Климт

202

, Густав (Klimt, Gustav) 1862, Вена — 1918, Вена. Австрийский живописец. Представитель стиля модерн (югендстиля). Учился в венской Школе художественных ремесел по классу живописи у Ф. Лауфбергера (1876—1883). В ранний период творчества следовал академическим традициям исторической живописи, сотрудничая с Макартом в исполнении монументальных декораций. В живописных панно, украшающих лестницу Музея истории искусств (1891), в серии малоформатных аллегорий 1890-х проявились влияния символизма, особенно живописи Ф. Кнопфа и Я. Торопа (Любовь, 1895, Вена, Исторический музей). В 1897 Климт был избран президентом новосозданного объединения художников и архитекторов "Сецессион", сыгравшего определяющую роль в становлении венского югендстиля.

В начале 1900-х по заказу Министерства культуры им были выполнены три монументальных панно, предназначенных для украшения актового зала университета (Философия, 1900. Медицина, 1901. Юриспруденция, 1903. Все погибли в 1945). Картины, в которых пессимистическое видение мирового развития олицетворялось эротичными фигурами обнаженных, вызвали скандал и были отвергнуты университетской профессурой. Новизна формы проявилась в асимметричных, неуравновешенных композициях, в противопоставлении плотных сплетений человеческих тел пространственным пустотам. Этапное произведение, ознаменовавшее наступление зрелого периода в творческой эволюции Климта, — Бетховенский фриз (1902), включенный в монументально-пластический ансамбль здания "Сецессиона".

Роспись, тянущаяся непрерывной полосой вдоль трех стен, задумана как образно-аллегорическое претворение Девятой симфонии Бетховена, точнее ее истолкования Р. Вагнером. Сильно вытянутые плоскостные фигуры располагаются в ритме, соответствующем изменениям музыкального темпа. Акцентируя контур, художник воспроизводит каноны искусства Византии, Древнего Египта, греческой архаики, одновременно достигая самостоятельной, "мелодической" выразительности линии. Активность орнаментики, покрывающей одежды и фон, усиливается блеском золотых и серебряных красок, рельефной проработкой узоров. В Бетховенском фризе предстает вполне сложившимся "золотой стиль" зрелого Климта, который проявился также в мозаиках, украшающих обеденный зал дворца Стокле в Брюсселе (1910), и в станковой живописи мастера.

Характерная особенность картин 1900-х — сочетание объемной моделировки лиц, рук, обнаженных частей тела с плоскостной декоративностью золотых и орнаментальных зон, наслаивающихся на фигуру (Юдифь I, 1901, Вена, Галерея австрийской живописи. Саломея, 1909, Венеция, Галерея современного искусства). Разнотипные узоры (скручивающиеся спирали, разбегающиеся завитки, россыпи цветов, ленточные арабески, шахматный ритм черных прямоугольников) образуют вязь абстрактных мотивов, в разрывах которой проступают фрагменты натуралистически трактованных фигур (Поцелуй, 1907—1908, Вена, Галерея австрийской живописи. Три возраста, 1908, Рим, Нац. Галерея современного искусства). В женских портретах Климта доминирует поток орнаментальных ритмов, пробегающих волной по сильно вытянутому вертикальному формату (Эмилия Флёге, 1902, Вена, Музей истории искусства.

Адель Блох-Бауэр, 1907, Вена, Галерея австрийской живописи). В 1910-х "золотой стиль" сменяется напряженной экспрессией в трактовке символического содержания (Девушка, 1913, Прага, Нац. Галерея. Невеста, 1917—1918, Вена, Галерея австрийской живописи). Значительное место в творчестве Климта занимают пейзажи, в которых его стиль эволюционировал от неоимпрессионизма к декоративной мозаичности, типичной для модерна (Поле маков, 1907, Вена, Галерея австрийской живописи. Дворец у воды, 1908, Прага, Нац. Галерея. Аллея в парке, 1912, Вена, Галерея австрийской живописи).Лит. Сармони-Парсонс И. Густав Климт. М., 1996. Нере Ж. Густав Климт 1862—1918. М., 2000. Gustav Klimt. Documentation. Salzburg, 1967. Novotny F., Dobai J. Gustav Klimt.

Salzburg, 1967. Hofmann W. Gustav Klimt und die Wiener Jahrhundert. Salzburg, 1970..

Значения в других словарях
Клементе

, Франческо (Clemente, Francesco) Род. 1952, Неаполь. Итальянский художник. Представитель трансавангарда (течения постмодернизма). Обучался профессии архитектора в Риме. В 1973—1974 совершил поездки в Индию и Афганистан. В живописи Клементе сферические пространства вмещают в себя самые разнообразные стилистические и иконографические элементы. Натуралистические изображения соседствуют с абстракцией, четкий рисунок перекрывается размашистыми мазками и расплывчатыми пятнами, разномасштабные фигуры ..

Клериссо

, Шарль Луи (Clerisseau, Charles-Louis) 1721, Париж — 1820, Отей. Французский рисовальщик, архитектор. Сыграл значительную роль в распространении декоративных элементов стиля неоклассицизм. Одним из первых в XVIII столетии стал использовать в проектах убранства интерьеров мотивы помпеянских росписей ("стиль Людовика XVI" или "арабески"). Его рисунки, исполненные в живописной манере в различных техниках (гуаши, акварели и т. Д.), со смягченными контурами архитектурных построек, великолепным знани..

Клингер

, Макс (Klinger, Max) 1857, Лейпциг — 1920, Гроссиена, близ Наумбурга. Немецкий живописец, скульптор, график. С 1854 занимался у Ф. Брауэра в Школе искусств Лейпцига. В 1874—1875 — в Академии художеств в Карлсруэ у К. Гуссова, а затем в 1876 посещал классы Академии художеств Берлина. Работал в Лейпциге и Берлине. В 1879 посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель (занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса). С 1881 переселился в Берлин, с 1883 жил в окрестностях города на вилле "Альберс" в Берлин-Штеглиц. В 1..

Клодель

, Камилла (Claudel, Camille) 1864, Фер-ан-Тарденуа — 1943, Вильнев-лез-Авиньон. Французский скульптор. Камилла воспитывалась в интеллигентной семье, ее родители ценили художественную одаренность своих детей и способствовали развитию их способностей. Брат Поль стал впоследствии известным писателем, сестра — пианисткой. Чтобы дети могли получить должное образование, семья переехала в Париж. Учителями Камиллы были известные скульпторы Буше, П. Дюбуа, но самую значительную роль в ее жизни и творчест..

Дополнительный поиск Климт Климт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Климт" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Климт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа