Жерико
, Теодор (Gericault, Theodore) 1791, Руан — 1824, Париж. Французский живописец, график, скульптор. Основоположник романтизма. Происходил из состоятельной, культурной семьи, учился в Императорском лицее в Париже (1806—1808), рано пристрастился к рисованию. Другой страстью Жерико были лошади, он не только во множестве писал и рисовал их, но и был превосходным наездником. Это увлечение сыграло роковую роль в жизни художника — он погиб в возрасте 32 лет после падения с лошади. Вопреки желанию отца (матери он лишился в 10-летнем возрасте) Жерико начинает брать уроки живописи у К. Верне, виртуозно писавшего лошадей, затем у П. Н. Герена. Необычайно одаренный, Жерико быстро опережает других учеников. Сохранились великолепные рисунки с натуры, свидетельствующие не только о знании анатомии и крепкой руке, но и о даре воображения, преображающем учебную штудию в образ, фигуру натурщика в трагический персонаж.
Жерико выбирает необычный ракурс, вносящий драматизм и движение в изображение модели, усиливает контрасты света и тени, подчеркивает детали во имя выразительности целого (Натурщик, ок. 1810—1811, Париж, частное собрание. Натурщик, 1810-е, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Много рисует животных, но самое прекрасное на свете существо для него — лошадь. Остались сотни как беглых набросков, так и тщательных штудий (Крупы, ок. 1813, Париж, частное собрание). Итогом упорного труда явилась скульптурная Анатомическая лошадь. Жерико копирует в Лувре старых мастеров, восхищается Рубенсом, из современников — темпераментным Гро, увековечившим наполеоновскую эпопею, блистательные победы французских армий.
Вслед за Гро Жерико увлекают не герои древности, а современная жизнь, исполненная тревог, грандиозных сражений, драматических событий. Мчащийся на великолепном скакуне Офицер конных егерей во время атаки (1812, Париж, Лувр) воплощает то романтическое чувство "упоения в бою и мрачной бездны на краю", которое воодушевляло юношей Европы на заре нового века. Нарядный всадник, в золотых позументах мундир, сверкающая сабля, пятнистая шкура рыси, покрывающая седло, — война представляется молодому художнику праздником. Динамика и патетика, отличающие картину, станут характерными для художественного языка романтиков, которые воспринимают мир в движении и изменчивости, все средства выразительности используются для воплощения этого представления.
В отличие от "барельефного" построения композиции классицистов Жерико "атакует" пространственную плоскость холста, направляя движение всадника в глубину, смело использует цветовые и световые эффекты. То тут, то там, словно языки пламени, вспыхивают удары киновари, контрастируя с багровыми тонами фона. Линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны — скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной. Картина была отмечена золотой медалью. Раненый кирасир (1814, Париж, Лувр), написанный в год национальной катастрофы, пронизан ощущением тревоги и мрачных предчувствий. Большую роль играет пейзаж с холодным вечереющим небом, низкими тучами, отчужденно-враждебный человеку. Мастеру удалось передать эмоциональную атмосферу, настроение своих соотечественников после разгрома Наполеона в России.
Война воспринимается художником уже в своем истинном, трагическом свете. В течение года (1816—1817) Жерико путешествует по Италии. Творчество мастеров Возрождения, искусство монументальных форм, великих мыслей и чувств воодушевляли художника. Он задумывает большое полотно Бег свободных лошадей в Риме (1817, Париж, Лувр), тема которого — красота противоборства человека и могучего вольного коня. Однако главной картиной, делом жизни стал Плот "Медузы" (1819, Париж, Лувр). Гибель фрегата "Медуза" в 1816 по вине бездарного капитана, назначенного по протекции, вызвала возмущение в стране. Из 149 человек, спасавшихся после крушения на плоту, выжили лишь 11, остальные погибли от жажды, голода и ужаса (их подобрали лишь через две недели).
В 1817 двое из спасшихся (Корреар и Савиньи) опубликовали книгу о крушении "Медузы". В процессе работы Жерико стремился быть документально точным. Он разыскивает очевидцев события, находит плотника, строившего плот, и заказывает ему точную копию, делает в морге зарисовки трупов, не боясь ввести в свое полотно изображение "безобразного". Отказ от строгой нормативности, присущей классицизму, эстетизация дисгармоничного, ущербного, интерес к впечатляющему сюжету станут характерной приметой романтизма. Художник выбирает кульминационный момент драмы. Оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус, на их лицах надежда — заметят ли. Композиция подчеркивает отчаянный порыв. Гигантская картина (ок. 37 м2), всю поверхность которой занимает огромный плот, как бы захватывает, втягивает зрителя в свое пространство.
Край плота срезан рамой — все средства нацелены на то, чтобы зритель почувствовал себя участником происходящего. Конкретные события Жерико трактует как эпическую трагедию, раскрывающую силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии. Термин "романтизм" применительно к живописи был впервые употреблен в связи с Плотом "Медузы" (в некрологе Жерико в 1824). Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством (как и прочие произведения мастера). Жерико показывает Плот "Медузы" в Лондоне (1820), где картина пользуется успехом. В Англии художник работает над серией литографий — У ворот Адельфинской верфи в Лондоне, Нищий, умирающий у дверей булочной (все — 1821) и др. Жерико — прекрасный портретист, автор Портрета молодого Делакруа (1819, Руан, Музей изящных искусств), а также ряда портретов сумасшедших, поражающих глубиной проникновения в психику человека, необыкновенной чуткостью к чужой душе.
Сумасшедший (1819—1820, Винтертур, собрание О. Рейнхарт). Сумасшедшая (1819—1820, Лион, Музей изящных искусств). К последним годам относятся стремительные Скачки в Эпсоме (1821, Париж, Лувр), Печь для обжига извести (1821—1822, Париж, Лувр). Жизнь Жерико трагически оборвалась на самом взлете, однако его роль в утверждении нового направления живописи, становлении романтизма велика и неоспорима.Лит. Терновец Б. Теодор Жерико. 1791—1824. М. Л., 1940. Жерико о себе и современники о нем. М., 1962. Прокофьев В. Н. Жерико. М., 1963. Турчин В. С. Теодор Жерико. М., 1982. Thuillier J., Grunchec P. Tout L’?uvre peint de Gericault. Paris, 1978..
Дополнительный поиск Жерико
На нашем сайте Вы найдете значение "Жерико" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жерико, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа