Калф
, Виллем (Kalf, Willem) 1619, Роттердам — 1693, Амстердам. Голландский живописец. Один из крупнейших мастеров натюрморта. Учился у Х. Пота, возможно, у Ф. Рейнхалса. Жил в Париже (1642—1646) и, возможно, недолго в Италии. В 1646 вернулся на родину, с 1653 безвыездно работал в Амстердаме. Писал пейзажи, кухни, охотничьи трофеи, завтраки. Расцвет творчества Калфа начинается с середины 1650-х, когда окончательно складывается благородный и изысканный художественный стиль его роскошных натюрмортов типа "десертов" с драгоценной утварью и южными плодами. Под влиянием Рембрандта художник обратился к живописи, насыщенной глубокими золотисто-красными тонами, к темному фону, на котором в движении теплого света эффектно выступают объемы предметов с их виртуозно переданными формами и материальной фактурой.
Обычно изображен угол мраморного стола, покрытый прекрасным персидским ковром и заполненный предметами, к которым художник неоднократно обращался. Дорогой китайский фарфор (чаша династии Мин), сине-белый делфтский фаянс, серебряная посуда, венецианское стекло (бокал в форме цветка водосбора), нежные румяные персики, лимон с изящными завитком срезанной кожуры и царящий в композиции кубок Наутилус из огромной перламутровой раковины. Калф предпочитал торжественный вертикальный формат, позволявший ему построить из близко поставленных предметов целостную пирамидальную группу с прихотливым и плавным силуэтом. Сопоставление чистых и звучных холодных тонов и теплых красок, наполненных внутренним горением, обнаруживает редкий дар Калфа-колориста, соприкасающегося в своем мастерстве и с Рембрандтом, и с Вермером.
Умению Калфа почувствовать красоту и характер вещи, подобрать предметы по признаку художественной ценности немало способствовало то, что он был образованным человеком, наделенным безупречным вкусом. По сведениям современников, Калф занимался экспертизой и продажей произведений искусства. Главенствующей в его творчестве теме прекрасного, роскошного и одновременно строго организованного натюрморта сопутствовало на протяжении долгого периода с 1644 по 1670 изображение им бедных кухонных интерьеров и задворков крестьянских домов (Кухня, Гётеборг, Картинная галерея. Уголок кухни, Двор крестьянского дома, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), представлявших собой по принципу случайной и хаотичной композиции, подбору простых и обыденных предметов и эскизной манере письма полную противоположность изысканным "десертам".
В наследии Калфа его немногочисленные скромные "кухни" второстепенны и малоизвестны, но их создание расширяет представление об особенностях его творчества, отличавшегося неожиданными двойственными тенденциями. Произведения. Натюрморт с драгоценными сосудами (Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), Завтрак (Амстердам, Рейксмузеум), Натюрморт с кубком из перламутровой раковины (между 1655 и 1660, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Десерт (1659, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Натюрморт с кубком Наутилусом (1660, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), Натюрморт с китайским фарфором (Берлин, Гос. Музеи).Лит. Щербачева М. Натюрморт в голландской живописи. Л., 1945. Gelder H. E. Van W. C. Heda, A. Van Beyeren, W.
Kalf. Amsterdam, 1941. Grisebach Z. Willem Kalf (1619—1693). Berlin-West, 1974..
Дополнительный поиск Калф
На нашем сайте Вы найдете значение "Калф" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Калф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 4 символа