Клингер
, Макс (Klinger, Max) 1857, Лейпциг — 1920, Гроссиена, близ Наумбурга. Немецкий живописец, скульптор, график. С 1854 занимался у Ф. Брауэра в Школе искусств Лейпцига. В 1874—1875 — в Академии художеств в Карлсруэ у К. Гуссова, а затем в 1876 посещал классы Академии художеств Берлина. Работал в Лейпциге и Берлине. В 1879 посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель (занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса). С 1881 переселился в Берлин, с 1883 жил в окрестностях города на вилле "Альберс" в Берлин-Штеглиц. В 1867 выезжал с Бёклиным в Париж, посетил Италию (1886—1889), Лейпциг (1890), Флоренцию (1892). В 1892 стал одним из создателей "Общества берлинских художников", членом основанного Штуком "Мюнхенского Сецессиона". С 1897 — профессор графики Академии художеств Лейпцига.
В 1899 ездил в Пиренеи с целью приобретения мрамора для скульптуры Бетховен. С 1901 жил в Лейпциге-Плагвитц, где теперь создан музей художника. Писал картины на мифологические, аллегорические и литературные сюжеты. В ранних работах конца 1870-х сказалось влияние академической живописи на сюжеты из античной истории и литературных произведений (Смерть Цезаря, 1879, Лейпциг, Музей изобразительных искусств. Падение у стены, 1878, Берлин, Гос. Музеи). В 1880-е испытал влияние живописи символистов. Как и пейзажи фон Маре, Фейербаха, Бёклина, его картины населены аллегорическими или фантастическими существами (Морской бог в волне прибоя, 1884—1885, Гамбург, Кунстхалле). Театрализованная сцена с изображением обнаженной женщины в окружении ворона и цапли холодной натуралистичностью и академической выписанностью напоминает образы полотен А.
Фейербаха (Миссия, 1880, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Картины Вечер (1882, Дармштадт, Музей земли Гессен), Горное ущелье (1884), Летний пейзаж (1884—1885, обе — Гамбург, Кунстхалле) строятся по принципу горизонтально или вертикально удлиненного панно, к форме которого часто обращались символисты, подчиняя композиционное решение определенным ритмическим задачам. Как и других мастеров символизма, Клингера привлекала тема неумолимости смерти, он решал ее в аллегорических образах, апеллируя к произведениям мастеров прошлого. Под влиянием живописи художников Возрождения были созданы полотна Надгробный плач (1890, Дрезден, Картинная галерея) и Распятие (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
Характерная для символистов тема претворения мифа о золотом веке человечества получает развитие в работах Голубой час (1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Источник (1891—1892, Дрезден, Картинная галерея), в триптихе Воспоминание о Париже (1908, Вена, Музей истории искусства). Изображенные в этих полотнах фигуры юношей и девушек в пейзаже, то застывшие в неподвижности, то словно плывущие в медленном танце, призваны олицетворять красоту и естественность воображаемого мира. Ритмика контура, подчеркивающая выразительное разнообразие поз и движений фигур, пластика распределения цветовых пятен играют значительную роль в декоративно-плоскостном решении композиции. В исполненных в нижней части триптиха Воспоминание о Париже скульптурных орнаментальных деталях нашла выражение идея соединения различных видов искусств, занимавшая важное место в эстетике символизма.
В триптихе Христос на Олимпе (1897, Вена, Галерея австрийской живописи) написанные в пейзаже многочисленные персонажи из христианской истории перенесены в иную культурно-историческую среду. Полная иносказательного мифологического подтекста композиция должна, по замыслу художника, выразить божественное, высокодуховное начало. В этом позднем произведении проявились новые черты живописи Клингера — повышенная роль контура, большая сухость в ритмизации объемов, сводимых к цветовому пятну. Идея пластической выразительности цвета, поиск новой изобразительной формы увлекали Клингера и в скульптуре. Он использовал сочетания различных пород мрамора, золото, слоновую кость, раскраску (Бетховен, 1902, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
В плавных линиях фигур библейских и мифологических персонажей, полихромии мрамора (Саломея, 1893. Кассандра, 1895, обе — Лейпциг, Музей изобразительных искусств. Амфитрита, 1898, Берлин, Гос. Музеи) проявился декоративный талант художника. Клингер постоянно работал в графике, исполняя афиши для выставок "Венского Сецессиона", в которых сам принимал участие. Значительный интерес у мастеров XX в. (Де Кирико и др.) вызвала серия его акватинт Перчатка (1881). Художник вошел в историю европейского искусства как один из ярких представителей раннего югендстиля (стиля модерн).Лит. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989. Steiner U. Max Klinger als Maler. Wien, 1970. Max Klinger. Ausstellungskatalog. Leipzig, 1970.
Duckers A. Max Klinger. Berlin, 1976. Klinger Max. Leben und Werk in Daten und Bildern / Hrsg. Von S. Wega. Frankfurt am Main, 1976. Max Klinger. Wege zum Gesamtkunstwerk / Hrsg. M. Boetzkes, D. Gleisberg, E. Mai. Mainz am Rhein, 1984..
Дополнительный поиск Клингер
На нашем сайте Вы найдете значение "Клингер" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клингер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа