Дерен
, Андре (Derain, Andre) 1880, Шату — 1954, Шамбурси. Французский живописец. Начал заниматься живописью у себя на родине в 1895 под руководством местного художника Жакомена. В 1898—1900 посещал в Париже Академию Карьера, где познакомился с Матиссом, Ж. Пюи, А. Марке. С 1900 вместе с Вламинком писал пейзажи в Шату. В 1905 т. Н. Школа Шату включилась в объединение фовистов, показавших свои картины в отдельном зале Осеннего салона. В фовистских пейзажах Дерена интенсивные цвета ослепительно сияют, очертания натурных форм растворяются в полыхающих красочных массах (Порт в Гавре, 1905—1906. Дорога среди гор, 1907, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Виноградники весной, ок. 1906, Базель, Художественный музей). Мощные созвучия синих и зеленых тонов доминируют в лондонских пейзажах 1906 (Темза, Амстердам, Музей Стеделийк.
Вестминстерский мост, частное собрание). Сближение с Пикассо и его кружком (с 1907) оказало воздействие на творческие ориентации Дерена. Лаконичные формы, скупая красочная гамма пейзажей и натюрмортов начала 1910-х свидетельствуют о влиянии Сезанна и раннего кубизма (Монтрёй-сюр-Мер. Гавань, 1910. Роща, ок. 1912, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Старый мост в Кане, 1910, Вашингтон, Нац. Галерея. Натюрморт на столе, 1910, Париж, Нац. Музей современного искусства). В портретах, сюжетных композициях с человеческими фигурами опыт изучения живописи Сезанна дополняется реминисценциями европейской классики и "наивного" искусства (Люси Канвейлер, 1913, Париж, Нац. Музей современного искусства. Девушка, 1914, Париж, Музей Пикассо.
Субботний день, 1911—1914, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Тайная вечеря, 1913, Чикаго, Институт искусств). В 1914—1918 художник, будучи мобилизован, участвовал в военных действиях. После окончания войны много работал в театре, оформлял балетные спектакли труппы С. Дягилева. В 1921 совершил путешествие в Рим. В период 1920-х Дерен стал одним из наиболее видных мастеров в течении неоклассики. В его полотнах фигуры обнаженных, танцовщиц, персонажей комедии дель арте очерчены плавными изгибами ясных линий, пластичные объемы организуются в стройные, хорошо сбалансированные композиции (Обнаженная с кошкой, 1923, частное собрание. Обнаженная с кувшином, 1923—1924, Париж, музей Оранжери. Пьеро и Арлекин, 1924, Париж, частное собрание).
Обладая широкими историко-художественными интересами, Дерен внимательно изучал помпеянские росписи, искусство кватрочентистов, болонских академиков, Караваджо, Коро, Ренуара. Открытые в процессе копирования тайны мастерства и стилевые особенности применял в собственной живописи (Две обнаженные женские фигуры и натюрморт, 1935. Мрачный пейзаж, ок. 1950. Вакханки, 1954, все — Франция, собрание Леви). Дерен, считавший искусство "памятью поколений", а музеи — "инициацией духа", приобрел репутацию классициста, ориентированного на устойчивые нормативы и признанные эталоны мировой художественной культуры. С 1935 жил в Шамбурси. Продолжал активно заниматься сценографией и печатной графикой (иллюстрации к произведениям Овидия, Петрония, Ф.
Рабле, Ж. Лафонтена, Г. Аполлинера, Г. Арпа, М. Жакоба). Работал также в области керамики и мелкой пластики.Лит. Sutton D. Derain. London, 1959. Diehl G. Derain. Paris, 1975. Lee J. Derain. Oxford, 1990. Cabanne P. Andre Derain. Paris, 1990..
Дополнительный поиск Дерен
На нашем сайте Вы найдете значение "Дерен" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дерен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 5 символа