Деспио

299

, Шарль (Despiau, Charles) 1874, Мон-де-Марсан, Ланды — 1946, Париж. Французский скульптор и график, выдающийся мастер портрета. Деспио родился в семье ремесленника-штукатура. Первым его учителем был скульптор М. Моран, под руководством которого ученики лицея рисовали слепки с произведений античной скульптуры. Кроме страсти к рисованию и лепке Шарль был одарен музыкально, и, когда в 1891 он приехал для продолжения художественного образования в Париж, в его багаже была скрипка. Деспио поступает в Школу декоративных искусств, в мастерскую Г. Лемера, затем (в 1893) переходит в Школу изящных искусств к Л. Барриа. Живет на небольшую стипендию, выделенную ему от департамента Ланд. Работает с необычайным упорством и трудолюбием, овладевая основами профессии.

Много времени проводит в Лувре, в Музее Клюни, с его превосходным собранием искусства Средних веков. Впервые выставляется в 1898, в Салоне французских художников он показывает бюст Ж. Бийа, в 1900 — портрет мадмуазель Рюдель (Париж, частное собрание), она вскоре станет его женой. С 1901 Деспио экспонирует свои работы в Салоне Национального общества изящных искусств, в выставках которого участвуют наиболее талантливые и смелые в творческом отношении художники — О. Роден, Ж. Далу, К. Менье, А. Бурдель и др. Кроме бюстов в начале 1900-х Деспио выполняет ряд небольших статуэток, изображающих его современниц. Перед выходом (1901), Размышление (1904). Сидящая (1905) и др. Лето художник проводит в Ландах, на родине, лепит и рисует друзей, родственников, соседей.

Девочка из Ланд (1904, Париж, Нац. Музей современного искусства). Девушка из Ланд (1905, 1909, Бордо, Музей изящных искусств). Если в более ранних работах скульптор стремится как можно точнее следовать натуре, то с середины 1900-х его увлекает желание создать обобщенный образ, выявить характер. Полетта (1907, Париж, Нац. Музей современного искусства). Особая мягкость в трактовке форм, единство ритмического строя объединяют здесь отдельные характерные детали в гармоничное целое. Тончайшее мастерство лепки, духовная чистота и ясность внутреннего мира вызывают в памяти работы итальянских мастеров Возрождения — Дезидерио да Сеттиньяно, Донателло. Полетта привлекла на выставке внимание известного скульптора Родена, который долго рассматривал бюст и заметил.

"Эта работа для знатоков". На следующий день Роден написал Деспио письмо, в котором он с похвалой отозвался о Полетте и предлагал автору работать в его мастерской. Став помощником (пратисьеном) Родена, Деспио переводил произведения мастера в мрамор (Портрет Варвары Елисеевой, 1906—1909, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). "Я знал, что Вы сделаете хорошую вещь, — сказал Роден, увидев законченный бюст, — но не думал, что это будет так прекрасно". Все эти годы Деспио продолжает работать и для себя. Общение с большим мастером имело важное значение для молодого скульптора. Художественные задачи, которые он ставит перед собой, усложняются, постижение сущности скульптуры становится глубже (Портрет Бийета, 1909, Париж, Нац.

Музей современного искусства). В образе Бийета есть ощущение духовной значительности, нравственной силы. Деспио прекрасно передает характерные особенности модели, посадку головы, задумчивый, словно устремленный в себя взгляд. Перед нами человек, склонный скорее к созерцанию, нежели к активному действию. В работах 1910-х скульптор уверенно овладевает выразительными возможностями пластики как трехмерного искусства — различие профилей, богатство светотени, позволяющие запечатлеть многоплановость внутреннего мира, эмоциональные состояния и т. Д. (Портрет Люсьена Льевра, 1918, Бордо, Музей изящных искусств). При взгляде со стороны правого профиля Льевр предстает перед нами как человек уверенный в себе, несколько ироничный.

Это подчеркнуто энергичной посадкой головы, иронично изогнутой бровью, усмешкой, тронувшей уголки губ. При обходе вокруг портрета представление об изображенном меняется. При взгляде анфас на лице явственнее проявляется усталость, во взгляде появляется печаль. Со стороны левого профиля в образе проступает ощущение покорности, словно человек смирился с ударами судьбы, стал мудрее. Образ, созданный художником, сложен и многолик — свидетельство творческой зрелости Деспио, когда замысел подвластен мастерству и претворяется в совершенную пластику. Особенно хороши женские портреты. Мастер добивается в них подлинной каллиграфии, кристаллической отточенности форм (Мадам Варокье, 1927. Мадам Эли Фор, 1927, Париж, Нац.

Музей современного искусства. Мадемуазель Бьянкини, 1929, Мон-де-Марсан, Музей Деспио — Влерика. Одетта, 1934, Париж, Нац. Музей современного искусства. Париж, частное собрание). Этого совершенства скульптор достигает необычным приемом работы над портретом. Мастер, как и большинство скульпторов, начинает лепить портрет в глине — податливом, пластичном материале, послушном руке художника. Наметив общий характер формы головы, посадки, основных черт лица, Деспио делает с глиняной модели два гипсовых отлива. Один из них остается неприкосновенным, второй же художник начинает прорабатывать по гипсу уже более детально. Иногда он сохраняет и глиняную модель и работает также над ней. Достигнув определенной стадии сходства, передачи характера, эмоционального мира модели, скульптор вновь делает два гипсовых отлива с этой "второй" стадии работы.

Один из них он больше не трогает, а другой начинает оттачивать, добавляя все новые детали, что-то уточняя, что-то отбрасывая, все глубже постигая сущность человека, позирующего ему. Модели иногда приходилось позировать месяцами. В результате вместо одного бюста выстраивается ряд от трех до девяти портретов, в которых зафиксированы отдельные "стадии" работы над образом. Перед нами редчайший в истории скульптуры пример, который позволяет проникнуть в творческую лабораторию художника, воочию увидеть, как протекает процесс создания художественного произведения — от первых набросков до завершения. В Париже, в Нац. Музее современного искусства, хранятся не только законченные портреты, но и эти "стадии". Пять стадий бюста мадам Честер Дейл (1934).

Две стадии бюста мадам Стоун (1927). Две стадии бюста мадам Шарль Помаре (1932) и др. Работая подобным образом, Деспио не только глубоко и всесторонне изучал модель, он от конкретной детали идет к обобщению, доводя красоту единичного до некой "формулы" прекрасного. Если в первых "стадиях" дуги бровей повторяют природную форму, то в законченном портрете они обретают очертания прекрасной арки — однако в каждом случае форма этой арки своя, присущая только данному лицу, данной индивидуальности. Так художник находит "формулу" овала лица, рисунка разреза глаз, очертания губ и т. Д. Деспио поклоняется красоте человеческого лица, красоте форм, созданных природой, и доводит естественную красоту до классически совершенного обобщения.

Он подлинный классик XX столетия. Кроме портретов мастер работал и над человеческой фигурой, добиваясь и здесь прекрасных и совершенных форм (Ася, 1937. Аполлон, 1936—1946, все — Париж, Нац. Музей современного искусства).Лит. Стародубова В. В. Шарль Деспио. М., 1996. Deshairs L. Charles Despiau. Paris, 1930. Charles Despiau. Sculptures et dessins. Catalogue. Paris, 1974..

Значения в других словарях
Депорт

, Франсуа (Desportes, Francois) 1661, Шампиньель — 1743, Париж. Французский живописец. Мастер портрета, пейзажа и натюрморта. Крестьянский ребенок, Депорт так рано проявил столь незаурядные способности к рисованию, что в 12 лет был взят в ученики к жившему в Париже фламандцу Р. Бернартсу. Он начинал как портретист, в 1695—1696 работал при польском дворе. Однако вскоре был возвращен Людовиком XIV в Париж и назначен художником королевской охоты. В 1699 был принят в Академию, представив Автопортрет..

Дерен

, Андре (Derain, Andre) 1880, Шату — 1954, Шамбурси. Французский живописец. Начал заниматься живописью у себя на родине в 1895 под руководством местного художника Жакомена. В 1898—1900 посещал в Париже Академию Карьера, где познакомился с Матиссом, Ж. Пюи, А. Марке. С 1900 вместе с Вламинком писал пейзажи в Шату. В 1905 т. Н. Школа Шату включилась в объединение фовистов, показавших свои картины в отдельном зале Осеннего салона. В фовистских пейзажах Дерена интенсивные цвета ослепительно сияют, о..

Дефреггер

, Франц фон (Defregger, Franz fon) 1835, Штронах, Тироль — 1921, Мюнхен. Немецкий живописец. Обучался у скульптора М. Штольца в Инсбруке и у К. Пилоти в Мюнхене. Профессор Академии художеств Мюнхена. Известность художнику принесло изображение сцен из жизни крестьян Тироля. Писал также портреты и исторические композиции. В картинах на бытовые сюжеты (Браконьеры в альпийской хижине, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Танцы, 1872, Мюнхен, Новая пинакотека) всегда очень живо переданы сценки в кабачках, ..

Джакометти

, Альберто (Giacometti, Alberto) 1901, Боргоново, кантон Гризон — 1966, Куар. Швейцарский скульптор, живописец и график, представитель парижской школы. Будучи сыном художника Джованни Джакометти, с детства занимался лепкой и живописью. В 1919—1920 обучался в Женеве, в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремесел по классу скульптуры. В 1920 и 1921 побывал в Италии, познакомившись не только с классикой итальянского искусства, но и с памятниками Древнего Рима, с древнеегипетскими коллекциям..

Дополнительный поиск Деспио Деспио

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деспио" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деспио, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа