романтизму. Несколько месяцев учился у А. Де Пюжоля, затем предпочел работать самостоятельно. Молодой художник с увлечением рисует на улицах жанровые сценки, метко подмечает характерные позы, движения, забавные ситуации, находит живописный типаж. Охотно копирует в Лувре. Его сатирические рисунки печатаются в Фигаро, Шаривари (1830—1831). В 1824 побывал в Швейцарии, в 1827 — в..

Дополнительный поиск Дега Дега

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дега" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дега, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа