Кандинский

254

, Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва — 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском университете (1885—1892). Решив стать художником, в 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе Ашбе (1897) и в Академии художеств у Штука (1900). В 1901 основал объединение художников "Фаланга". В период 1903—1907 путешествовал по Германии, Австрии, Голландии, Франции, Тунису, неоднократно заезжал в Россию. По возвращении в Германию в 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал "Новый союз художников Мюнхена", а после его распада, в 1911, объединение "Синий всадник", сыгравшее видную роль в истории европейского искусства XX в.

В 1912 В. Кандинский и Ф. Марк выпустили в свет альманах под тем же названием. Живописные работы 1900-х отмечены различными влияниями. Импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, русского и немецкого модерна (Одесса. Порт, 1900, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Старый город, 1902. Песня Волги, 1906, обе — Париж, Нац. Музей современного искусства). В пейзажах конца 1900-х, написанных в Мурнау, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость (Мурнау. Двор замка, 1908, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Пейзаж с башней, 1908, Париж, Нац. Музей современного искусства. Мурнау. Вид с железной дорогой и замком, Мюнхен, Гор.

Галерея Ленбаххауз). Пейзажные фантазии 1910-х балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс (Озеро, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Импровизация 9, Штутгарт, Гос. Художественная галерея). Абстрактные полотна 1910—1914 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся и с более общими представлениями о динамических процессах в природе. Органическая жизнь, геологические катаклизмы, пульсирующие токи микромира, коловращения в космическом пространстве (Импровизация 30, 1913, Чикаго, Художественный институт. Импровизация. Потоп, 1914, Мюнхен, Гор. Галерея Ленбаххауз. Композиция VI, 1913, Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж. Композиция VII, 1913, Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1911 вышла книга Кандинского О духовном в искусстве, ставшая одним из первых опытов обоснования абстракционизма. В теории Кандинского элементы художественной формы (линии, отдельные цвета, простейшие конфигурации) являются носителями первичных смыслов. Комбинации таких "чисто художественных", освобожденных от предметности форм-знаков образуют текст, раскрывающий духовное содержание универсума. В 1915 Кандинский вернулся в Россию, где после Октябрьской революции включился в активную педагогическую и организационную деятельность. Работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук), преподавал в Свободных Государственных Художественных мастерских и во Вхутемасе, был избран вице-президентом новосозданной Российской Академии художественных наук (РАХН).

В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как "сгущения" нематериальных энергий (Москва I, 1916, Москва, Гос. Третьяковская галерея. Сумеречное, 1917. Картина с остриями, 1919, обе — Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). В 1921 Кандинский возвратился в Германию и, приняв предложение Гропиуса, приступил к преподаванию в Баухаузе. В 1928 получил германское гражданство. Работа в Баухаузе (в Веймаре и Дессау) продолжалась вплоть до его закрытия в 1933. В 1924 по инициативе Кандинского возникло объединение художников "Синяя четверка" (Кандинский, Клее, Явленский, Файнингер). В 1926 вышло его теоретическое сочинение Точка и линия на плоскости, в котором начала художественного формообразования выводятся из линейных построений.

Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им "лирическим геометризмом". Из "чертежных" элементов (круг, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или лучеобразно расходящимся осям (Композиция VIII, 1923, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Маленькая мечта в красном, 1925, Берн, Художественный музей. Акцент на розовом, 1925, Париж, Нац. Музей современного искусства). К концу 1920-х хореография геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлеченную модель сюжетных взаимодействий (Уровни, 1929, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Капризное, 1930, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена.

Легкое, 1930, Париж, Нац. Музей современного искусства). В 1933 Кандинский переселился во Францию, где пребывал до конца жизни. В 1939 принял французское гражданство. В живописи этого периода достигнут определенный синтез предшествующих поисков. Мягко изгибающиеся формы заключены в четкий контур и ясно выделяются на однотонном фоне (Доминирующая кривая, 1936. Вокруг круга, 1940, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма. Мягкий порыв, 1944, Париж, Нац. Музей современного искусства). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние письмена, магические знаки, идеограммы, сближаясь с живописью Миро и предвосхищая направление иероглифической абстракции.Лит. Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992. Сарабьянов Д.

В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994. Лакост М. Кандинский. М., 1995. Grohmann W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln, 1958. Lassaigne J. Wassily Kandinsky. Genf, 1964..

Значения в других словарях
Кампхаузен

, Вильгельм (Camphauysen, Wilhelm) 1818, Дюссельдорф — 1885, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Специализировался в жанре исторической живописи, особенно прославился батальными сценами, изображением всадников. Принимал участие как художник-репортер в войнах 1864, 1866, 1870—1871. Путешествовал во Францию, Нидерланды, Германию. Полотно Принесение силезскими выборными от сословий присяги на верность (1880, Дюссельдорф, Художественный музей) было посвящено принесению при..

Каналетто

(Canaletto), наст. Имя Канале, Джованни Антонио (Canale, Giovanni Antonio) 1697, Венеция — 1768, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у своего отца, театрального декоратора Б. Канале. Работал в Риме (1717—1720 и, возможно, в нач. 1740-х), Венеции, Лондоне (1746—1750, 1751—1756). Писал городские виды (ведуты). Начинал как художник-сценограф, помогая отцу в оформлении спектаклей для венецианских театров. В 1719—1720 участвовал в выполнении декораций для опер в театре Катрани..

Кано

, Алонсо (Cano, Alonso) 1601, Гранада — 1667, Гранада. Испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик. Первоначально учился у своего отца М. Кано, проектировщика и рисовальщика алтарей. После переезда семьи в Севилью с 1614 — в мастерской Пачеко, где встретился с Веласкесом и Сурбараном. Учился скульптуре в мастерской Хуана Мартинеса Монтаньеса в Севилье. Жизнь Кано, наделенного бурным темпераментом и неуживчивым характером, складывалась драматично. В 1637 после дуэли с одним из севильс..

Канова

, Антонио (Canova, Antonio) 1757, Поссаньо — 1822, Венеция. Итальянский скульптор, живописец. Крупнейший мастер неоклассицизма. Родился в селении Поссаньо на северо-западе Италии, в семье потомственных резчиков по камню. С пяти лет он был приобщен дедом Пазино к работе в камне. Начинал обучение у скульптора Дж. Бернарди, прозванного Бернарди-Торрето. Помогал Бернарди, работавшему над украшением приходских церквей Венето, парков вилл. В 1768 вместе с Бернарди перебрался в Венецию, работал сначала..

Дополнительный поиск Кандинский Кандинский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кандинский" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кандинский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа