Джордано

275

, Лука (Giordano, Luca) 1634, Неаполь — 1705, Неаполь. Итальянский художник. Искусство этого неаполитанского живописца оказало влияние на живопись XVIII столетия. Он принадлежал к кругу мастеров, много разъезжавших по Италии, выполнял большое количество заказов, был хорошо известен при дворах Италии и за рубежом. За быстроту и количество созданных работ получил прозвище "Fa presto" ("Делает быстро"). Джордано родился в Неаполе и в юности испытал влияние испанца Х. Риберы, последователя живописной реформы Караваджо. В ранних произведениях — серии полотен Философы (Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго. Рим, Нац. Галерея. Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), полуфигуры нищих-бродяг с атрибутами античных мыслителей порой выглядят гротескно в отличие от подобных "портретов-типов" Риберы.

Сильной караваджистской непрозрачной светотенью моделированы их крепкие фигуры, выступающие из темного фона. Живописные приемы караваджизма (эффекты искусственного света, динамичное распределение светотени) присутствуют и в других ранних произведениях. Аполлон и Марсий, Мученичество св. Лаврентия (оба — Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Кузница Вулкана (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Однако сюжеты трактованы с некоторой поверхностностью, менее эмоционально, чем у Караваджо и Риберы, персонажи сцен из Священного Писания и мифологии выглядят более холодными. Из Неаполя Джордано отправился в Рим (нач. 1650-х), Флоренцию, Болонью, Парму, Венецию (1650-е, 1667). В Риме на него произвели впечатление своим грандиозным размахом барочные иллюзионистические архитектурные перспективы Пьетро да Кортона, в Венеции — Веронезе и Тициан.

От самого неаполитанского художника мастера Венеции восприняли приемы сильной контрастной светотени ("тенебризма" — от итал. Tenebroso), а Джордано, получив здесь заказы на росписи церквей, пытался постичь тайны светоносного колорита венецианцев, подражать мягкой пластике их мазка, пространственным, наполненным светом композициям Веронезе в больших декоративных циклах (росписи палаццо Рикарди во Флоренции). Его образы в станковых картинах на сюжеты из Священного Писания (Мадонна с балдахином, Рим, Нац. Галерея) или мифологические сюжеты (Сон Вакха, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Любовь и пороки обезоруживают Правосудие, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) насыщены светским духом, несут в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.

В декоративных фресковых росписях его не увлекало построение сложных архитектурных перспектив, маленькие, парящие в бездонном небе фигурки сосредоточены главным образом по бокам, оставляя пустым небесное пространство в центральной части плафона. Иногда аллегорическое содержание его росписей несколько усложнено, как во фресках Королевского дворца в Мадриде и в соборе в Толедо, исполненных во время пребывания в Испании, но его живопись всегда несет в себе атмосферу праздничности, предвосхищая искусство венецианских "виртуозов" XVIII в., светскую трактовку аллегории в век Просвещения. Поздний цикл станковых картин на тему Истории Юдифи (1704, Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте), пожалуй, самое драматическое произведение Джордано.

Картины написаны динамичным мазком, бурная экспрессия в выражении чувств героев, как всегда в работах художника, кажется несколько поверхностной. Джордано был мастером переходной эпохи рубежа XVII—XVIII вв., поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись своеобразной трансформации, предвосхищая открытия нового столетия.Лит. Causa R. Pittura napolitana dal XV al XIX secolo. Bergamo, 1961. Museo del Prado. Pintura Napolitana. De Caravaggio a Giordano. Catalogo. Madrid, 1995. Luca Giordano. "Christus und die bhebrecherin". Katalog / Hrsg. A. Kreul. Bremen, 1995..

Значения в других словарях
Джиганте

, Джачинто (Gigante, Giacinto) 1806, Неаполь — 1876, Неаполь. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер неаполитанской школы. Учился у отца, художника-картографа, писавшего народные сцены, Г. Джиганте. С 1818 изучал картографию в Топографической школе Неаполя, затем увлекся живописью и стал посещать мастерскую немецкого художника А. Губера. Ок. 1819 начал вместе с другими молодыми живописцами Неаполя заниматься у голландца А. Ван Питлоо, преподававшего пейзаж в неаполитанской Академии художеств..

Джованни да Болонья

(Giovanni da Bologna) 1529, Дуэ, Фландрия — 1608, Флоренция. Итальянский скульптор фламандского происхождения. В Италии его имя впервые упоминается в связи со скульптурным декором фонтана Нептун в Болонье (нач. 1560-х). Этому городу мастер обязан своим прозвищем "Болонец". С середины 1560-х работал во Флоренции, став одним из ведущих флорентийских скульпторов 2-й пол. XVI — нач. XVII в. Уже в первой итальянской работе Джованни да Болоньи — упомянутом выше фонтане Нептун в Болонье эффектность со..

Джорджоне

(Giorgione), наст. Имя Джорджо Барбарелли (Giorgio Barbarelli) Ок. 1477, Кастельфранко — 1510, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Согласно Вазари, учился у Джованни Беллини. Ряд современных исследователей считают его возможным первым учителем Карпаччо. Работал в Кастельфранко и Венеции. Источники XVI в. (записки патриция М. А. Микиеля, инвентари частных коллекций) позволяют предполагать, что Джорджоне получал заказы от коллекционеров и любителей искусства, близких к гума..

Джоунс

, Ален (Jones, Allen) Род. 1937, Саутхемптон. Английский живописец, график, скульптор, сценограф. В 1955—1961 обучался искусству живописи и литографии в Художественном колледже Хорнси в Лондоне, а также (короткое время) в Королевском колледже искусств. На знаменательной выставке "Молодые современники" (1961) выступил вместе с группой художников, ставших основателями английского поп-арта. Основная тема живописи Джоунса — стандартизованный женский образ, сформированный модой, рекламой, массовыми ж..

Дополнительный поиск Джордано Джордано

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джордано" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джордано, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа