Лада

249

, Йозеф (Lada, Josef) 1887, Грусицы близ Праги — 1957, Прага. Чешский график, живописец, театральный художник. Начинал трудовую деятельность в одной из переплетных мастерских Праги (в 1902), где познакомился со многими современными книгами и журналами. Профессиональное обучение начал на вечерних курсах рисования при пражском Художественно-промышленном училище (1905—1906), продолжил в самом Училище (1906—1907). Тогда же стал сотрудничать в юмористической периодике, а также оформлял книги для детей. После Первой мировой войны прославился иллюстрациями к роману Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка. Член Общества художников "Манес" (с 1926) и объединения чешских графиков "Голлар". В 1947 получил звание народного художника.

Творчество Й. Лады известно широкой публике, в первую очередь, благодаря рисункам к Похождениям бравого солдата Швейка, созданным художником в середине 1920-х. Появившиеся сначала в виде приложения к журналу Чешское слово в 1923—1924 и насчитывавшие 540 листов, рисунки были изданы отдельной книгой в 1926. Мастер нашел удивительно адекватный поэтике и стилистике романа образ главного героя. Деланная наивность речей и поступков этого персонажа, демонстративная послушность грозному начальству — все эти свойства характера Швейка, сделавшие его сатирическим символом армейской системы старой Австро-Венгрии, воплощены в нарочито упрощенном, графическом изображении этого "бравого солдата". Лаконизм рисунка, при котором линия очерчивает лишь контур фигур, а объем намечен немногими штрихами внутри контура, не только не мешает выразительности, но и способствует акцентировке основного смысла каждой иллюстрации.

Значительную роль в доходчивости образов играет прием шаржированного подчеркивания их жестов и мимики. Много позднее, в 1953—1954, Лада создал цветной вариант иллюстраций к Швейку, насчитывающий 212 рисунков (издание осуществлено в 1955). Светлые нежные тона колорита, почти лишенные цветовой модуляции, хорошо соответствуют притчевой, сказовой манере литературного оригинала. Лада много работал для детской книги, он иллюстрировал сказки, сборники пословиц и поговорок, народные песни. Одной из первых подобных книг была Моя азбука, опубликованная еще в 1911, а потом неоднократно переиздававшаяся. Художник занимался и станковой графикой, чаще всего исполненной в технике гуаши или акварели. Его излюбленные мотивы — детские игры.

С трогательной нежностью изображаются ребятишки, поглощенные незатейливыми развлечениями. Мастер уподобляет свои картинки детскому рисунку, находя немного угловатые, но выразительные позы и жесты, строя пространственные планы друг над другом. Искусство Лады было востребовано и чешским театром. Он оформлял пьесу Волынщик из Стракониц Й. К. Тыла (1930) и оперу Б. Сметаны Проданная невеста (1936). В конце 1940—1950-х художник начал работу над мультфильмами, которые принесли ему успех.Лит. Йозеф Лада. Книга о художнике. Л., 1971. Йозеф Лада. Картинки похождений бравого солдата Швейка. По роману Ярослава Гашека. Прага, 1973. Pecirka J. Narodni umelec J. Lada. Praha, 1955. J. Lada. Vyber z malirskeho dila. Katalog vystavy. Praha, 1977. For?nek V.

Josef Lada. Praha, 1980. Hlavacek L. Josef Lada. Praha, 1986..

Значения в других словарях
Лабурер

, Франческо Массимилиано (Laburer, Francesco Massimiliano) 1767, Брюссель — 1831, Рим. Итальянский скульптор. Сын скульптора Массимилиано Лабурера (1739—1812), уроженца Брюсселя. Учился у своего отца и Б. Торвальдсена. Автор книги Описания барельефов, украшающих фриз Браччо Нуово, пристроенного при Пие VIII к музею Пио-Климентино (1812). В Риме имел прозвище "кавалер Массимилиано", с 1802 член Академии Св. Луки. С 1812 — профессор. С 1820 — президент Академии. Автор известных произведений. Стату..

Лагрене

Старший, Луи Жан Франсуа (Lagrenee, Louis Jean Francois, dit Aine) 1725, Париж — 1805, Париж. Французский живописец. Ученик К. Ванлоо, Лагрене сделал блестящую академическую карьеру (был директором Французской академии в Риме с 1781 по 1787) и прожил счастливую творческую жизнь. В 1749 получил римскую премию, провел в Риме полагавшиеся лауреатам четыре года и сразу по возвращении в Париж заслужил звание академика за мифологическую композицию Похищение Деяниры (1755, Париж, Лувр). С 1760 по 1762 ..

Лама

, Джулия (Lama, Giulia) 1681, Верона — 1747, Венеция. Итальянская художница венецианской школы. Малоизвестная при жизни, талантливая ученица Дж. Б. Пьяццетты. Джулия Лама писала стихи, увлекалась математикой, брала уроки у известного просветителя из Вероны Шипионе Маффеи. О ее поэтическом и живописном даре высоко отзывались современники. Она была приписана к гильдии венецианских живописцев. Лама создавала алтарные картины, полотна на библейские сюжеты, писала портреты. Аббат А. Конти отмечал в п..

Лампи

, Джованни Баттиста (Lampi, Giovanni Battista) 1751, Ромено, Южный Тироль — 1838, Вена. Живописец австрийского происхождения, много работавший в Италии. Обучался у М. Кёнинга и Ф. Н. Штрайхера в Зальцбурге. Затем — в Вероне у Ф. Лоренци, последователя П. Ротари. В 1773 был избран в члены веронской Академии художеств. В 1781—1788 находился в Австрии. В 1768 получил звание профессора венской Академии художеств за Портрет Иосифа II в костюме Великого магистра ордена Золотого руна. В 1788—1791 работ..

Дополнительный поиск Лада Лада

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лада" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лада, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 4 символа