Джорджоне

245

(Giorgione), наст. Имя Джорджо Барбарелли (Giorgio Barbarelli) Ок. 1477, Кастельфранко — 1510, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Согласно Вазари, учился у Джованни Беллини. Ряд современных исследователей считают его возможным первым учителем Карпаччо. Работал в Кастельфранко и Венеции. Источники XVI в. (записки патриция М. А. Микиеля, инвентари частных коллекций) позволяют предполагать, что Джорджоне получал заказы от коллекционеров и любителей искусства, близких к гуманистическим кругам Венеции. Вазари сообщает также, что Джорджоне высоко ценился современниками не только как живописец, но и как музыкант. Творческое наследие Джорджоне, созданное на протяжении одного десятилетия (ок. 1500—1510), занимает важнейшее место в истории венецианской живописи.

С его именем связаны не только первый этап венецианского Высокого Возрождения, но и становление нового направления в итальянской живописи, рождение станковой картины с ее особым, отличным от монументальной живописи образом мира, в котором господствует созерцательное начало, исключительно важную роль играет наделенная идиллическим обликом природа. Унаследовав принципы венецианского колоризма, Джорджоне обогатил их элементами новой живописной системы, в которой возросла роль красочной материи, работа небольшим открытым мазком, а полнозвучие и гармония цветовых пятен сочетаются с поисками тонального единства. Работы, связываемые современными исследователями с ранним периодом творчества Джорджоне (парные композиции Испытание огнем и Суд Соломона, ок.

1498—1500, Флоренция, галерея Уффици. Св. Семейство, до 1504. Поклонение пастухов, ок. 1504, оба — Вашингтон, Нац. Галерея), еще обнаруживают связь с традициями Раннего Возрождения, творчеством Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, мастеров Феррары. Список достоверных, упомянутых в источниках работ Джорджоне открывает Мадонна Кастельфранко (ок. 1504— 1505, Кастельфранко, собор Св. Либерале). Классическая упорядоченность композиционного строя этой небольшой алтарной картины, основанного на четком ритме вертикалей и горизонталей, в который вписан объединяющий персонажи треугольник, плавность и обобщенность линий и моделировки форм уже принадлежат стилю Высокого Возрождения. Исходя из традиционной для венецианской живописи композиционной схемы Св.

Собеседования (Мадонна на троне со святыми у его подножия) Джорджоне нашел принципиально новое решение, отказавшись от привычных торжественных и праздничных интонаций, великолепия архитектурного фона, царственного величия образа Мадонны, многочисленности стоящих у ее трона святых. В картине Джорджоне царит тишина. Состояние чуть грустной задумчивости объединяет разделенных большими пространственными паузами персонажей художника — Мадонну, сидящую на очень высоком, возносящемся к небу троне, и стоящих у его подножия юного рыцаря св. Либерале и монаха св. Франциска. Необычные интонации придает картине фон. Персонажи Святого собеседования предстают не в традиционном величественном церковном интерьере, а на открытой площадке, отделенной лишь невысокими темно-красными стенками от расстилающегося на заднем плане спокойного пейзажа, наполняющего все изображенное своим покоем, воздухом, светом.

Сходную образную и стилистическую трактовку традиционной темы Джорджоне находит в Юдифи (ок. 1505, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), где библейская героиня предстает на фоне утреннего пейзажа, погруженная в глубокую задумчивость. Как и в Мадонне Кастельфранко, изобразительный язык Джорджоне приобретает здесь музыкальную плавность и гармонию. Гибкость линий, очерчивающих стройную фигуру Юдифи, подчеркивается как бы затухающим движением ломких складок одежд вокруг обнаженной ноги героини, золотистые, краснеющие в тенях тона одеяния находят отклик в тонах утренней зари, охватившей небо. И в Мадонне Кастельфранко, и в Юдифи Джорджоне очень мягко пишет лица, придавая им одухотворенность легкой дымкой светотени.

Кульминацией творчества Джорджоне являются работы, созданные после его возвращения из Кастельфранко в Венецию. Согласно Вазари, это произошло в 1507, и с этого времени в его мастерской начали работать Тициан и Себастьяно дель Пьомбо. Документы свидетельствуют о том, что в 1507 Джорджоне получил первый правительственный заказ (картина для зала Десяти Дворца дожей). По-видимому, ок. 1506—1507 Джорджоне сближается с венецианскими гуманистическими кругами, начинает получать заказы для частных коллекций. Он обращается к светской тематике, создает новый тип станковой картины. Такова Гроза (ок. 1506—1507, Венеция, галереи Академии), сюжет которой находит у исследователей различные толкования. Общий характер картины наиболее точно определил в записи от 1530 М.

А. Микиель, назвавший ее пейзажем ("пейзажик с грозой, солдатом и цыганкой"). Это первая картина в истории европейской живописи, образный строй и поэтическую тональность которой определяет облик природы, ее жизнь, состояние, к которому как бы прислушиваются разделенные течением реки, погруженные в раздумья юноша с пастушеским посохом и полуобнаженная женщина, кормящая грудью ребенка. Гроза представляет и новый этап развития живописных принципов Джорджоне. Красочная гамма картины, в которой преобладают приглушенные, темные тона земли и зелени, свинцово-синие тона грозовых туч и вод небольшой извилистой речки, блеклые золотисто-розоватые тона озаренных вспышкой молнии городских строений на заднем плане, отличается необычным даже для венецианской живописи тональным единством.

Тема природы занимает большое место и в Трех философах (ок. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства), описанных в 1528 М. А. Микиелем как "холст… с 3 философами… созерцающими солнечные лучи, с удивительно написанной скалой, начатый Джорджо да Кастельфранко и законченный Себастьяно Венецианцем". До сих пор предметом спора остается персонификация персонажей Джорджоне, предстающих на каменистой площадке, отделенной группой деревьев и откосом скалы от зеленой горной долины, освещенной низко стоящим солнцем, чьи розовато-золотистые лучи зажигают зарю на бледном небе. Но кем бы они ни были — известными философами или астрономами античности и эпохи Возрождения, воплощением трех стадий познания природы или волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, — Джорджоне достиг в своей картине гармонического единства состояния, объединяющего людей и природу.

Центральное место среди выполненных в Венеции работ занимает Спящая Венера (ок. 1508, Дрезден, Картинная галерея). Пострадавшая от времени и многочисленных реставрационных записей (которые скрыли фигурку Амура у ног богини, написанную Тицианом), она остается одной из самых гармоничных работ венецианского Возрождения. Джорджоне создал новый для европейской живописи образ Венеры, полный чувственной прелести и одновременно целомудренной чистоты. Погруженная в сон, она предстает как поэтическое олицетворение красоты простого и скромного сельского пейзажа, чьи плавные линии и золотистые тона приобретают законченное совершенство и музыкальную гармонию в линиях и теплом сиянии ее обнаженного тела. Тема поэтического единства человека и природы находит дальнейшее развитие в Сельском концерте (ок.

1509—1510, Париж, Лувр). Авторство Джорджоне признано большинством исследователей, хотя существовало и предположение об авторстве Тициана. Возможно, последним был закончен пейзажный фон. Джорджоне предстает в этой картине как создатель жанра сельской идиллии, образа "счастливой Аркадии", созвучного мотивам современной ему гуманистической поэзии. Значительное место в творчестве Джорджоне занимали монументальные росписи, не дошедшие до нас, за исключением декоративного фриза в Каза Пеллидзари (ок. 1505— 1506, Кастельфранко), которые воплощают обширную программу гуманистических и творческих занятий, олицетворенную в предметах, связанных с астрономией, музыкой, изобразительным искусством. Большое впечатление своей необычностью произвели в Венеции выполненные Джорджоне росписи главного фасада подворья немецких купцов — Фондако деи Тедески (1508, ныне полностью разрушенные за исключением фрагмента, изображающего обнаженную женскую фигуру, Венеция, галереи Академии), известные по гравюрам XVIII в.

И описаниям источников. Светские аллегорические сюжеты росписей, богатство цветового решения, сложные позы и ракурсы обнаженных мужских и женских фигур ознаменовали становление нового стиля в венецианской монументальной живописи. С именем Джорджоне связан новый этап в развитии венецианского живописного портрета. Даже в работах, композиционно близких к портрету-бюсту XV в. (Юноша, ок. 1504— 1506, Берлин, Гос. Музеи. Портрет Террис, ок. 1508, Сан-Диего, Калифорния, Галерея искусств), художник ищет в облике модели новые черты — интеллектуальную тонкость, душевное богатство. Эмоциональное начало — от тонкой одухотворенности до патетики чувств — утверждается в новом для итальянского искусства типе портрета-аллегории, разработанного Джорджоне (Лаура, 1506, Вена, Музей истории искусства.

Портрет старухи с надписью "Col tempo" <"С течением времени">, ок. 1508—1509, Венеция, галереи Академии. Автопортрет в виде Давида, известный по гравюрам и старой копии в Музее герцога Антона Ульриха, Брауншвейг). Джорджоне оказал огромное влияние на венецианскую живопись, утверждение в ней новых жанров и тем (пейзаж, сельская идиллия, сцены музицирования), на становление новой живописной системы. В 1510—1520-х в Венеции сформировалось целое поколение его последователей и подражателей, т. Н. Джорджонесков. Искусство Джорджоне сыграло большую роль в творческом формировании Тициана, Себастьяно дель Пьомбо, Пальмы Веккио, П. Бордоне и др.Лит. Смирнова И. А. Джорджоне да Кастельфранко. М., 1962. Лазарев В. Н. Джорджоне // Старые итальянские мастера.

М., 1972. Белоусова Н. А. Джорджоне. М., 1982. Justi L. Giorgione. Berlin, 1908. Vol. 1—2. Ferriguto A. Attraverso i "misteri" di Giorgione. Gastelfranco, 1933. Richter G. M. Giorgio da Castelfranco called Giorgione. Chicago, 1937. Pignatti T. Giorgione. Milano, 1972..

Значения в других словарях
Джованни да Болонья

(Giovanni da Bologna) 1529, Дуэ, Фландрия — 1608, Флоренция. Итальянский скульптор фламандского происхождения. В Италии его имя впервые упоминается в связи со скульптурным декором фонтана Нептун в Болонье (нач. 1560-х). Этому городу мастер обязан своим прозвищем "Болонец". С середины 1560-х работал во Флоренции, став одним из ведущих флорентийских скульпторов 2-й пол. XVI — нач. XVII в. Уже в первой итальянской работе Джованни да Болоньи — упомянутом выше фонтане Нептун в Болонье эффектность со..

Джордано

, Лука (Giordano, Luca) 1634, Неаполь — 1705, Неаполь. Итальянский художник. Искусство этого неаполитанского живописца оказало влияние на живопись XVIII столетия. Он принадлежал к кругу мастеров, много разъезжавших по Италии, выполнял большое количество заказов, был хорошо известен при дворах Италии и за рубежом. За быстроту и количество созданных работ получил прозвище "Fa presto" ("Делает быстро"). Джордано родился в Неаполе и в юности испытал влияние испанца Х. Риберы, последователя живописно..

Джоунс

, Ален (Jones, Allen) Род. 1937, Саутхемптон. Английский живописец, график, скульптор, сценограф. В 1955—1961 обучался искусству живописи и литографии в Художественном колледже Хорнси в Лондоне, а также (короткое время) в Королевском колледже искусств. На знаменательной выставке "Молодые современники" (1961) выступил вместе с группой художников, ставших основателями английского поп-арта. Основная тема живописи Джоунса — стандартизованный женский образ, сформированный модой, рекламой, массовыми ж..

Джулио Романо

(Giulio Romano), наст. Имя Джулио Пиппи Ок. 1499, Рим — 1546, Мантуя. Итальянский живописец, архитектор и декоратор. Мастер римской школы. С 1509 ученик, а позже — главный помощник Рафаэля. Работал в Риме и Мантуе (с 1524). Придворный архитектор и живописец мантуанского маркиза Федерико Гонзага. Уроженец Рима и прекрасный знаток его древних памятников, Джулио Романо участвовал в работе над рядом поздних картин Рафаэля (Шествие на Голгофу, ок. 1517, Мадрид, Прадо. Преображение, 1519—1520, Ватика..

Дополнительный поиск Джорджоне Джорджоне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джорджоне" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джорджоне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа