Карлеварис

210

, Лука (Carlevaris Luca) 1663, Удине — 1730, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. С 1679 жил и работал в Венеции. В 1685—1690-х посетил Рим, где испытал влияние работ Дж. Паннини и Г. Ван Виттеля, но современник художника, автор статьи к словарю художников Пьетро Гуариенти (Abecedario pittorico.., 1753), справедливо подчеркнул его самостоятельность. "это был средний живописец, но он не учился там и сям". Карлеварис был высокообразованным человеком, профессором математики. На портрете кисти венецианца Б. Наццари (Оксфорд, Музей Ашмолеан) Карлеварис изображен с циркулем, глобусом, книгами, занятым науками. С математической точностью он рассчитывал размеры изображаемого пространства, оптический ракурс, распределение света и тени, прибегая к помощи камеры-обскуры.

Карлеварис заслужил прозвище Лука из Ка’Дзенобио, так как его покровителем был венецианский меценат Дзенобио, украшавший ведутами художника свой дворец. Произведения мастера охотно покупали и английские туристы, среди которых он тоже имел покровителей. Строящиеся по законам сценического пространства городские виды Луки Карлевариса всегда замкнуты архитектурными постройками, перегружены фигурками людей. Он любил изображать многолюдные сцены, вдохновляясь, по-видимому, произведениями римских мастеров бамбоччаты. В полотнах Пьяццетта во время карнавала (Венеция, частное собрание), Вход английского посла во Дворец дожей (Бирмингем, Художественный музей), Площадь Сан Марко (1720, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) с присущей художнику четкостью распределены освещенные и затененные зоны, в которых размещены отдельные группы людей, уравновешены цветовые пятна костюмов горожан, собравшихся на площади.

Но городской вид выглядит в его ведутах не как сценическая декорация, а как пейзаж, в котором передано световоздушное пространство. Более поэтичны ведуты Карлевариса с изображениями маленьких венецианских площадей (кампи и кампьелло) и расположенными на них церквами Санта Мария делла Формоза, Сан Моизе, Санта Мария деи Мираколи. В них почти нет фигур, и сами эти живописные церкви являются главным украшением тихих уголков Венеции. Особым очарованием обладают и ведуты Карлевариса со старыми средневековыми мостами — Мост в Вероне (Венеция, частное собрание), Церковный мостик у Санта Мария делла Салюте (Хартфорд, Атенеум), здесь он вводит стаффаж, словно сопоставляя приметы истории и жизнь современного города.

Издание гравюр по выполненным с помощью оптической камеры рисункам Луки Карлевариса, предпринятое венецианцем Доменико Ловиза в 1703 (Le fabbriche di Venezia), оказало значительное влияние на развитие ведуты в XVIII столетии и популяризацию ее в офорте. Карлеварис создавал также парадные портреты своего покровителя графа Бальби и членов его семейства (Портрет Катарины Бальби, Венеция, Ка’Реццонико). Дочь Л. Карлевариса Марианна Карлеварис (1703—1750) была художницей, последовательницей Р. Каррьера и тоже писала портреты семейства Бальби (Портрет Корнелии Фосколо Бальби, Венеция, Музей Коррер), детские портреты в нежной серебристо-голубой и пепельной гамме.Лит. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения.

М., 2002. Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia. Roma. 1960. Zompetti P. I vedutisti veneziani del Settecento. Venedig, 1967. Pallucchini R. Luca Carlevaris // Arte Veneta, 1971. Anno XXV. P. 158—160..

Значения в других словарях
Караваджо

, Микеланджело да (Caravaggio, Mihkelangelo da), наст. Имя Микеланджело Меризи 1573, Караваджо, Ломбардия — 1610, Порто д’Эрколе. Итальянский живописец. Учился у С. Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, Караваджо был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на о. Мальту. Здесь после ссоры с могущественным вельможей был брошен в тюрьм..

Караччоло

, Джованни Баттиста (Caracciolo, Giovanni Battista), прозв. Баттистелло (Battistello) Ок. 1570, Неаполь — 1637, Неаполь. Итальянский живописец. Караччоло принадлежит к мастерам неаполитанской школы, испытавшим сильное влияние Караваджо. Оно особенно чувствуется в таких работах Баттистелло, как Освобождение апостола Петра из темницы (1608, Неаполь, церковь Санта Мария делла Мизерикордия), Христос и самаритянка (Милан, галерея Брера), Чудо св. Антония (ок. 1607, Неаполь, церковь Сан Джорджо деи Дж..

Карновалли

, Джованни (Carnovalli, Giovanni), прозв. Пиччьо (Piccio — Малыш) 1804, Монтегрино Вальтравалья, Ломбардия — 1873, утонул в окрестностях селения Кальтара в р. По, близ Кремоны. Итальянский живописец. Ломбардская школа. С 1813 учился в Академии Каррара в Бергамо у последователя Батони Дж. Диотти. Работал в Бергамо, Кремоне, Милане. Много путешествовал пешком со своим другом, учеником Диотти, Дж. Трекуром, посетив Рим (1831, 1847), Венецию, Парму, Неаполь (1855). В 1840-е был во Франции и Швейцари..

Карпаччо

, Витторе (Carpaccio, Vittore) Ок. 1460—1465, Венеция — ок. 1526, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. По-видимому, учился у Джентиле Беллини. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Работал в Венеции по заказам церквей и т. Н. Младших скуол, объединявших ремесленников, а также выходцев из Далмации — славян и албанцев. Получал заказы от церквей Далмации. С 1507 участвовал в работе над циклом исторических композиций для зала Большого совета Двор..

Дополнительный поиск Карлеварис Карлеварис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Карлеварис" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карлеварис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа