Жерико

251

, Теодор (Gericault, Theodore) 1791, Руан — 1824, Париж. Французский живописец, график, скульптор. Основоположник романтизма. Происходил из состоятельной, культурной семьи, учился в Императорском лицее в Париже (1806—1808), рано пристрастился к рисованию. Другой страстью Жерико были лошади, он не только во множестве писал и рисовал их, но и был превосходным наездником. Это увлечение сыграло роковую роль в жизни художника — он погиб в возрасте 32 лет после падения с лошади. Вопреки желанию отца (матери он лишился в 10-летнем возрасте) Жерико начинает брать уроки живописи у К. Верне, виртуозно писавшего лошадей, затем у П. Н. Герена. Необычайно одаренный, Жерико быстро опережает других учеников. Сохранились великолепные рисунки с натуры, свидетельствующие не только о знании анатомии и крепкой руке, но и о даре воображения, преображающем учебную штудию в образ, фигуру натурщика в трагический персонаж.

Жерико выбирает необычный ракурс, вносящий драматизм и движение в изображение модели, усиливает контрасты света и тени, подчеркивает детали во имя выразительности целого (Натурщик, ок. 1810—1811, Париж, частное собрание. Натурщик, 1810-е, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Много рисует животных, но самое прекрасное на свете существо для него — лошадь. Остались сотни как беглых набросков, так и тщательных штудий (Крупы, ок. 1813, Париж, частное собрание). Итогом упорного труда явилась скульптурная Анатомическая лошадь. Жерико копирует в Лувре старых мастеров, восхищается Рубенсом, из современников — темпераментным Гро, увековечившим наполеоновскую эпопею, блистательные победы французских армий.

Вслед за Гро Жерико увлекают не герои древности, а современная жизнь, исполненная тревог, грандиозных сражений, драматических событий. Мчащийся на великолепном скакуне Офицер конных егерей во время атаки (1812, Париж, Лувр) воплощает то романтическое чувство "упоения в бою и мрачной бездны на краю", которое воодушевляло юношей Европы на заре нового века. Нарядный всадник, в золотых позументах мундир, сверкающая сабля, пятнистая шкура рыси, покрывающая седло, — война представляется молодому художнику праздником. Динамика и патетика, отличающие картину, станут характерными для художественного языка романтиков, которые воспринимают мир в движении и изменчивости, все средства выразительности используются для воплощения этого представления.

В отличие от "барельефного" построения композиции классицистов Жерико "атакует" пространственную плоскость холста, направляя движение всадника в глубину, смело использует цветовые и световые эффекты. То тут, то там, словно языки пламени, вспыхивают удары киновари, контрастируя с багровыми тонами фона. Линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны — скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной. Картина была отмечена золотой медалью. Раненый кирасир (1814, Париж, Лувр), написанный в год национальной катастрофы, пронизан ощущением тревоги и мрачных предчувствий. Большую роль играет пейзаж с холодным вечереющим небом, низкими тучами, отчужденно-враждебный человеку. Мастеру удалось передать эмоциональную атмосферу, настроение своих соотечественников после разгрома Наполеона в России.

Война воспринимается художником уже в своем истинном, трагическом свете. В течение года (1816—1817) Жерико путешествует по Италии. Творчество мастеров Возрождения, искусство монументальных форм, великих мыслей и чувств воодушевляли художника. Он задумывает большое полотно Бег свободных лошадей в Риме (1817, Париж, Лувр), тема которого — красота противоборства человека и могучего вольного коня. Однако главной картиной, делом жизни стал Плот "Медузы" (1819, Париж, Лувр). Гибель фрегата "Медуза" в 1816 по вине бездарного капитана, назначенного по протекции, вызвала возмущение в стране. Из 149 человек, спасавшихся после крушения на плоту, выжили лишь 11, остальные погибли от жажды, голода и ужаса (их подобрали лишь через две недели).

В 1817 двое из спасшихся (Корреар и Савиньи) опубликовали книгу о крушении "Медузы". В процессе работы Жерико стремился быть документально точным. Он разыскивает очевидцев события, находит плотника, строившего плот, и заказывает ему точную копию, делает в морге зарисовки трупов, не боясь ввести в свое полотно изображение "безобразного". Отказ от строгой нормативности, присущей классицизму, эстетизация дисгармоничного, ущербного, интерес к впечатляющему сюжету станут характерной приметой романтизма. Художник выбирает кульминационный момент драмы. Оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус, на их лицах надежда — заметят ли. Композиция подчеркивает отчаянный порыв. Гигантская картина (ок. 37 м2), всю поверхность которой занимает огромный плот, как бы захватывает, втягивает зрителя в свое пространство.

Край плота срезан рамой — все средства нацелены на то, чтобы зритель почувствовал себя участником происходящего. Конкретные события Жерико трактует как эпическую трагедию, раскрывающую силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии. Термин "романтизм" применительно к живописи был впервые употреблен в связи с Плотом "Медузы" (в некрологе Жерико в 1824). Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством (как и прочие произведения мастера). Жерико показывает Плот "Медузы" в Лондоне (1820), где картина пользуется успехом. В Англии художник работает над серией литографий — У ворот Адельфинской верфи в Лондоне, Нищий, умирающий у дверей булочной (все — 1821) и др. Жерико — прекрасный портретист, автор Портрета молодого Делакруа (1819, Руан, Музей изящных искусств), а также ряда портретов сумасшедших, поражающих глубиной проникновения в психику человека, необыкновенной чуткостью к чужой душе.

Сумасшедший (1819—1820, Винтертур, собрание О. Рейнхарт). Сумасшедшая (1819—1820, Лион, Музей изящных искусств). К последним годам относятся стремительные Скачки в Эпсоме (1821, Париж, Лувр), Печь для обжига извести (1821—1822, Париж, Лувр). Жизнь Жерико трагически оборвалась на самом взлете, однако его роль в утверждении нового направления живописи, становлении романтизма велика и неоспорима.Лит. Терновец Б. Теодор Жерико. 1791—1824. М. Л., 1940. Жерико о себе и современники о нем. М., 1962. Прокофьев В. Н. Жерико. М., 1963. Турчин В. С. Теодор Жерико. М., 1982. Thuillier J., Grunchec P. Tout L’?uvre peint de Gericault. Paris, 1978..

Значения в других словарях
Жан из Руана

(Жоан де Руан) (Jean de Rouen, Joan de Roan) 1495—1580. Французский скульптор. Работал в Португалии с 1520. Он заслужил популярность в стране, исполнив множество произведений. Жоан де Руан создавал алтари, надгробия, статуарную пластику, оформлял порталы и капеллы. Проявил себя и в области архитектуры (ренессансная капелла Реуш Матуш в монастыре Сан Маркуш в Коимбре, 1566). Среди ранних работ, принесших ему известность, — алтарный образ в церкви Носа Сеньора да Мизерикордиа в Варзиэле (1531), в..

Жерар

, Франсуа (Gerard, Francois) 1770, Рим — 1837, Париж. Французский живописец и график. Сын итальянки и сотрудника французского посольства при Святом престоле в Риме. С 1782 — в Париже, учится в Королевском пансионе, посещает мастерскую скульптора О. Пажу, затем Н. Брене (1784). В 1786 становится учеником Давида, в 1790—1791 выезжал в Рим. Зарабатывал, иллюстрируя Вергилия и Расина. Первый успех в Салоне 1795. Велизарий, несущий своего поводыря, ужаленного змеей. В том же, 1795 пишет прекрасный по..

Жирардон

, Франсуа (Girardon, Francois) 1628, Труа — 1715, Париж. Французский скульптор, архитектор. Учился у Л. Манье, Ф. Агнье, а также в Риме (до 1650) у Дж. Л. Бернини. В XVII в. Франция являла собой могучую державу, с крепкой централизованной властью, сосредоточенной в руках короля Людовика XIV, заявлявшего. "Государство — это я". Искусство было призвано прославлять мощь страны, поражать воображение грандиозными масштабами архитектурных ансамблей, ясной логикой организации пространства, великолепием..

Жироде-Триозон

, Анн Луи (Girodet-Trioson, Ann Louis) 1767, Монтаржи, Луара — 1824, Париж. Французский живописец. Получил основательное гуманитарное образование. Один из лучших учеников Давида, у которого учился с 1785. В 1789 награжден Римской премией за композицию Иосиф, узнанный своими братьями (Париж, Школа изящных искусств). В Италии испытал влияние Корреджо и Леонардо да Винчи. Художник переломной эпохи, когда классицизм постепенно терял влияние и свою гражданственную направленность, а романтизм еще не у..

Дополнительный поиск Жерико Жерико

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жерико" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жерико, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа